• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 67

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Удобно, но неэффективно

Удобно,но неэффективноЧто получается, когда власти сами себе определяют объем работ и степень ответственности.

Удобно,но неэффективноВо время нашей беседы с начальником Уральского управления Госавтодорнадзора Игорем Бородулиным о взаимодействии с органами власти разговор все время возвращался к одной теме –  отсутствию в этих самых органах, прежде всего муниципальных, действительно компетентных специалистов, которые могут серьезно и уверенно управлять транспортным комплексом региона. Примеров тому мой собеседник привел немало, благо проверки состояния дел в этой сфере управление проводит регулярно. 
– По–моему, никого не надо убеждать, что безопасность транспортного процесса зависит прежде всего от уровня его организации, – не раз повторял Игорь Бородулин. – Однако, к сожалению, далеко не во всех субъектах и муниципалитетах Уральского федерального округа это понимают.
Не могу не согласиться с моим собеседником. Опыт работы с транспортниками, в том числе с коллегами Игоря Бородулина, в различных регионах России показал, что проблема эта характерна, увы, для многих территорий.
– Мешает этому в немалой степени то, что продолжает оставаться нерешенным важный вопрос о взаимодействии региональных и муниципальных органов власти по разграничению полномочий, – утверждает начальник управления. – Позиция региональных органов власти: наше дело –  организация безопасности перевозок только на региональных трассах, а брать на себя ответственность за состояние дел на муниципальных дорогах –  дело муниципалитетов. Руководство же последних  не всегда может должным образом обеспечить  безопасность перевозок в силу недостаточного финансирования или слабой компетенции должностных лиц. Нормативного акта, обязывающего должностных лиц органов местной исполнительной власти нести ответственность за нарушения транспортного законодательства на подчиненной территории, нет. В результате органы местной исполнительной власти сами определяют себе объем работ и степень ответственности, что, согласитесь, весьма удобно, но не всегда эффективно и зачастую не способствует делу.
Например, управлениям Госавтодорнадзора Уральского федерального округа приходится много заниматься согласованиями с муниципальными образованиями, являющимися владельцами автомобильных дорог общего пользования,  маршрутов перевозки опасных грузов. В 2014 году Уральским управлением Госавтодорнадзора только в адрес глав муниципальных образований (не считая уполномоченных дорожно–строительных организаций) были направлены более 400 запросов. Другими управлениями запросов направлено не меньше.
К сожалению,  отсутствие должного внимания со стороны ответственных должностных лиц очень часто приводит к задержке выдачи специального разрешения. Согласование  маршрутов проходит очень долго.
– На наш взгляд, количество и квалификация должностных лиц администраций недостаточны для качественной организации транспортного обслуживания населения, – считает Игорь Бородулин. – Как правило, эти вопросы возложены, в числе многих других проблем, на одного из заместителей главы муниципального образования. Реально же ими занимается чаще всего один специалист в структуре администрации. Поэтому так часто встречаются совершенно различные механизмы предоставления населению автотранспортных услуг – от  серьезного контроля ситуации  до полного самоустранения или перекладывания своих функций на одно из автотранспортных предприятий. Ситуация заметно лучше там, где соответствующие подразделения администраций имеют квалифицированных специалистов и активно занимаются этими вопросами, где разработаны нормативные правовые акты и созданы специальные органы управления (комиссии, системы диспетчеризации и т. п.).
Например, в муниципальном образовании г. Екатеринбург разработаны и приняты нормативные документы,  регулирующие процесс транспортного обеспечения населения, организован контроль за качеством представленных транспортных услуг населению, а также за  соблюдением перевозчиками договоров на обслуживание населения.   
Нарушения, которые выявляются в ходе проверок, как правило, одни и те же во всех муниципальных  образованиях,  независимо от региона.
Прежде всего это отсутствие четких  и понятных правил как организации транспортного обслуживания, так и порядка допуска к этому обслуживанию.
– Данная проблема с нашей точки зрения носит скорее  субъективный, чем объективный характер, – говорит Игорь Бородулин. – И связана она не столько с отсутствием нормативных актов, которые можно было бы использовать при подготовке и утверждении таких правил, сколько с выжидательной позицией  должностных лиц, ответственных за организацию этой работы. Мы до сих пор ждем некой панацеи в виде федеральных норм и установок. В то время как практика последних лет  со всей очевидностью показала, что по установленным предметам ведения на любом уровне власти можно и необходимо устанавливать правила, регулирующие те или иные отношения.
