• июля 27, 2017 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской…

  • июля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Внесены изменения

    Подписано постановление Правительства РФ об изменениях в Правилах дорожного движения. В целях защиты окружающей среды от воздействия выбросов автомобилями вредных (загрязняющих) веществ введены новые…

  • июля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Противоречия устранены

    Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности». Законопроектом предлагается исключить из…

  • июля 27, 2017 11

    Хроника 24 – 30 июля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха в Улан–Удэ.
    В Казани прошло совещание с начальниками территориальных управлений Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
    Строители приступили к устройству верхней части фарватерных опор моста через Керченский пролив.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

В приоритете – скорость, надежность и комфорт

133_s.jpgВызов для мегаполиса – формирование удобной и привлекательной транспортно–коммуникативной среды.

133.jpgТранспортная система Санкт–Петербурга отличается от многих российских городов: во–первых, она представлена всеми видами общественного транспорта, включая подземный и водный, – это автобусы, трамваи, троллейбусы, аквабусы и метро. Во–вторых, городская территория словно изрезана реками, речушками, многочисленными рукавами, каналами и протоками, берега которых соединяют более 340 мостов.
Кроме того, движение транспорта по улицам Санкт–Петербурга имеет свои особенности, обусловленные географическими и историческими причинами. Многие улицы центральной части, а также набережные имеют одностороннее движение. Большинство мостов через Неву разводятся на ночные часы в соответствии с расписанием, и движение любого транспорта по ним прекращается. К тому же в часы пик нередки заторы на дорогах. Поэтому перед правительством города, и перед Комитетом по транспорту в частности, стоит задача эффективно организовать транспортные потоки, соблюсти интересы частных и муниципальных перевозчиков, обеспечить безопасность пассажиров и решить целый ряд других вопросов, включенных в государственную политику Санкт–Петербурга в сфере городского и пригородного транспорта. О том, как удается реализовывать поставленные задачи, какие нововведения обретают реальные черты, мы побеседовали с председателем Комитета по транспорту администрации Санкт–Петербурга Александром ВОРОБЬЕВЫМ.
– Александр Георгиевич, давайте начнем разговор с проблемы пассажирских перевозок. В городе есть государственные и частные перевозчики. Как между ними складываются отношения и есть ли непримиримые разногласия?
– В настоящее время автобусные маршруты регулярных перевозок Санкт–Петербурга обслуживают 17 перевозчиков, 16 из которых являются частными компаниями, и лишь Пассажиравтотранс – государственное предприятие. Его доля в общем объеме социальных перевозок составляет 64%. Крупнейшими негосударственными перевозчиками являются ОАО «Третий парк» и ООО «ПИТЕРАВТО» (более 25% рынка), 8 компаний относятся к среднему сегменту рынка, 6 компаний относятся к сегменту малых компаний, их доля составляет от 0,5 до 1,8% перевозок. Сегодня СПб ГУП «Пассажиравтотранс» обслуживает исключительно социальные маршруты (141 маршрут), при этом на маршрутах ежедневно находятся 1383 автобуса большой и особо большой вместимости.
Отношения между государственным и частным перевозчиком строятся на основе договоров. Приоритетом на законных основаниях пользуется Пассажиравтотранс. В конце 2010 года в закон Санкт–Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт–Петербурге» было введено понятие «обеспечивающая транспортная сеть». Это группа маршрутов регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, составляющих транспортную сеть, обеспечивающую минимальную потребность города в регулярных перевозках.
На маршруты, входящие в обеспечивающую транспортную сеть, до настоящего времени договоры заключались исключительно с СПб ГУП «Пассажир-
автотранс» без проведения конкурса. Остальные социальные маршруты (250) и 100% коммерческих маршрутов (306) обслуживались частными перевозчиками по результатам конкурсов. Указанная практика была обжалована частными перевозчиками в судебном порядке в 2014 году. Пункт 4 статьи 6–1 названного выше закона был признан не соответствующим пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона. «О защите конкуренции». В настоящее время комитет по–прежнему имеет полномочия по установлению обеспечивающей транспортной сети, но после окончания действующего договора с СПб ГУП «Пассажиравтотранс», а он действует до 31 декабря 2018 года, указанные маршруты должны быть выставлены на конкурс.
– Есть ли проблема нелегальных перевозок?
– В настоящее время на территории Санкт–Петербурга зафиксирована деятельность четырех перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа при отсутствии договора с Комитетом по транспорту. В их отношении в соответствии со статьей 42 закона Санкт–Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт–Петербурге» применяются меры административного воздействия. Законом предусмотрен административный штраф на должностных лиц: на индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.
Кроме того, комитетом стала применяться такая мера, как изъятие документов и транспортных средств на период производства по делу об административном нарушении. Так, комитетом были изъяты 4 свидетельства о регистрации транспортных средств, а также 9 транспортных средств. Такая мера является наиболее эффективной в пресечении незаконной деятельности – нелегальный перевозчик лишается реальной возможности осуществлять пассажирские перевозки.
