• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 57

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Трансграничная безопасность

Трансграничная безопасностьОна скоро
должна стать
реальностью.

Трансграничная безопасностьСостоявшийся в Москве II Международный конгресс «ЭРА–ГЛОНАСС». Навигационно–информационные технологии для повышения безопасности и комфорта на дорогах» произвел впечатление уже одним своим представительством. В отменно организованном мероприятии, на котором газета «Транспорт России» выступила в качестве официального медиапартнера, приняли участие более 650 делегатов, представлявшие 16 стран мира, включая членов Правительства РФ, представителей Министерства транспорта РФ и МЧС России, Евразийской экономической комиссии, Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС–Форум». Широко были представлены также руководители разных рангов российских и зарубежных автоконцернов (Audi, BMW, Mercedes Benz, Volvo, ГАЗ, АВТОВАЗ, КАМАЗ, УАЗ), операторов мобильной связи, производители компонентной базы и автомобильной электроники, специалисты по стандартизации. Главными вопросами, обсуждавшимися на форуме, были состояние и перспективы реализации проекта «ЭРА–ГЛОНАСС», вопросы совместимости российской системы и европейской eCall, опыт внедрения системы в субъектах РФ, проблемы организации взаимодействия с единой службой экстренного реагирования «112».
 ходе пленарного заседания были подведены основные итоги развития государственного проекта «ЭРА–ГЛОНАСС». Александр Гурко, генеральный директор ОАО «НИС», президент Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), к которому в июне 2012 года по решению Правительства РФ перешли функции федерального сетевого оператора ГЛОНАСС, подчеркнул, что сегодня одной из главных тенденций развития стало использование достижений современных технологий: информационных, навигационных, телекоммуникационных в интересах повышения эффективности транспортного комплекса и обеспечения безопасности на транспорте. В ряду этих проектов особое место занимают государственные программы, призванные обеспечить экстренную помощь на дорогах, в первую очередь автомобилистам, попавшим в ДТП. К таким программам относятся системы «ЭРА–ГЛОНАСС» (Россия) и eCall (Евросоюз). Россия уже прошла половину пути: первый государственный контракт был заключен в мае 2010 года, а к 2014 году на основании карты проекта, утвержденной Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, система «ЭРА–ГЛОНАСС» будет запущена в промышленную эксплуатацию и охватит все субъекты Российской Федерации. В своем завершенном варианте инфраструктура «ЭРА–ГЛОНАСС» будет состоять из 8 навигационных центров и 72 коммутационных узлов в регионах страны.
За прошедшие два года достигнуто многое. Завершен этап проектирования системы; началось создание федерального и региональных центров. По результатам широкого профессионального обсуждения разработаны публичные технические требования к автомобильному терминалу «ЭРА–ГЛОНАСС», осуществляется тестирование его прототипов; разработаны основные регламенты взаимодействия с экстренными оперативными службами; активно идет формирование законодательной базы. В трех пилотных зонах (Московская, Ленинградская области и Курск) испытания образцов автомобильных терминалов «ЭРА–ГЛОНАСС», а также совместной работы инфраструктуры системы «ЭРА–ГЛОНАСС» с «системой–112» были достаточно успешными. Словом, подчеркнул Александр Гурко, «проект «ЭРА–ГЛОНАСС» развивается согласно намеченному плану. С октября 2014 года начнется оснащение терминалами «ЭРА–ГЛОНАСС» автомобилей массой более 2,5 тонны, используемых для коммерческой перевозки пассажиров и опасных грузов. В 2015 году планируется внедрить терминалы «ЭРА–ГЛОНАСС» на все новые модели автомобилей (допустимой массой не более 2,5 тонны), производимые и ввозимые на территорию РФ, и на транспортные средства государств Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана). На 2016 год запланировано оснащение всех новых транспортных средств (массой более 2,5 тонны), используемых для коммерческой перевозки пассажиров. В 2017 году терминалами «ЭРА–ГЛОНАСС» будут оборудованы все новые транспортные средства».