В сфере пассажирских перевозок автотранспортом действуют профессионально подготовленные  правила их организации, дающие исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с этим: как провести изучение пассажиропотоков, как проектировать маршрутную сеть, как составлять расписания и графики движения, как вести реестр маршрутов,  обследовать дорожные условия на маршрутах и т. д. и т. п.  
При организации допуска на маршруты вполне можно руководствоваться современными законодательными актами: Гражданским кодексом РФ, статьей 9 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополизма на товарных рынках», Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других.
Тем самым хочется подчеркнуть, что наработки для подготовки правовых актов имеются. Единственное, что требуется от муниципальных органов, – это проявить добрую волю, настойчивость, изыскать возможности и средства (далеко не затратные)  – и проблема вполне может быть решена.
Однако структура органов муниципальной власти построена таким образом, что проблемы функционирования автомобильного транспорта в целом и пассажирского в частности решаются либо где–то между коммунальным и сельским хозяйством, либо по остаточному принципу, либо только в части компенсации льгот на бесплатный проезд.
В Уральском регионе  принимается немалое количество перспективных программ развития. В разделе «Автомобильный транспорт» в любой из программ обязательно присутствует тематика, связанная с развитием сети автомобильных дорог, и практически отсутствуют перспективные направления развития перевозочной деятельности на автомобильном транспорте.
Свое влияние оказывает и отсутствие, за редким исключением, в органах власти профессионально компетентных специалистов, имеющих профильное образование или хотя бы опыт работы на автомобильном транспорте.
– Организацией перевозок автомобильным транспортом также должны заниматься профессионалы, лица, имеющие специальное образование и, в идеальном варианте, – опыт работы, – уверен Игорь Бородулин. – Это тем более важно, что автомобильный транспорт – отрасль, представляющая потенциально и реально значительную угрозу для жизни и безопасности граждан, несущая мощную социальную нагрузку, являющаяся незаменимой составной частью в поддержании мобилизационной готовности и решении вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями.
Но практика показывает, что более чем в 30% проверенных муниципальных образований не проводятся обследования пассажиропотоков, не разработана и не утверждена маршрутная сеть, отсутствует информация о необходимом количестве подвижного состава; в 40%  – не проводятся комиссионные обследования дорожных условий на маршрутах общего пользования; в 65% муниципалитетов отсутствуют утвержденные правила организации пассажирских перевозок, конкурсный допуск на маршруты.
А комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальных образованиях существуют чаще всего лишь на бумаге и никакого заметного влияния на ситуацию не оказывают.
Между тем от уровня организации транспортного обслуживания населения в муниципальных образованиях зависит не только качество, но и безопасность жизни населения. Поэтому данные вопросы требуют постоянного, системного и профессионального решения.
Что мы предлагаем?
Прежде всего, придать  работе с перевозчиками населения в муниципальных образованиях приоритетное значение – осуществлять допуск к перевозкам исключительно на конкурсной основе, с максимальной гласностью, опубликованием в СМИ и обязательной отчетностью перед гражданами и выборными органами.
Провести необходимые организационные мероприятия по включению в структуру органов исполнительной власти структурных подразделений (должностных лиц), ответственных за организацию обслуживания населения автомобильным транспортом.
Кроме того, обеспечить в органах исполнительной власти подбор должностных лиц, ответственных за организацию перевозок автомобильным транспортом, с соответствующим профильным образованием. Организовать системное обучение на курсах повышения квалификации с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности. Любым делом должны заниматься профессионалы.

Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург

 

27.11.2014

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 196

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 204

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 242

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 187

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 193

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 164

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все