• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 37

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

ГЛОНАСС – для нас

ГЛОНАСС – для насУникальные технологии отечественной навигационной системы получают широкое распространение на транспортном комплексе России.

ГЛОНАСС – для насНедавно председатель Правительства РФ Владимир Путин провел в Рязани совещание по вопросу использования технологий ГЛОНАСС в интересах социально–экономического развития регионов. «Создание национальной навигационной системы мы определили в качестве одного из приоритетов, – отметил он. – И для нас одинаково важны как оборонные, так и сугубо гражданские аспекты этой программы».
ГЛОНАСС должна приносить реальную помощь экономике. Большая перспектива в ее использовании связана с повышением эффективности экстренных, спасательных, аварийных и медицинских служб. Работу структурных подразделений МЧС, МВД, медицинских служб, кадастровый учет и контроль сложных технических сооружений скоро нельзя будет представить без национальной навигационной системы. Большая работа по ее внедрению и использованию в транспортном комплексе страны осуществляется Минтрансом России в рамках реализации мероприятий ФЦП «Глобальная навигационная система».


На новом качественном уровне

ГЛОНАСС позволяет на качественно ином уровне выстраивать транспортные потоки, деятельность муниципального транспорта и экстренных служб, повышать безопасность, снижать издержки, грамотно планировать перспективное развитие городов и поселений. В целом программные мероприятия выполняются Минтрансом России своевременно, в полном объеме и направлены на развитие и эффективное использование системы в интересах транспортного комплекса.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 на транспортном комплексе Российской Федерации оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или
ГЛОНАСС/GPS подлежат воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации; морские суда и суда внутреннего речного и смешанного (река–море) плавания; автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов; средства, обеспечивающие синхронизацию времени.
Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и реализуется Межведомственный план оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, соответствующие планы разработаны и выполняются подведомственными министерству федеральными агентствами. Для проведения единой организационно–технической политики в этом направлении функции единого государственного заказчика подпрограммы «Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в области транспорта» ФЦП «ГЛОНАСС» с 2010 года возложены на Министерство транспорта РФ. Реализация такого решения межведомственной рабочей группы позволит сбалансировать выполнение программных мероприятий в сфере транспорта, исключить дублирование при формировании тематик работ и повысить эффективность взаимодействия видов транспорта путем применения унифицированных решений.
В рамках разработки нормативно–правовой базы по линии Минтранса России и подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств до конца 2011 года планируется подготовить 51 нормативный документ. Из них по состоянию на 9 августа текущего года утверждены 4, разрабатываются 19, находятся в стадии согласования или утверждения 28 документов. Выпущены ведомственные нормативные акты, в том числе регулирующие порядок публикации аэронавигационных данных, определяющие виды и условия оснащения технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации. Разработаны требования к аппаратуре ГЛОНАСС, устанавливаемой на дорожно–уборочную технику.
Особое внимание министерство уделяет вопросам безопасности при перевозке людей, тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов. Использование систем спутникового мониторинга позволяет наиболее эффективно осуществлять контроль таких перевозок. 30 июля текущего года Правительством РФ утверждена разработанная Минтрансом России программа «Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте», в которой предусмотрено широкомасштабное использование технологий ГЛОНАСС. В первую очередь это касается систем спутниковой диспетчеризации и контроля межсубъектных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Для обеспечения транспортной безопасности населения на автомобильном и городском пассажирском транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на нем, введения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, создания единого сводного расписания по межрегиональным маршрутам и других целей Минтранс России предлагает создать Федеральное агентство автомобильного и городского пассажирского транспорта и наделить его необходимыми полномочиями.
Важнейшая роль в разрабатываемой Минтрансом России системе сбора платы за проезд по федеральным дорогам транспортных средств, максимальная масса которых превышает 12 тонн, а также в организации контроля за их передвижением отводится технологиям ГЛОНАСС. Во все технические регламенты включены требования об обязательном оснащении соответствующих транспортных средств отечественным навигационным оборудованием. Требования к электронным устройствам учета времени труда и отдыха экипажей транспортных средств (тахографам) также предусматривают обязательное их оснащение модулем ГЛОНАСС/GPS.
При участии федерального сетевого оператора ОАО «Навигационно–информационные системы» Минтрансом России для повышения эффективности навигационно–связного обеспечения транспортного комплекса страны в ближайшее время будет определен ведомственный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.
Ну а каковы результаты работ по внедрению системы ГЛОНАСС в подведомственных Минтрансу агентствах и на видах транспорта?