Состояние и перспективы развития важнейшей составляющей проекта – Российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС обрисовал участникам конгресса генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич. По его словам, в ходе выполнения Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» будут развиваться комплексно все сегменты системы, как в части космической группировки, так и в части наземной составляющей. «Раньше система представляла собой только космический сегмент, но на сегодня это и средства фундаментального обеспечения, и комплекс функциональных дополнений системы ГЛОНАСС, и система высокоточного определения эфемерид, и комплекс навигационной аппаратуры потребителей. Все это позволяет говорить о том, что система развивается как единое целое, давая пользователям уверенность в ее будущем», – заявил Урличич. Основной задачей ФЦП является дальнейшее улучшение характеристик отечественной спутниковой системы навигации и увеличение ее функциональных возможностей. Для этого орбитальная группировка будет наращиваться не только за счет спутников на средней орбите, но и за счет увеличения числа низко– и высокоорбитальных спутников, а также за счет развертывания ретрансляционной сети из спутников «Луч». Первый подобный спутник запущен в прошлом году, а следующий по плану выйдет на орбиту до конца 2012 года.
Существенно повысить точностные характеристики системы ГЛОНАСС позволит развертывание станций дифференциальной коррекции на территории всего Земного шара, а не только России, как ранее. В настоящее время уже три таких станции расположены в Антарктиде, в дальнейшем планируется создать еще ряд станций, как в Антарктиде, так и по всему миру, заявил генеральный конструктор ГЛОНАСС.
Одной из ведущих тем Конгресса была гармонизация отечественной системы «ЭРА–ГЛОНАСС» с аналогичной европейской eCall. Данный проект интенсивно разрабатывается и планируется к внедрению начиная с 2015 года, отметил руководитель проектов Генеральной дирекции европейской комиссии по информационному обществу и СМИ Эмилио Давила Гонзалес. Большинство стран – членов Евросоюза, а также такие страны, как, например, Швейцария и Турция, уже подписали меморандум о взаимопонимании по проекту eCall. Кроме того, в рамках развития eCall создан консорциум из 40 стран, которому оказывает поддержку и государственный, и частный сектор. В то же время существует проблема перехода на европейскую систему экстренного реагирования при перемещении автомобиля из России в Европу. Для решения ее требования к европейской и российской системам уже унифицированы. Поэтому в случае ДТП пострадавшим будет оказана помощь независимо от территории, на которой оно произошло.
Президент «Группы ГАЗ» и член совета директоров ОАО «ГАЗ» Бу Инге Андерссон отметил успехи в создании за последние годы «необходимых предпосылок для внедрения российским автопромом системы «ЭРА–ГЛОНАСС». И подчеркнул, что это создает основу для вовлечения России в международное сотрудничество по дальнейшему развитию систем экстренного реагирования и последующей интеграции в единый современный интеллектуальный транспортный комплекс, основанный на передовой технической, идеологической и инфраструктурной платформе. При этом «Группа ГАЗ», испытывая, по словам ее президента, потребность быть лидером, идет впереди в деле внедрения системы «ЭРА–ГЛОНАСС».
В свою очередь, в выступлении коллеги зарубежного топ–менеджера российской компании – вице–президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Евгения Шмелева  откровенно звучали нотки заметной обеспокоенности последствиями для отечественных автопроизводителей будущего обязательного внедрения аппаратуры системы в электронную архитектуру новых автомобилей. Сильные стороны системы – это повышение поставарийной безопасности. Слабая сторона с точки зрения производителя – это «относительно высокая стоимость системы в составе автомобиля, не обладающая в глазах целевого покупателя равнозначной потребительской ценностью». Для него предоплата за возможность пользования услугой при покупке нового автомобиля обязательна, а вероятность, что эта услуга будет действительно оказана, достаточно низка. Это грозит «АВТОВАЗу» потерей части покупателей новых автомобилей из–за повышения цены. Другие настораживающие аспекты – это разочарование конечного потребителя в случае возможной низкой эффективности услуги, оказываемой столь сложной и многокомпонентной системой, и последующие его юридические претензии. Обращаться он будет в адрес автопроизводителя, в то время как конкретным виновником неоказания должной услуги могут быть и поставщики компонентов и программных решений, и операторы сотовой связи и диспетчерских узлов, и конкретные службы экстренного реагирования.
