• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

От глобальных проблем до «электронного носа»

От глобальных проблем до «электронного носа»Диапазон дискуссий участников
III Российского международного конгресса по ИТС
в Санкт–Петербурге был чрезвычайно широк.

От глобальных проблем до «электронного носа»Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в России в отличие от мирового сообщества полноценно не используют для решения глобальных транспортных проблем. Это происходит потому, что в сфере ИТС нет четкой государственной политики, которая увязывала бы интересы транспортных компаний с общенациональными задачами. Последние даже не сформулированы. К такому выводу пришли участники III Российского международного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, который прошел в Санкт–Петербурге.

Управление мобильностью

На конференции в ходе дискуссий ее участники попытались сформулировать основные черты концепции развития национальной ИТС в России. В общих чертах это должно быть многоуровневое информационное пространство, в котором взаимосвязанные АСУ и автоматизированные информационно–аналитические системы интегрируются для обеспечения безопасности на транспорте, содействия мобильности населения и обеспечения пропуска грузопотоков. Попутно предусматривается решение таких задач, как информационное сопровождение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возможность сведения в одну базу данных всех нормативных актов, регулирующих работу транспорта как на федеральном, так и региональном уровнях, а также создание условий для повышения эффективности использования существующей дорожной сети путем более рационального управления движением транспортных потоков. Наконец, ИТС призвана помочь в борьбе с актами незаконного вмешательства в работу транспортных сетей и противодействии терроризму.
Представители западных ассоциаций ИТС в свою очередь поделились опытом своих стран, накопленным в этом плане. В частности, президент ITS France Франсуа Мальбрюно отметил, что государство должно стимулировать развитие системы услуг для населения за счет интеграции баз данных, которые накапливаются в отраслевых АСУ. Это должно не только содействовать мобильности населения, но и помогать снизить уровень стресса, накапливаемого в обществе из–за транспортных неурядиц. Например, информация о пробках бережет еще и нервы водителя, а значит, снижаются риски возникновения ДТП. Люди используют все чаще смартфоны и планшетные компьютеры. На эти девайсы и должен быть ориентирован сервис для населения.
Представитель ITS of America Джеральд Коновер особо подчеркнул, что развитию ИТС должно оказывать содействие государство. В США ассоциация ИТС создана в виде государственно–частного партнерства. Соответственно ее работа разделена на две части: первая – преследует общенациональные интересы (поиск новых ИТ–технологий, обеспечение антитеррористической безопасности, интеграция нормативных баз данных в сфере транспорта и обеспечение мониторинга за транспортными потоками). Эту деятельность финансирует государство. Вторая часть – коммерческая. В проекты, которые способны себя окупить, государство не вмешивается.
Представитель министерства транспорта и связи Финляндии Сеппо Эерни отметил, что в стране Суоми государство вырабатывает общую стратегию развития ИТС, а бизнес сам реализует проекты, которые помогают оптимизировать движение транспортных средств и предоставляют услуги населению. Программа до 2020 года призвана создать условия для внедрения сервисов в режиме реального времени, спутникового позиционирования и проактивного управления транспортом. При этом признано целесообразным для ИТС не создавать новые специализированные программные комплексы, а ориентировать интерфейсы и передачу данных на интернет–каналы. Основная задача – за счет интеграции отраслевых АСУ снизить к 2020 году стоимость логистики для клиентов на 20%. Например, одна и та же система может решать целый ряд задач: взимать плату, управлять транспортными потоками, обеспечивать мониторинг на дорогах, а также создавать каналы для обратной связи с пользователями транспортной сети.
Президент компании «5Т» (Италия) Марио Каррара сказал, что в масштабах города ИТС способна на 14% повысить пропускную способность транспортных артерий. Попутно горожане получают массу бесплатных услуг. Например, автоматизированное (без участия оператора) SMS информирование о прибытии муниципального автобуса к остановке. В ближайшей перспективе – вывод местоположения автобуса на электронную карту, чтобы на экране смартфона можно было видеть, как продвигается автобус по проезжей части к остановке.
Подобные примеры свидетельствуют о том, что в России традиционная транспортная политика, сосредоточенная вокруг крупных проектов по строительству и эксплуатации транспортной инфраструктуры, должна быть пере-ориентирована на потребности пользователей транспортных сервисов. Государство должно стимулировать развитие информационных систем в реальном времени при удаленном доступе к базам данных, помогать вести различные реестры, создавать дополнительные каналы информирования населения, содействовать внедрению электронных бесконтактных систем взимания платы за проезд. Управление мобильностью с помощью ИТС предполагает формирование привычек и поведения граждан в отношении видов транспорта, а также позволяет им оптимизировать маршруты передвижений.