На автомобилях и дорожной технике

Создание единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля за выполнением госзаказа на содержание автодорог федерального значения осуществлено Росавтодором в рамках реализации пилотных проектов. Для этого в 2009 году закуплено и поставлено 3688 единиц бортовых навигационно–связных терминалов на сумму 41,49 млн руб. В настоящее время централизованно за счет средств федерального бюджета в каждом из 22 органов управления дорожным хозяйством установлена серверная часть для централизованного сбора навигационных данных и клиентская часть в составе программно–технологического комплекса единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля за выполнением госзаказа на содержание федеральных автодорог с использованием навигационной аппаратуры ГЛОНАСС.
До конца 2010 года планируется установка такого программного обеспечения в остальных 13 органах управления дорожным хозяйством. Всего в системе будут зарегистрированы ТС порядка 160 дорожно–эксплуатационных предприятий. В государственных контрактах на содержание автомобильных дорог федерального значения предусмотрены требования к подрядным организациям о наличии бортовых навигационно–связных терминалов для подключения к единой автоматизированной системе навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа.
По мнению специалистов, внедрение такой системы обеспечит непрерывный контроль за количеством и качеством выполненных работ по содержанию федеральных дорог, новый уровень принятия решений заказчиком об оплате работ по содержанию автомагистралей, сокращение на 20–30% потерь от хищений грузов и нецелевого использования транспортных средств, повышение дисциплины водителей.
Актуальной задачей для России является внедрение систем автоматизированного управления городским пассажирским транспортом. Их использование обеспечивает оперативный контроль движения транспортных средств по маршрутной сети. Под руководством Минтранса России с 1996 года в городах и регионах страны выполняются научные разработки и создаются автоматизированные системы диспетчерского управления автомобильным и городским пассажирским транспортом, в том числе с использованием спутниковых систем мониторинга на базе ГЛОНАСС. Пилотные проекты навигационных систем создаются на принципах софинансирования с участием средств федерального бюджета, регионов и муниципалитетов. К настоящему времени проведено оснащение навигационной аппаратурой потребителей и поставлено программно–технологическое обеспечение для автоматизированных навигационных систем более чем в ста городах сорока регионов России.
Всего только на пассажирском транспорте под контролем навигационных систем в круглосуточном режиме работают около 30 тыс. единиц транспорта. Самая большая система действует в Московской области – контролируется более 6 тыс. автобусов. В Омске в этом году будет внедрена навигационная система, полностью построенная на использовании приемников ГЛОНАСС на почти 1,5 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев. Все машины оснащаются таким оборудованием комплексно с решением вопросов безопасности и поддержки социально незащищенных пассажиров. Все пассажирские транспортные средства комплектуются по технологии «умный автобус»: автоматическое объявление остановок с использованием ГЛОНАСС, электронные табло, бегущая строка и видеокамера в салоне, голосовая связь, автоматический подсчет пассажиров.
Минтранс России поддерживает предлагаемое ОАО «НИС» объединение разрозненных навигационных систем для разных видов транспорта в единые комплексные региональные системы. Это позволит более эффективно решать не только задачи планирования и контроля транспортного обслуживания, но и повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Необходимость обеспечения безопасного, надежного и эффективного перемещения людей и грузов создает предпосылки для формирования под эгидой Министерства транспорта национальной платформы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России. ИТС планируется создавать в городах, а также на сети автомобильных дорог федерального значения, где отмечается наиболее высокий уровень интенсивности движения транспортных потоков.
В 2010 году будет завершено строительство автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск. На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного федерального округа. Магистраль протяженностью свыше 2 тыс. километров имеет важное социально–экономическое, стратегическое и оборонное значение. В связи с отсутствием необходимой дорожной инфраструктуры и удаленностью населенных пунктов, через которые проходит дорога «Амур», остро стоит задача контроля перевозок по ней людей и грузов. Решить ее планируется путем создания комплексной системы обеспечения безопасности перевозок на федеральной трассе, функционирующей на базе технологий ГЛОНАСС и спутниковой связи и взаимодействующей с системой ЭРА–ГЛОНАСС.