Далее Евгений Шмелев рассказал о ходе подготовки к обязательному наличию начиная с 2015 года во вновь выпускаемых заводом автомобилях аппаратуры системы «ЭРА–ГЛОНАСС» и выразил обеспокоенность возможностью повторения ситуации, аналогичной попытке внедрения в России экологического стандарта Евро–4. Как известно, из–за «неготовности одной из сторон» сроки переносились уже два раза. А между тем другие участники процесса поверили планам правительства и уже вложили немало средств в дорогостоящие мероприятия, необходимые для соответствия продукции требованиям нового озвученного, но пока так и не вступившего в силу стандарта. Помочь решению указанных проблем, по мнению вице–президента ОАО «АВТОВАЗ», может, в частности, «четкое разграничение ответственности между сторонами, вовлеченными в проект», а также «объективный мониторинг состояния проекта для выравнивания активности вовлеченных участников». Доклад, несомненно, отражает специфику России. А именно менталитет отечественных водителей, легко пренебрегающих собственной безопасностью и полагающихся на знаменитое «авось». И извечную политику российских производителей, привыкших привлекать покупателей в первую очередь предельно низкой, а то и демпинговой ценой, но никак не повышенными потребительскими свойствами своей продукции.
Впрочем, данная, пусть и весьма дипломатичная, но фронда одного из руководителей ведущего российского производителя легковых автомобилей заметно диссонировала общему фону выступлений как отечественных, так и необычайно широко представленных зарубежных участников конгресса. Так, Винсент Блервак, координатор программы HeERO (пилотного варианта системы e–Call типа А, финансируемого Европейской комиссией по Программе поддержки конкурентоспособности и инноваций), подтвердил твердое желание европейцев ввести у себя эту аналогичную «ЭРА–ГЛОНАСС» систему. А сооснователь компаний Teleatlas Ад Бастиаансен выразил свое мнение, что «ЭРА–ГЛОНАСС» уже практически готова к началу использования и требует лишь толчка для своего внедрения.
Большая и плодотворная работа имела место на четырех секционных заседаниях. На них обсуждались такие прикладные вопросы, как автомобильные терминалы вызова экстренных оперативных служб и их компоненты; взаимодействие со службами экстренного реагирования; система «ЭРА–ГЛОНАСС» как основа развития навигационно–информационных услуг в РФ, а также навигационно–информационные технологии для повышения безопасности.
Состоялось на нынешнем конгрессе и заседание регулярно встречающейся рабочей группы «eCall/ЭРА–ГЛОНАСС», созданной ОАО «НИС», ERTICO и «ИТС–Россия» для обеспечения гармонизации двух этих систем. В ходе дискуссии было подтверждено, что требования к автомобильным терминалам «ЭРА–ГЛОНАСС», разработанные ОАО «НИС», принимаются европейскими автопроизводителями. Также была отмечена необходимость проведения работ по унификации автомобильных систем вызова экстренных оперативных служб, мониторинга транспортных средств, сбора платы за использование дорог и систем учета режимов труда и отдыха водителей, построенных на основе использования навигационных технологий.
В эксклюзивном интервью корреспонденту газеты «Транспорт России» генеральный директор ОАО «НИС» Александр Гурко отметил успешность конгресса. В числе положительных моментов – «внятная позиция государства, принятие политического решения о реализации проекта, активное формирование нормативной базы, подтверждение автопроизводителями их намерения внедрять систему в своей продукции начиная с 2014 года», а также заявление поставщиков автомобильной электроники, электронных систем о готовности уже с 2013 года в массовом порядке поставлять терминалы системы «ЭРА–ГЛОНАСС». Основная задача ближайшего времени, считает Александр Гурко, это принятие Технического регламента в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который установит обязательные сроки оснащения колесных транспортных средств автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб (терминалом «ЭРА–ГЛОНАСС»).
«II Международный конгресс «ЭРА–ГЛОНАСС» – очень интересное мероприятие, – считает и зарубежный гость – лидер проекта по телематике компании Volvo Карс Иваррссон. – ОАО «НИС» достигло большого прогресса в части гармонизации поекта «ЭРА–ГЛОНАСС» с панъевропейской системой eCall. Сроки внедрения определены, и я уверен, что вскоре эти прекрасные системы безопасности будут служить всем жителям как Европы, так и России».

Геннадий БЛАГОДАРНЫЙ,
обозреватель «ТР»

12.07.2012

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 135

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 144

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 152

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 146

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 152

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 163

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все