Интегральный курс

Как выяснилось в ходе заседаний «круглых столов», концепция развития ИТС имеется сегодня только в ОАО «РЖД». Как сказал член совета директоров ОАО «НИАС» Игорь Розенберг, в РФ при разработке общенациональной ИТС и стратегии ее развития до 2030 года целесообразно использовать опыт железнодорожников. К сожалению, представители разных видов транспорта в России до сих не пришли к общему мнению, что такое ИТС. Каждый понимает это по–своему.
Действительно, из дискуссий по секциям было видно, что, например, городские власти отождествляют ИТС с системами управления дорожным движением. В администрациях морских портов рассматривают их как подмогу в управлении движением судов и тренажерной подготовке специалистов. А авиаторы смотрят на нее как на некую систему информирования граждан в составе интеллектуальных систем аэропорта.
В ОАО «РЖД» под ИТС понимают весь комплекс интеллектуальных технологий, используемых на сети. Особенность российского железнодорожного транспорта в том, что полностью автоматизировать движение поездов невозможно: слишком сложным и разветвленным является полигон российских стальных магистралей. Поэтому объявлены гранты на разработки отдельных компонентов ИТС. Вместе с тем общая программа нацеливается на комплексное взаимодействие уже созданных АСУ.
В ОАО «РЖД» программа развития ИТС до 2015 года предполагает создание интеллектуальных поездов, станций и вокзалов, диспетчерских и ситуационных центров. Намечено, что в ИТС войдут системы глобального позиционирования, диагностики вагонов, прогнозирования движения и интервального управления вагонопотоками, автоведения и диагностики важнейших параметров тяги поездов. Основная задача – минимизировать расходы на содержание железнодорожной инфраструктуры, улучшить экологию, повысить качество услуг для пассажиров и грузовладельцев.
Системы «Автодиспетчер» и «Автомашинист» уже опробованы на скоростном направлении Санкт–Петербург – Москва для обеспечения движения поездов «Сапсан». В конечном итоге должна появиться система движения по оптимальным графикам с автоматизированными подсказками для машинистов.

В содружестве с партнерами

Как уточнил заместитель генерального директора компании «IBM – Россия и СНГ» Андрей Тихонов, за рубежом движутся в том же направлении. Какие наработки могут оказаться полезными для России? На Западе ощущается поворот ИТС к широкому использованию цифровых устройств, подключенных к общим каналам связи по беспроводным технологиям. Это означает, что формируется некий общий поток данных, который имеет много-
уровневое применение – в частности, для решения государственных и технологических задач, клиенто–ориентированных сервисов и защиты транспортных сетей от различных видов угроз. Общее для всех уровней – то, что человек уже не в состоянии охватить весь информационный поток вокруг него. Поэтому ему на помощь приходит компьютер. Именно такой подход удешевляет создание аппаратных платформ и обеспечивает получение информации от ограниченного количества устройств. В частности, одна видеокамера на вокзале может поставлять картинки для правоохранительных целей (помогать ловить жуликов и террористов), она же может автоматически регулировать климат в помещениях, предупреждать о нештатных ситуациях и служить частью аналитического комплекса для выработки оптимальных моделей поведения пассажиров и персонала вокзала в экстренных случаях. А в Лондоне те же камеры способны автоматически подавать сигнал для изменения скорости движения эскалаторов в зависимости от количества пассажиров, чтобы не создавать очередей на посадку в поезда.
В России уже 80 станций оборудованы современной автоматикой – это свыше 2 тыс. стрелок. Интеллектуальные дефектоскопы позволяют мониторить состояние не только рельсов, но и полотна. Данные с видеокамер расшифровываются компьютером, что позволяет выявлять отклонения от заданных параметров. Развиваются интеллектуальные системы железнодорожных вокзалов.
По мнению менеджера по продажам в РФ, СНГ и Балканах компании Ansaido STS Фабрицио Де Росси, ОАО «РЖД» движется в том же направлении, что и европейские железнодорожники. Это позволяет говорить о возможности международной интеграции в сфере ИТС. Для этого необходимо унифицировать используемые в разных странах технологии. Интерес здесь – в снижении суммарных расходов на перевозки грузов и пассажиров. Например, новый автоматизированный Центр управления движением в итальянском Бари позволил сократить количество диспетчеров до 10 человек из расчета на вагонооборот в 600–900 вагонов в сутки. Таких центров в Италии уже создано 7. ИТС помогают бороться и с кражами проводов, несанкционированным доступом на магистрали. При этом пассажирам в Италии ИТС помогает рассчитать оптимальное расписание транспорта, включая железнодорожный, чтобы добраться до нужного места. А вскоре люди смогут еще и получить справку о тарифах, чтобы, например, сравнить затраты на передвижение самолетом и поездом с учетом пересадки на муниципальный автотранспорт. Для решения подобных задач подписан меморандум о создании СП Ansaido STS и НИИАС.
В России транспортники могут объединить усилия с оборонными предприятиями, которые заняты, как выяснилось, аналогичными с транспорт-никами проектами. Это программы бодрствования водителя, высокоточного позиционирования подвижного состава, дефектоскопия состояния зданий, мостов, сооружений (включая борьбу против оползней), ИТ–системы видеонаблюдения и обнаружения угроз (включая «электронный нос» – высокочувствительный прибор, чьи параметры работы сравнимы со способностями собак по нахождению взрывчатки и других опасных веществ). В Санкт–Петербурге оборонщики решили составить пул из 23 проектов, которые предлагают 10 предприятий города на Неве для железнодорожников. В 2011 году предполагается провести их экспертизу. Если будут положительные отзывы, намечено до конца текущего года создать и опытные образцы. Поставки в таком случае можно начать с конца 2012 года.
Как видите, на конференции не только занимались концептуальными изысками, но и обменивались опытом, искали чисто практические варианты, как продвинуть инновации в практику.

Андрей ЛАЗАРЕВ

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все