На воздушных судах

В качестве приоритетной задачи гражданской авиации определено создание автоматизированных систем организации воздушного движения (ОрВД) нового поколения (с использованием глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS), содержащих элементы искусственного интеллекта для быстрого принятия диспетчером оптимального решения в условиях увеличивающегося спроса на воздушные перевозки. Для решения этой задачи в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» выполняются работы по оснащению воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, разработке и внедрению наземных систем функциональных дополнений ГЛОНАСС/GPS – GBAS/GRAS. Оборудованием спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS оснащены 367 воздушных судов отечественного производства.
Важной частью будущих автоматизированных систем ОрВД станет решение задачи наблюдения за полетом воздушного судна как с помощью современных радиолокационных средств, так и с помощью автоматического зависимого наблюдения (АЗН), базирующегося на использовании системы ГЛОНАСС. Применение системы АЗН позволит улучшить характеристики поля наблюдения на маршруте и в зоне аэродрома, а также обеспечить: наблюдение за воздушными судами авиации общего назначения, в том числе на малых и предельно малых высотах, в сложных метеоусловиях; наблюдение за малоразмерными беспилотными летательными аппаратами; повышение эффективности поисково–спасательных операций; предупреждение экипажа об опасном сближении с другим воздушным судном и землей. Использование системы АЗН позволяет в десятки раз снизить затраты на модернизацию средств наблюдения, уменьшить эксплуатационные затраты, повысить точность определения координат воздушных судов.
Острым вопросом форсированного развития системы ГЛОНАСС в интересах воздушного транспорта, в том числе региональной авиации, является реализация постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641, связанная с трудностями экономического, юридического и технического характера. Ведь оснащение воздушных судов аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS проводится за счет собственных средств авиакомпаний, при этом во многих случаях стоимость таких работ соизмерима с остаточной стоимостью воздушных судов, таких как Ан–2, Як–18, Ми–2 и других. Бюджетное финансирование мероприятий по оснащению навигационной аппаратурой не предусмотрено даже в отношении воздушных судов, находящихся на балансе государственных предприятий и учреждений.
Крупные российские авиаперевозчики эксплуатируют в основном воздушные суда зарубежного производства, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации GPS. Для установки на них оборудования ГЛОНАСС/GPS потребуется разработка конструкторской документации разработчиком воздушного судна, что повлечет за собой значительные финансовые затраты для эксплуатантов. Вместе с тем по составу и техническим характеристикам навигационного оборудования воздушные суда отвечают требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Кроме того, на условиях лизинга эксплуатант, как правило, не имеет права вносить какие–либо изменения в конструкцию и комплектацию воздушного судна. Технически сложно обеспечить оснащение аппаратурой ГЛОНАСС сверхлегких воздушных судов (самолетов, вертолетов, дельтапланов, дирижаблей и т. п.). В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в постановление Правительства РФ № 641 для уточнения перечня воздушных судов, подлежащих обязательному оснащению аппаратурой ГЛОНАСС.
По мнению специалистов, оснащение региональных и местных аэродромов с малым числом взлетов–посадок системами захода на посадку GBAS (ДЖИБАС) и системами наземного базирования для обеспечения операций в аэродромной зоне GRAS (ДЖИРАС) позволит снизить стоимость аэродромного обслуживания и цену авиабилетов, улучшив за счет этого доступность авиаперелетов для населения. При этом внедрение современных систем спутниковой навигации повысит эффективность использования воздушного пространства, ускорит переход к уведомительной системе согласования маршрутов полетов, будет стимулировать развитие малой авиации и увеличение заказов на приобретение воздушных судов, что даст дополнительный стимул к развитию аэродромной сети России.
В рамках выполнения мероприятий ФЦП «ГЛОНАСС» к началу 2010 года развернуто 7 комплектов оборудования функциональных дополнений наземного базирования GBAS в аэропортах: Тюмень, Красноярск, Самара, Сургут, Хабаровск, Надым и Ноябрьск. Все развернутые станции GBAS (ЛККС–А–200) работают в режимах «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS» и в настоящее время выполняют только функцию мониторинга состояния навигационных полей, но не допущены к обеспечению посадки воздушных судов, поскольку не выполнена их летная проверка.
Проблемой второго направления реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» является то, что закупка и установка наземных средств функциональных дополнений системы ГЛОНАСС (GBAS/GRAS) в 2010 и 2011 годах должна осуществляться только за счет внебюджетных источников финансирования. Минтранс России считает целесообразным рассмотреть вопрос о финансировании развертывания наземных средств функциональных дополнений системы ГЛОНАСС (GBAS/ GRAS) в 2010 и 2011 году за счет средств федерального бюджета, а также предусмотреть бюджетное финансирование указанных мероприятий при разработке и утверждении ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы
ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».