– Насколько актуально для города создание транспортно–пересадочных узлов?
– Создание ТПУ является актуальной задачей и нашло свое отражение в государственной программе Санкт–Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга на 2015–2020 годы».
В настоящее время по заказу КРТИ разрабатывается предпроектная документация по объекту «Организация перво-
очередных транспортно–пересадочных узлов в Санкт–Петербурге». Целями предпроектных работ являются определение мероприятий по созданию или реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, определение инвестиционной привлекательности их реализации и привлечения внебюджетных источников финансирования. Кроме того, в рамках научно–исследовательской работы «Разработка подпрограммы реализации транспортно–пересадочных узлов пассажирского транспорта в местах соприкосновения маршрутных сетей Санкт–Петербурга и Ленинградской области с учетом необходимости создания перехватывающих парковок в составе ТПУ», выполняемой по заказу автономной некоммерческой организации «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области», рассматриваются ТПУ 2–го уровня «Рыбацкое», ТПУ 2–го уровня «Купчино», ТПУ 1–го уровня «Парнас», ТПУ 2–го уровня «Южная» – «Шушары».
– В Санкт–Петербурге внедряется бескондукторное обслуживание пока на уровне пилотных проектов. Что показал эксперимент?
– С 1 апреля прошлого года в СПб ГУП «Горэлектротранс» на троллейбусном маршруте № 8 и в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» на автобусном маршруте № 21 проходят обкатку пилотные проекты по бескондукторной системе оплаты проезда. Все транспортные средства, работающие на троллейбусном маршруте
№ 8, оснащены аппаратами чешского производства по продаже разового билета, принимающими к оплате монеты без функции выдачи сдачи. Аппараты характеризуются низкой стоимостью, малыми габаритами и простотой обслуживания. Недостатком является отсутствие функционала выдачи сдачи.
С ноября 2014 года на одном из транспортных средств, работающих на троллейбусном маршруте № 8, проходит опытная эксплуатация аппарата по продаже разового проездного билета, разработанного петербургской компанией ЗАО «ЭЛСИ». Аппарат принимает к оплате монеты и купюры и выдает сдачу монетами. Эксперимент показал, что наш аппарат дает более высокую часовую выручку в сравнении с аппаратами без сдачи. К недостаткам следует отнести большие габариты, сложность крепления, а также более высокую стоимость обслуживания.
На автобусном маршруте
№ 21 транспортные средства оснащены аппаратами по продаже разовых проездных билетов, принимающими к оплате монеты и купюры и выдающими сдачу монетами, производства российской компании ЗАО «Штрих–М». Аппараты предоставлены для тестирования на безвозмездной основе. Они характеризуются малыми габаритами, но имеется ряд претензий к конструктивным особенностям. Компания–производитель проводит доработку предоставленного для тестирования оборудования.
В ходе реализации пилотных проектов было выявлено, что на транспортных средствах при отсутствии в салоне кондуктора наблюдается снижение выручки от реализации разовых билетов до 35% и количества зарегистрированных поездок по электронным билетам до 5%, даже при увеличении количества проверочных мероприятий, осуществляемых контролерами–ревизорами. Мы прорабатываем вопрос о внесении изменений в действующую нормативно–правовую базу в части наложения штрафных санкций за безбилетный проезд. Вместе с тем проводится тестирование оборудования подсчета пассажиропотока, позволяющего автоматически определить количество вошедших в транспортное средство пассажиров и количество пассажиров, оплативших проезд. На 2015 год запланировано закупить и установить 20 комплектов оборудования.
 – На какой стадии находится проект по оплате проезда в общественном транспорте банковской картой?
– В настоящее время в ГУП «Петербургский метрополитен» ведутся работы по установке оборудования оплаты проезда с использованием бесконтактных банковских карт.
В рамках проработки возможности использования бесконтактных банковских карт для оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте с одной из платежных систем достигнута предварительная договоренность о реализации пилотного проекта и предоставлении СПб ГУП «Пассажиравтотранс» 20 комплектов оборудования для установки в подвижном составе в первом квартале 2015 года.
– Светофоры в городе оснащены звуковым сигналом. Расскажите подробней о системе «Говорящий город».
– Светофоры в нашем городе оснащаются как звуковыми, так и голосовыми устройствами для повышения безопасности маломобильной категории граждан. Заказчиком этих работ выступает СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга», подведомственное КРТИ. Устройства информируют граждан о включении и длительности разрешающего сигнала светофора для перехода проезжей части. В голосовом варианте исполнения устройство сообщит, что переход такой–то улицы разрешен, и проинформирует об окончании времени горения зеленого сигнала для пешеходов. Для комфорта граждан, проживающих в непосредственной близости от мест установки такого оборудования, громкость данных устройств на период вечернего и ночного времени автоматически снижается или полностью отключается.
В декабре 2013 года за счет средств городского бюджета приобретено 1600 комплектов оборудования системы «Говорящий город» для оснащения всего подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс» (1385 комплектов) и 215 автобусов СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
– Каковы перспективы организации в Санкт–Петербурге легкорельсового транспорта?
