• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 69

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Транспортный комплекс на рынке услуг

Транспортный комплекс на рынке услугК чему приведут сокращение производства и снижение
доходов населения?

Транспортный комплекс на рынке услуг«Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться опережающими темпами (относительно других секторов экономики)», указывается в представленном Минэкономразвития РФ прогнозе социально–экономического развития России до 2017 года.
Есть ли тому основания? В 2013 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась существенным падением, за исключением роста пассажирооборота (темп роста объема коммерческих перевозок грузов – 98%, коммерческого грузооборота – 98,5%, пассажиро-
оборота транспорта общего пользования – 103,2% по отношению к предыдущему году).
Снижение объема перевозок грузов в 2013 году наблюдалось на всех видах транспорта, кроме воздушного, снижение грузооборота – на всех без исключения.

Сигналы роста есть

Основными факторами снижения спроса на транспортные услуги названы сокращение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.
Но отмечены и сигналы роста. Так, итоги первого полугодия 2014 года демонстрируют, что наряду со снижением темпов перевозок грузов наблюдается незначительное увеличение грузооборота в коммерческом транспорте в целом по сектору. Основанная на них оценка 2014 года позволяет спрогнозировать падение коммерческих перевозок грузов на 0,7% и рост коммерческого грузооборота на 2,8% соответственно к уровню 2012 года. При этом пассажирооборот продолжает демонстрировать стабильный рост (5,5%).
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе Минэкономразвития прогнозирует следующий рост показателей деятельности транспортного комплекса в 2017 году к уровню 2013 года. Объем коммерческих перевозок грузов оценивается на уровне 3920,4 млн тонн (103,9%), объем грузооборота – 2660,4 млрд ткм (108,3%).
При этом отмечается, что в случае ускоренного темпа роста экономики объем коммерческих перевозок грузов составит 107,7% (4063,9 млн тонн), а грузооборота – 112,1% (2752,2 млрд ткм).
МЭР приводит интересную статистику внутритранспортной сегментации. Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически был распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом – примерно 30% каждый. Однако в последние годы тенденция изменилась. В 2013 году в структуре пассажирооборота доля воздушного транспорта составила 41,7%, железнодорожного – 25,6% и автомобильного – 22%. На городской электрический транспорт приходится порядка 10,4%, на водный – 0,12%. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение доли воздушного транспорта (более 46% в 2017 году).
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.
Предполагается, что пассажирооборот в 2014 году составит 570,1 млрд пасс.–км, а в 2017 году ожидается на уровне 612,8 млрд пасс.–км (113,5% к уровню 2013 года). Тогда как при благоприятных условиях в экономике рост составит 132,3% (714,4 млрд пасс.–км).

Меры господдержки

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2013 году были сохранены меры государственной поддержки, принятые еще в 2009 году. Общий объем расходов неинвестиционного характера (субсидии, взносы в уставные капиталы, не направленные на капитальное строительство) за счет средств федерального бюджета на поддержку транспортного комплекса в 2013 году составил порядка 94 млрд руб.
С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в отчетный период осуществлялось субсидирование: авиаперевозок населения с Дальнего Востока и из городов Восточной Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении; российским авиа-
компаниям на уплату лизинговых платежей за покупку региональных самолетов; на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, железнодорожных перевозок в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации; льготного проезда железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов; перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период. Кроме того, в первом полугодии 2013 года были приняты дополнительные меры государственной поддержки регио-
нальной авиации – субсидирование авиаперевозчиков на осуществление региональных авиаперевозок и формирование региональной маршрутной сети; субсидирование авиаперевозчиков в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо–Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов (взамен вышеуказанного механизма субсидирования по этим же округам); субсидирование авиаперевозчиков с целью
обеспечения доступности внутренних региональных авиаперевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе.
С целью развития пригородного железнодорожного сообщения в 2011–2013 годах осуществлялось субсидирование ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении в размере 25 млрд руб. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Начиная с 2015 года будет осуществлен поэтапный переход к компенсации в рамках долгосрочного транспортного заказа и соответствующих соглашений между Российской Федерацией и субъектами РФ затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, задействованную при осуществлении пригородных пассажирских перевозок по регулируемым субъектами тарифам. Вместе с тем объем средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета на компенсацию потерь для осуществления пригородных железнодорожных перевозок, составляет 25 млрд руб.

«Узкие места» недоинвестированы

Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств, повышение их доступности и, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.
При этом транспортная система России в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недоинвестированы и не обладают резервами «долговременной устойчивости».
Значительными «узкими местами» на сети железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам (Новороссийск, Санкт–Петербург), не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Порядка половины находятся в эксплуатации 50–75 и более лет.
Российская экономика из–за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери.

Инвестиции вырастут?

Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2013 году составили 396,6 млрд руб., в 2014 году ожидается порядка 358,7 млрд руб., говорится в прогнозе. В среднесрочной перспективе прогнозируется рост инвестиций за счет средств федерального бюджета. К 2017 году в случае сохранения текущих тенденций прогнозируется объем ассигнований из федерального бюджета порядка 549 млрд руб., а также 71,3 млрд руб. за счет средств ФНБ. При этом в случае благоприятных тенденций в экономике объем инвестиций из федерального бюджета будет больше на 262 млрд руб., а также средств ФНБ больше на 50 млрд руб. на развитие ВСМ–2.
В 2014–2017 годах общий объем средств, выделяемых за счет средств ФНБ на развитие приоритетных инфраструктурных проектов, составит 360 млрд руб.
Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2014–2017 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
– обеспечение объектов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году;
– завершение вводных объектов;
– проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно–частного партнерства (в том числе строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности;
– расширение «узких мест» транспортной инфраструктуры (в том числе развитие московского транспортного узла, включающего Московский авиационный узел, развитие восточного полигона БАМа и Транссиба);
– развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы «Социально–экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года», включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Кроме того, темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
В целом по всем источникам финансирования в 2014 году ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 1422,6 млрд руб., а к 2017 году при сохранении темпов роста экономики – на уровне 1827 млрд руб., в том числе порядка 718,9 млрд руб. за счет средств внебюджетных источников финансирования.
В случае более ускоренного роста экономики уровень инвестиций в 2017 году прогнозируется на уровне 2355 млрд руб., из них 803,5 млрд руб. – за счет внебюджетных источников.
Однако МЭР предупреждает, что в связи с неблагоприятной ситуацией в экономике существует риск снижения финансирования, в первую очередь из федерального бюджета, относительно предложенных вариантов.

t1.jpg

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира БУРНОВА

30.10.2014

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 138

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 186

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 158

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 157

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 152

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 143

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все