На морских и речных судах

Реализация постановления Правительства РФ № 641 об оснащении морских судов и судов внутреннего речного и смешанного (река–море) плавания аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС начиная с текущего года позволит существенно повысить безопасность перевозок. Важным является решение вопроса оснащения речных судов системой отображения электронных навигационных карт и информации и автоматическими информационными системами. Во всех этих современных системах информация глобальной навигационной спутниковой системы
ГЛОНАСС/GPS является основной. Судоводитель постоянно видит на электронной карте картографической системы свое судно и окружающие его плавсредства и может безопасно идти по заданному курсу.
В настоящее время навигационно–техническими сооружениями обеспечено 48 из 101 тыс. км внутренних водных путей, к 2015 году в результате реализации перечисленных мероприятий будет создано сплошное высокоточное навигационное поле, которое обеспечит судоходство на всем протяжении ВВП. Применение спутниковых технологий создаст условия для круглосуточной и всепогодной работы судов речного флота в условиях ограниченной видимости и в темное время суток, при отсутствии габаритов судового хода, что даст значительный экономический эффект. Применение систем спутниковой навигации минимизирует роль человеческого фактора, зачастую приводящего к авариям при лоцманской проводке судов в акваториях морских и речных портов.
В Российской Федерации, в соответствии с Концепцией речных информационных служб, принятой Рабочей группой по внутреннему водному транспорту ЕЭК ООН, предполагается создать семь зон речных информационных служб на Единой глубоководной системе, соответствующих зонам ответственности бассейновых органов государственного управления внутренних водных путей, с целью обеспечения управления движением судов и перевозками во взаимосвязи с другими видами транспорта. Задачи на ближайший период в этой сфере включают: разработку и утверждение нормативно–правовой базы судовождения на ВВП РФ с использованием информации ГЛОНАСС/GPS; завершение создания электронных карт на всем протяжении ВВП; оснащение судов внутреннего и прибрежного плавания системой отображения электронных навигационных карт (СОЭНКИ) и автоматическими информационными системами (АИС).
На сегодняшний день средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS оснащены 1918 судов. Из них 1537 судов Морского Регистра и 381 судно Речного Регистра. К концу текущего года планируется оснащение еще 218 судов и 10 береговых комплектов технического флота ГБУ средствами мониторинга с использованием системы ГЛОНАСС, а также не менее 250 судов – комплексами оборудования с использованием навигационной аппаратуры ГЛОНАСС в интересах ГБУ вод-ных путей и сообщений. Росморречфлотом в соответствии с ФЦП «ГЛОНАСС» выполнены мероприятия по оснащению 28 контрольно–корректирующими станциями (ККС) подходов к морским и речным портам, а на 2010 год запланированы мероприятия по размещению 12 ККС. К концу 2012 года общее число ККС, запланированных к установке в рамках ФЦП «ГЛОНАСС», составит 48, что значительно повысит уровень точности определения местоположения судов и, соответственно, уровень безопасности судоходства и обеспечит полное покрытие внутренних вод-ных путей России сигналами высокоточной навигации.
В период 2002–2009 годов выполнены работы по оснащению береговых станций автоматической идентификационной системой (АИС), обеспечивающей управление судами в прибрежных районах с использованием технологии ГЛОНАСС. В их числе четыре береговые станции АИС на Волжском бассейне, две – на Камском бассейне, четыре – на Беломорско–Онежском бассейне, восемь береговых станций АИС на Волго–Балтийском бассейне. В 2010 году планируется проектирование еще 22 базовых береговых станций АИС на канале имени Москвы, Ленском, Северо–Двинском и Кубанском бассейнах внутреннего водного транспорта. В рамках реализации ФЦП «ГЛОНАСС» по итогам 2009 года выполнены мероприятия по оснащению внутренних водных путей 52 береговыми станциями АИС. В текущем году запланировано оснастить внутренние водные пути европейской части России 37 станциями АИС. На подходах к морским портам России действуют системы управления движением судов (СУДС), каждая из которых оборудована береговыми станциями АИС.
Выполнены мероприятия по оснащению 49 судов комплексами оборудования с использованием системы ГЛОНАСС, включающими системы отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ), приемоиндикаторы ГЛОНАСС/GPS и судовые АИС – в интересах ГБУ «Волго–Балт», ФГУП «Канал им. Москвы», ФГУ «Волжское ГБУ» и ФГУ «Азовско–Донское ГБУВПиС», 250 судовыми и 10 береговыми комплектами системы мониторинга с использованием системы ГЛОНАСС в интересах Обского и Обь–Иртышского бассейновых управлений.
В текущем году планируется оснащение 218 судов и 10 береговых комплектов технического флота ГБУ средствами мониторинга с использованием системы ГЛОНАСС, не менее 250 судов – комплексами оборудования с использованием навигационной аппаратуры ГЛОНАСС в интересах ГБУ водных путей и сообщений, а также комплексами судового оборудования АИС – не менее 200 судов на европейской части России.
Росморречфлотом ведутся работы по оснащению судов внутреннего речного и смешанного (река–море) плавания государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС) автоматизированными промерно–изыскательскими комплексами (АПК) с приемниками ГЛОНАСС/GPS (на начало 2009 года на суда было установлено 57 АПК, к концу 2010 года планируется 97 АПК) и созданию электронных карт и баз данных для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений.
По итогам 2009 года созданы электронные навигационные карты на участки внутренних водных путей протяженностью более 17 553 км. До конца текущего года планируется создать комплект электронных навигационных карт на дополнительные участки внутренних водных путей протяженностью более 11 900 км. Всего же к концу 2011 года будут созданы электронные навигационные карты на основные наиболее напряженные участки ВВП протяженностью 40 853 км (в том числе Сибирского и Дальневосточного регионов страны), что составляет более 40% протяженности ВВП.

