• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 76

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Наука познания человека

Наука познания человекаШтрихи к портрету руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Касьянова.

Наука познания человекаВстреча началась после торжественного награждения тех, кто подарил стране незабываемый праздник – Белую олимпиаду. С ее эмоциями, рекордами, медалями.
Теперь пришел его черед. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени он положил перед собой. Да, за заслуги. Но не только его, но и всей возглавляемой им Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Разглядывая награду, отметил точность девиза, начертанного на ней: «Польза, честь и слава». Фактически идеальный график выстраивания образцовой биографии!
Кругом в природе ходит не только вода. Закольцованными случаются и человеческие судьбы.

*  *  *

Его прадед по столыпинской реформе отправился в Казахстан осваивать новые земли. Отец родился в год начала Первой мировой войны, ему довелось полной чашей хлебнуть и в Великой
Отечественной. Сталинград, Кенигсберг, Прага. После тяжелого ранения год пролежал в госпитале.
На Украину отправился реализовывать свою мечту – стать железнодорожником. Там и познакомился с мамой. (Потом выяснилось, что и ее дед работал на железной дороге).
После войны, по окончании курсов, работал поездным диспетчером на Юго-Западной железной дороге. Когда началась вторая кампания по освоению целинных земель, по переводу отправился в Казахстан.

*  *  *

Сознательное детство и юность Александра прошли в мечтах об авиации, в сборах макетов планеров и радиоприемников. Пришло время получать аттестат зрелости.
Железные дороги испытывали тогда кадровый голод. Не хватало специалистов высшего звена. Его класс попал в поле зрения Кокчетавского отделения железной дороги. Была сформирована группа из 17 человек и по целевому набору отправлена в Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта.
«Ну что я один поеду в Омск, в авиатехникум?» Коллективизм победил, и Александр за компанию отправился с одноклассниками в теперешний Екатеринбург.

*  *  *

Диплом и путевка в жизнь вместе с радостью породили и массу вопросов. Главный из них – где жить? В семье уже родилась дочь.
Спасительную соломинку протянули «покупатели» с Восточно–Сибирской железной дороги. «Приезжай к нам. Будешь хорошо работать – будет в течение года крыша над головой».

*  *  *

В Иркутске, в управлении кадров ВСЖД, начальник был предельно лаконичен: «Отправляйся в Ужур, набирайся опыта».
Только потом Александр Касьянов узнает, что в этом бывшем хакасском селе главной достопримечательностью было имя писателя Аркадия Гайдара, проходившего в 1922 году там военную службу. Подойдя к карте, он ахнул: «Это же на второстепенной линии между Абаканом и Красноярском. Нет, туда я не поеду».
– То есть как – не поедешь? Это же приказ!
– Ну что там делать, я там с ума сойду. Всего два поезда в сутки ходят.
– А ты работу ищешь? Ну, поезжай в Тайшет.

*  *  *

Строительство железной дороги Абакан – Тайшет тогда уже стало историей. У всех на слуху был БАМ.
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы.
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Это бард–романтик Юрий Визбор. Молодой специалист Александр Касьянов сразу окунулся в реальность. Тайшет – это узловая станция, крупнейшая в стране. Работала в четырех направлениях. Первое, что увидел – улицы, залитые грязью. БАМовские самосвалы периодически устраивали местным жителям «грязевые ванны».

*  *  *

Его первая пятилетка стала погружением в профессию и приобретением необходимого опыта. Дежурный по путям, по станции, станционный диспетчер, старший помощник начальника, зам. начальника станции Тайшет по оперативной работе. И это уже был не университетский предмет. Это была наука познания психологии человека. Наука выстраивания системы управления.
До сих пор вспоминается первая самостоятельная смена в качестве дежурного по путям. Всех обеспечил, обделил только мелькомбинат – не выделил пары вагонов под муку. На планерке начальник станции такой разнос устроил, что с полчаса потом вздыхал и охал: лесорубам под пни подал, а тем, кто хлеб печет, – нет.

*  *  *

Говорят, что Россия всегда стоит на перепутье. Запад чтит закон. Восток уважает традиции. Россия выбирает свой путь в зависимости от обстоятельств.
Вместе с карьерным ростом судьба уводила его все дальше на Восток. Тайшет – Иркутск – Улан–Удэ. Начальником отделения в Улан–Удэ он стал в 33 года. Целый полигон с 50 станциями, порядка 40 хозяйствующих субъектов, 17 тыс. подчиненных.

*  *  *

Особняком всегда стояла задача по медицинскому обслуживанию. Здоровье машиниста – залог безопасности в пути. В 1988 году построен профилакторий «Солнечный» на 100 мест, который и сегодня открыт для сотрудников и ветеранов дороги. Позже был создан центр реабилитации и комнат отдыха локомотивных бригад. Гордостью санатория стала единственная в регионе спелеоклиматическая камера из природных блоков соляных пещер Уральских гор.