– Динамика развития Петербургского метрополитена, сформировавшаяся в последние годы, низкий уровень финансирования строительства метро не позволяют обеспечить его обновление в объемах, адекватных сегодняшним потребностям города. При указанных обстоятельствах развитие современной системы легкорельсового транспорта может и должно рассматриваться как приоритетное направление повышения качества транспортного обслуживания населения.
По определению комиссии Международного союза общественного транспорта ЛРТ – это транспорт с опорой на рельсовое полотно, который может постепенно развиваться из трамвая в скоростную рельсовую систему, эксплуатируемую частично на обособленном от прочего транспорта полотне.
Применительно для Санкт–Петербурга ЛРТ – это результат закономерного развития традиционного трамвая с учетом применения технологий, обеспечивающих высокое качество сервиса – скорость, надежность и комфорт. Такими технологиями являются обособленные пути, приоритет при проезде пересечений с улично–дорожной сетью, организация комплексной системы информатизации и связи, низкопольный подвижной состав, удобные платформы станций и т. д.
В настоящее время в высокой стадии проработки находятся две линии ЛРТ: Пулково – станция метро «Купчино» и «Рыбацкое» – Колпино. По информации Комитета по инвестициям Санкт–Петербурга в настоящее время выполнены работы по корректировке проектной документации по строительству линии ЛРТ Пулково – станция метро «Купчино». Ориентировочный срок получения положительного заключения экспертизы – май 2015 года.
По информации КРТИ по заказу «Дирекции транспортного строительства» разрабатывается проектно–сметная документация по реконструкции Петрозаводского шоссе, в составе которой предусматривается коридор для ЛРТ от станции метрополитена «Рыбацкое» до Колпино. Технико–экономическое обоснование строительства размещено в сети Интернет на официальном сайте администрации Санкт–Петербурга на странице Комитета по транспорту.
Кроме того, на сегодняшний день по заказу АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области» выполнена научно–исследовательская работа «Разработка подпрограммы реализации наземного рельсового транспорта, соединяющего центральные районы Санкт–Петербурга и новые зоны развития городской агломерации. Некоторые материалы также размещены на официальном сайте администрации города на странице Комитета по транспорту.
– Знаю, что у вас есть водный пассажирский транспорт, аквабусы. Какое у него будущее и есть ли оно вообще?
– В 2010 году эксплуатировались четыре городских маршрута водного транспорта Санкт–Петербурга: Пригородная, Приморская, Курортная и Центральная линии. В следующем году перевозка пассажиров и их багажа осуществлялась по пяти городским маршрутам водного транспорта – добавилась Невская линия. В 2013 году перевозка пассажиров должна была осуществляться по трем городским маршрутам водного транспорта, однако договоры на перевозку по Центральной и Курортной линиям были расторгнуты, и в навигационные периоды 2013 и 2014 годов работала одна Приморская линия.
Субсидирование работы маршрута было сохранено только для будних дней, в выходные дни перевозки осуществлялись на условиях самоокупаемости. Для выходных дней предельный тариф составлял 300 руб. на всем маршруте и 180 и 120 руб. по участкам соответственно. Всего за период навигации 2014 года перевезены 39 989 пассажиров.
В настоящее время ведется работа по расторжению договора об осуществлении регулярных перевозок водным транспортом по Приморской линии в связи с фактическим выполнением работ в течение пяти навигационных периодов.
Если сравнить количество предусмотренных ежегодных субсидий и количество перевезенных пассажиров, то можно сделать вывод о достаточно активном использовании этого вида транспорта в 2010–2011 годах. Условная стоимость проезда одного пассажира для бюджета составляла 247–286 руб.
В 2012 году при выделении большего объема субсидий – 142 млн руб. – зафиксировано резкое снижение количества пассажиров: 139 тыс. человек. Таким образом, условная стоимость проезда одного пассажира для бюджета существенно выросла и составила 1021 руб. В следующем году размер субсидий и количество перевезенных пассажиров было симметрично уменьшено, негативная тенденция сохранилась.
По итогам навигации 2013 года было принято решение об уменьшении выделяемых субсидий в 2014 году до 18 млн руб. и сохранении только одного маршрута, который в большей степени выполнял транспортную функцию.
В связи с тем, что данный маршрут используется пассажирами преимущественно для совершения поездок в туристических целях, перевозки этим видом транспорта не могут быть признаны социально значимыми. Их субсидирование из бюджета в условиях дефицита не представляется целесообразным.
Для принятия решения о перспективах развития водных перевозок пассажиров в 2014 году по заказу Агентства внешнего транспорта была выполнена научно–исследовательская работа «Анализ рынка пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в Санкт–Петербурге и разработка перспективных направлений его развития». Для определения спроса пассажиров на перевозки аквабусом специалисты провели обследование пассажиропотока таблично–опросным методом.
В соответствии с результатами анализа представляется оптимальным решением предоставление субсидий из бюджета на реализацию перевозок пассажиров преимущественно с культурно–бытовыми целями, а развитие отрасли перевозок пассажиров водным транспортом будет стимулироваться предоставлением городской инфраструктуры в аренду физическим и юридическим лицам. Это позволит и сбалансировать спрос и предложение на культурно–бытовые перевозки водным транспортом, и оптимизировать расходы и доходы бюджета Санкт–Петербурга, и стимулировать развитие туристической отрасли в части повышения конкурентоспособности и привлекательности Санкт–Петербурга.