На железнодорожном транспорте

На железнодорожном транспорте общее количество подвижного состава, оснащенного аппаратурой ГЛОНАСС и GPS, составляет более 14 тыс. единиц, из которых 9719 оснащены приемниками ГЛОНАСС. В первую очередь ОАО «РЖД» оснащаются навигационной аппаратурой ГЛОНАСС локомотивы, штабные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, моторвагонные секции пригородных электропоездов, ремонтно–восстановительные, диагностические и измерительные поезда, вагоны–лаборатории.
В рамках ФЦП «ГЛОНАСС» Росжелдором ведутся работы, направленные на:
– разработку современной системы создания и обновления цифрового картографического обеспечения для применения глобальных навигационных спутниковых систем на железнодорожном транспорте;
– создание аппаратно–программных средств стыковки аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС, разработанной в рамках ФЦП «ГЛОНАСС», и серийно выпускаемой аппаратуры приема информации от общегосударственных систем дифференциальной коррекции радионавигационных сигналов системы ГЛОНАСС;
– разработку и поставку на производство конкурентоспособной аппаратуры потребителей спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС для оснащения железнодорожного подвижного состава, используемого для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов;
– разработку стандартизированного протокола взаимодействия аппаратуры потребителей спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС, устанавливаемой на железнодорожный подвижной состав, и существующих на железнодорожном транспорте автоматизированных систем оперативного управления перевозками;
– разработку стандартизированного протокола передачи данных от аппаратуры потребителей спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС, устанавливаемой на железнодорожный подвижной состав, и программных средств, обеспечивающих физических и юридических лиц информацией о местоположении и состоянии грузов при перевозках железнодорожным транспортом.
Таким образом, очевидно, что, несмотря на отдельные объективные и субъективные проблемы периода развития и внедрения глобальной навигационной спутниковой системы, уникальные технологии отечественной системы ГЛОНАСС востребованы и получают широкое распространение на транспортном комплексе Российской Федерации.

Подготовил Сергей АЛЕКСЕЕВ

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 93

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 99

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 120

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 86

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 98

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 102

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все