*  *  *

Одной из главных проблем было жилье: в 1989 году около трети всех работников коллектива стояли в очереди. Поэтому за стройку было решено взяться «всем миром». За год сдали в эксплуатацию 144 благоустроенные квартиры. А еще теплосети, пешеходный мост и даже плавательный бассейн в пионерском лагере. Развивали и подсобное хозяйство в Тибельти. В это же время появилась детская поликлиника, детские сады, школа–интернат. Удалось реализовать идею: человеку должно быть хорошо там, где он работает.

*  *  *

Школу жизни Александр Касьянов получил хорошую. Ему повезло с наставниками и учителями. До сих пор добрым словом он вспоминает начальника станции в Тайшете В. Рожкова, С. Скрыпина и многих других. С огромным уважением рассказывает о министре путей сообщения Николае Аксененко и его вкладе в развитие железных дорог России. Давняя дружба связывает с Геннадием Комаровым, которого чтит, любит и уважает.
Геннадий Павлович долгое время шел впереди своего ученика. Тянул его за собой. Злопыхатели шептались за спиной: «Уж не родственники ли они?»
На 70–летие наставника ученик приехал с сыном. Александр Касьянов–младший познакомился с внучкой юбиляра. Теперь они муж и жена. Ждут пополнения.

*  *  *

Закольцованными случаются и человеческие судьбы.

*  *  *

90–е годы – время серьезных испытаний для страны, ее экономики. Заместитель начальника ВСЖД отвечал в тот период именно за сбор выручки. Дорога была зарабатывающая. Благодаря ее финансовым потокам функционировали БАМ, Красноярская, Забайкальская и Дальневосточная железные дороги. Лес, уголь, алюминий, нефтепродукты – их перевозка давала неплохую выручку.
Задышали, зафункционировали и придорожные хозяйства. Плата за электроэнергию, покупка топлива – все это требовало недюжинной смекалки и разворотливости. Тогда на ВСЖД впервые выстроили систему, при которой отказались от бартера, начали расчеты с Пенсионным фондом.
Все это привело к обратному перевалу через Уральский хребет по приглашению Николая Аксененко. В трудовой книжке появилась запись «Принят на должность заместителя министра путей сообщения».

*  *  *

Эта трудовая книжка довольно пухлая. В основном от занесенных в нее благодарностей. Одна из них гласит, что за работу по снижению задолженности в бюджет на сумму свыше 200 млрд руб. ему причитается премия в размере двух должностных окладов.

*  *  *

После двух лет работы в министерстве он снова вернулся на Восточно–Сибирскую железную дорогу, начальником. И это было условие Геннадий Комарова: его переводили на Октябрьскую железную дорогу, и он согласился оставить свой пост только проверенному человеку. За четыре года сделано было немало: окончено строительство Северомуйского тоннеля, подъездного пути от станции Чара. Реконструированы локомотивные депо, построен центр управления перевозками. Установлен памятник императору Александру III, восстановлена Николо–Иноккентьевская церковь в Иркутске, построена детская железная дорога.

*  *  *

Однажды раздался звонок от министра транспорта Игоря Левитина. 
– Слушай, есть должность в Ространснадзоре, по железнодорожному транспорту, – прозвучал в трубке знакомый голос. – Приезжай.

*  *  *

Затишье первых дней на новом месте закончилось перестройкой. Железнодорожных ревизоров, привыкших выискивать замечания технического характера, пришлось переучивать. Потому что не в этом их работа. А в том, чтобы следить, как исполняется законодательство. Проштудировав КоАП, начали заниматься административной практикой. И наказывать нерадивых. Вот статистика: с 80 млн руб. штрафов в год до-
шли до полумиллиарда.

*  *  *

Он остался верен себе – не любит сидеть в кабинетах. Если есть возможность – то в дорогу. Последние командировки: Улан–Удэ (Морская коллегия) – Новосибирск (заседание президиума Госсовета) – Санкт–Петербург (совещание с начальниками территориальных управлений) – Крым (проверка работы нового территориального управления) – Улан–Удэ. (Кругом в природе не только вода ходит…)

*  *  *

Сибирь научила не только ценить время, но и пользоваться ее богатствами. Еще тогда, в Тайшете, в тайге собирал грибы, ягоды, в речке Бирюсе ловил хариуса. Как потопаешь, так полопаешь. Первые яблоки тогда видел только в июне. Узбекские, маленькие. Хоть в ружье заряжай. А последние – в ноябре. Так что без запасов было не обойтись.
Сибирь не отпускает. В отпуск – на Саяны, на Байкал. А сейчас любит прогуляться по осеннему лесу. С десяток километров. А потом почитать научную фантастику. Потому что ему и сегодня, в 60–летний юбилей, по–прежнему интересно, как будут люди жить дальше.

Виктор ЧИРКИН

23.10.2014

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 221

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 222

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 261

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 210

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 217

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 184

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все