Беседу вела
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»

26.03.2015

№ 30 (993) 24 – 30 июля 2017 года

Транспортная политика 31

Безопасность – главное!

Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ Одной из главных на совещании стала тема обеспечения безопасности…
ЧМ-2018 33

На футбол – проезд бесплатный

Соответствующие билеты можно будет бронировать уже под Новый год ИЗ ПЕРВЫХ РУК Результаты работы бесплатного транспорта для болельщиков во время…
Автомобильные дороги 25

Когда бюджет сказал «нет»

Рынок инфраструктурных проектов замер в ожидании ПРАВОВОЕ ПОЛЕ Расходы российского бюджета на инфраструктуру в денежном выражении продолжают…
Транспортная инфраструктура 30

«Крымская волна» – сюрпризами полна

Новый аэропорт Симферополя примет первых пассажиров уже в марте 2018 годаАЭРОПОРТЫ В день профессиональной экскурсии – посещения строительной…
Воздушный транспорт 20

«Открытое небо»

Его столицей стал центр авиации общего назначения на аэродроме Первушино, что в пригороде Уфы СЛЕТ Творцами авиации с самого ее зарождения были…
Безопасность 21

Высокая оценка экспертов

На тысячу требований – ни одного несоответствия ОБОЗРЕНИЕ Статистики давно доказали, что самый безопасный вид транспорта – это самолет. Подсчитано,…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все

Ежедневный мониторинг. Транспортный комплекс в зеркале прессы