• сентября 21, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Разработают стратегию

    Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов провел заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В мероприятии приняли участие руководитель…

  • сентября 21, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Внесут изменения

    Государственная дума рассмотрит правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • сентября 21, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Издан приказ

    В целях обеспечения возможности использования посадочного талона в электронном виде Минтрансом России издан приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок…

  • сентября 21, 2017 15

    Хроника 18 – 24 сентября 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Санкт–Петербург.
    Директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных провел рабочее совещание с пассажирскими перевозчиками Приморского края.
    Курсанты Морского университета имени адмирала Г.И. Невельского приняли присягу.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Заказ и контроль

Заказ и контрольРешат ли проблему российских пробок ИТС?

Заказ и контрольВ последнее время тема интеллектуальных транспортных систем (ИТС) переросла из узкопрофессиональных в модную. Об этом много говорят представители как государственных структур, так и компаний–производителей. Если в мире эта практика давно и успешно применяется, то внедрение ИТС на дорогах России только начинается, а их развитию мешает отсутствие полноценной нормативной базы и стандартов.

 Эффективно и безопасно

Несмотря на популярность этой темы, в России не существует правового определения интеллектуальных транспортных систем. В целом под ними подразумевают интеграцию современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, автомобилями и самими водителями. Цель такой интеграции – сделать транспортный процесс более управляемым, эффективным и безопасным. Если ведущие мировые державы озаботились этой задачей еще 40 лет назад, то в России она явственно обозначилась в последние годы в связи с резким увеличением уровня автомобилизации населения. За последние 20 лет он вырос в 6 раз. Только в Москве за прошлый год число автомобилей увеличилось на 8%.
«Если раньше государства инвестировали в строительство дорог, теперь надо повышать их комфортность», – говорит председатель Комитета по политике интеллектуальных транспортных систем в Международной дорожной федерации Жозеф Жако. По его словам, европейцы подходят к внедрению ИТС утилитарно – как комплексу тех или иных прикладных программ и технологий, которые помогают решить конкретную проблему. Например, для движения легкового автотранспорта это интер-
активные дорожные знаки, система электронного сбора платы за проезд в тоннелях или на трассах, функция электронного вызова скорой помощи или полиции. Для грузовых перевозок в Европе широко используется такое приложение, как система мониторинга веса в движении WIM (Weight in Motion), которая нужна для автоматической системы платы за проезд. 
Однако ИТС не могут применяться в рамках личной инициативы, необходимы государственный заказ и контроль, а также комплексный подход в реализации решения, считает Жозеф Жако. Внедрение любых ИТС в Европе проходит следующие обязательные этапы: решение правительства – программа – финансирование – законодательство. На практике это выглядит так. К примеру, необходимо решить проблему вождения в пьяном виде. Политики определяют, что уровень алкоголя в крови должен быть равен нулю, после чего эта методология закладывается в закон. При этом государство следит за его исполнением: за вождение в пьяном виде полагается большой штраф. Тут же подключается и ИТС. В Швеции, например, решили задачу по–своему: там в каждом автомобиле имеется небольшое приспособление, в которое водитель должен дунуть, перед тем как сесть за руль. Если обнаружится алкоголь, машина просто не заведется.

Первый опыт

О первом опыте использования ИТС на федеральной дороге рассказал заместитель руководителя Росавтодора Николай Быстров на примере Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт–Петербурга. «Основные элементы ИТС на строящейся трассе включают в себя стандартный набор параметров: сбор данных, информирование водителей, метеообеспечение, видеонаблюдение, распознавание инцидентов, моделирование ситуации, весовой контроль и фиксация нарушений ПДД», – перечисляет он. Сегодня на КАД установлены свыше ста контроллеров, 400 знаков переменной информации, 30 метеостанций. По расчетам экономический эффект от работы ИТС сопоставим с увеличением количества полос движения за счет расширения дороги. Впрочем, о результатах работы ИТС в Петербурге можно будет сказать, когда полноценно заработает единый диспетчерский центр, куда будет поступать информация со всей УДС и сопредельных трасс.
Также отдельные элементы ИТС присутствуют на трассе Москва – Санкт–Петербург, где установлены видеокамеры и метеостанции. Подобная работа веется также на других федеральных магистралях, таких как «Кола» и «Скандинавия». «После завершения внедрения ИТС на этих дорогах мы получим полноценный транспортный узел в Северо–Западном регионе», – подчеркнул Николай Быстров. Он также напомнил, что в настоящее время министерства транспорта России и Финляндии подписали меморандум о создании мультимодального транспортного коридора от Хельсинки до Санкт–Петербурга. 
«Дорога между Хельсинки и Санкт–Петербургом будет первым международным транспортным коридором», – комментирует генеральный директор Ассоциации «ИТС России» Евгений Крючков. Мы должны быть интегрированы в международную систему». По его данным, в течение полутора последних лет велась работа по определению тех сервисов, которые могли быть использованы на этой магистрали. «В целом мы идем к тому, чтобы европейские транспортные коридоры не заканчивались на границе с Россией.

Испытание боем

Но настоящим испытанием для внедрения ИТС становится Москва, где пробки стали не просто ежедневным явлением, но и причиной огромных экономических потерь и источником социального напряжения. Теоретически пробки можно частично ликвидировать с помощью ИТС. Так, заместитель главного инженера по моделированию компании «ВТМ–Дорпроект» Михаил Солдатов приводит такой пример: сейчас все светофорные объекты в столице работают в трех режимах: утреннем, дневном, вечернем. Но эти объекты не интерактивные, то есть красный сигнал горит даже тогда, когда пешеходов нет вообще, и никто не переходит дорогу. Зачем порождать пробку, когда датчики могут сами отслеживать поток транспорта и поток пешеходов и включать сигнал в зависимости от интенсивности этих потоков? То есть этот элемент можно сделать «умным». И это лишь один пример, а комплексная автоматизация позволит сделать транспортный процесс более эффективным на всей сети, объясняет специалист.
Москва уже пыталась осваивать ИТС, в частности, информационные табло были установлены на Третьем транспортом кольце, однако их функция свелась к информированию о скорости на прилегающих дорогах. В идеале же эти знаки должны быть увязаны с датчиками движения транспорта, и вся информация об интенсивности потока, погонных условиях и т. п. должна стекаться в единый координационный центр без человеческого участия. А в случае затора или ДТП система сама просчитывает маршрут и указывает возможные маршруты объезда на этих табло. Именно так происходит в Европе. «Водитель должен быть сосредоточен только на ситуации улично–дорожной сети, а не хвататься при виде пробки за айфон, чтобы найти пути объезда, отвлекаясь тем самым от движения и подвергая риску жизнь свою и других участников движения», – объясняет Михаил Солдатов.
Впрочем, у ИТС также есть своя специфика, которая заключается в том, что внедрить такие умные системы невозможно на отдельно взятом участке. Для того чтобы от них был эффект, требуются объединение и интеграция транспортных потоков Москвы и области. А для этого нужна воля государства. Пока же специфика российских условий такова, что за ситуацию на дорогах отвечает собственник УДС, а в Московском регионе в этой работе задействованы два разных административных субъекта – Москва и область. Эта же коллизия характерна для России в целом, где на одной и той же территории могут существовать дороги различной формы собственности – федерального, регионального, областного уровней, а также ведомственные и частные. Та же проблема касается и Санкт–Петербурга. Разработчики программы понимают, что ИТС должна быть едина для всего Санкт–Петербургского транспортного узла. Но взаимопонимание разных уровней власти иногда бывает труднодостижимо.

В государственном масштабе

Несмотря на то, что на решение дорожных и транспортных проблем в столицах тратятся большие деньги, основной проблемой применения ИТС в России остается стандартизация, считает руководитель Росстандарта Григорий Элькин. «Без четкой системы стандартизации двигаться дальше невозможно», – сказал Николай Быстров. Он напомнил, что в России, на базе Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ), создан Технический комитет «Интеллектуальные транспортные системы». В его функции как постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/ТК 204 в области стандартизации интеллектуальных транспортных систем входит разработка стандартов в области ИТС.
Председатель нового Технического комитета ИТС проректор МАДИ Андрей Иванов сообщил, что на сегодня необходимо принять порядка 30–35 стандартов, чтобы начать устанавливать элементы ИТС на федеральных трассах. В этом году ТК принял участие в разработке четырех проектов национальных стандартов, на следующий год их число должно увеличиться до 16. При этом Андрей Иванов напомнил, что ТК не является непосредственным разработчиком этих документов – он создан лишь для сопровождения этой процедуры, а их разработчиком согласно российскому законодательству может выступить любое физическое или юридическое лицо. Он призвал всех заинтересованных лиц участвовать в создании стандартов. «Если мы сейчас ответственно не подойдем к этой теме, то процесс затянется настолько, что мы в дальнейшем будем разговаривать на разных технических языках, либо стандарты будут разрабатываться некомпетентными людьми», – выразил Андрей Иванов свою обеспокоенность.
Как считает Николай Быстров, в целом все разрабатываемые документы касаются федеральных автомобильных дорог, и с точки зрения пользователя этого явно недостаточно. «Протяженность федеральных дорог составляет около 5 000 км, это менее 10% от всей сети дорог общего пользования. И если мы хотим создать комфорт для пользователя, то в эту работу должны быть включены все субъекты РФ», – отметил он.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

23.11.2012

№ 38 (1001) 18 – 24 сентября 2017 года

Транспортная политика 43

Развитие – уверенное

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Костромскую область.В ходе поездки глава Минтранса вместе с губернатором региона…
Транспортная политика 47

МТК «Север – Юг»: второе дыхание

Российско–индийское сотрудничество обретает транспортную составляющую.В ближайшее время Россия, Индия, Иран и Азербайджан планируют начать перевозки…
Транспортная инфраструктура 47

У каждого моста своя высота

Об особенностях мостостроения в России. Немного истории Искусство наведения мостов было развито на Руси с древнейших времен. Основным строительным…
Морской транспорт 40

Драйвер туристической мобильности

В Санкт–Петербурге состоялся IX Международный форум «Водный туризм».По данным Всемирной туристической организации ООН, водный туризм в последнее…
Безопасность 47

Дороги, которые нас выбирают

Участники «Дорожной инспекции ОНФ/Карта убитых дорог» изучили ситуацию в нескольких регионах страны. Саратов Рейды по улицам столицы Саратовской…
Безопасность 53

Подозрительный посетитель

Как сотрудники ведомственной охраны надежно защитили мост.В Тобольске под руководством директора Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России»…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