• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 65

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Каждый сам себе логист

4_s.jpgИменно так можно охарактеризовать ситуацию, когда пассажир вынужден принимать решение о том, как ему добраться из пункта А в пункт Б.

4.jpgКазалось бы, чего проще – сообразуясь с располагаемыми временем, финансовыми возможностями, наконец, предпочтениями, покупаем билет – и в путь. Если речь идет о прямом маршруте из Москвы в какой–либо большой город, неважно – в России или за рубежом, то такая схема сбоев не дает. А если не из Москвы, а если маршрут не прямой? Остается надеяться только на всезнающий Интернет. И бездушный компьютер может показать, что добраться из пункта А в пункт Б можно только… через Москву.
А вообще – существует ли такое понятие, как «логистика пассажирских перевозок»? А если существует, то какие принципы лежат в ее основе и, самое главное, насколько пассажир свободен, принимая то или иное логистическое решение, то есть насколько оно удовлетворяет таким  критериям, как время, цена и качество услуги?
На тему логистики пассажирских перевозок на дальние расстояния натолкнуло исследование специалистов ИПЕМ о конкуренции железнодорожного транспорта с авиацией и междугородными автобусами.
Начиная с 2008 года количество пассажиров, использующих железнодорожный транспорт, сокращается, а перевозки воздушным транспортом растут. И это оправдано как с точки зрения здравого смысла, так и проводимой государством политики в области транспорта. Действительно, в перевозках свыше 2500 км, как считают специалисты ИПЕМ, железнодорожный транспорт не в состоянии конкурировать с авиацией по соотношению «время в пути / цена / комфорт». Для железнодорожных перевозок наиболее предпочтительны расстояния до 1000 км с высоким пассажиропотоком.
С другой стороны, на протяжении ряда лет государством проводится политика как по субсидированию отдельных авиамаршрутов, так и по финансированию инфраструктуры аэропортов Сибири и Дальнего Востока, организованных в форме казенных предприятий. Субсидирование определенных категорий пассажиров при перевозках из аэропортов Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть и на Юг России доказало свою эффективность и было распространено на авиаперевозки в Приволжском федеральном округе. Перераспределение пассажиропотока в пользу гражданской авиации связано также с развитием туризма, как внешнего, так и внутреннего. И именно внутренний туризм из–за протяженности большинства маршрутов по России послужил драйвером роста авиаперевозок.
Кроме того, общая современная тенденция, связанная с ускорением темпов жизни и мобильности населения, также требует более высокой скорости передвижения.
Таким образом, авиатранспорт постепенно переходит из элитарного в обычное средство передвижения. Этому также во многом будет способствовать развитие компаний–лоукостеров в России.
Что касается междугороднего автобусного сообщения, то оно конкурирует с железнодорожным по таким параметрам, как время в пути и цена. Цена билета на автобус априори ниже железнодорожного – в него не закладывается содержание инфраструктуры, так как платные автодороги занимают очень малую долю в дорожной сети России. Что же касается таких составляющих, как безопасность и комфорт, то пассажир, который отправляется с неприспособленной стоянки где–нибудь в переулке недалеко от железнодорожного вокзала на видавшем виде автобусе, вряд ли на них рассчитывает.
Складывается впечатление, что разделение видов транспорта по пассажирским перевозкам происходит в условиях рынка самым естественным образом, то есть по цене: автобусы – самая дешевая ниша, поезда – средняя и самолеты – самая дорогая.
Железнодорожный транспорт привлекает пассажиров, используя поправочные коэффициенты к тарифам, повышая качество оказываемых услуг, проводя различные акции.
Междугородные автобусные перевозки условно можно разделить на легитимные, то есть те, которые осуществляются «белыми» компаниями по твердому расписанию с автовокзалов и автостанций, и не совсем законные (о них речь шла выше). Борьба с перевозчиками–нелегалами – тема отдельного исследования. Нас же интересуют только их конкурентные преимущества, а именно – возможность коррекции маршрута, скорость передвижения и, конечно, цена.
А теперь зададимся вопросом: почему все время говорится о конкуренции видов транспорта, каждый из которых борется за пассажира? Но почему обязательно должна быть межвидовая конкуренция, в которой каждый преследует свой интерес, а не интерес пассажира, который должен добраться быстро, удобно, безопасно и дешево. Почему нельзя, объединив усилия, выстроить логистическую цепочку, в рамках которой пассажира, купившего единый билет, подвезут автобусом из районного центра или поселка к железнодорожной станции, к поезду дальнего следования или к аэропорту. А по приезде (или прилету) его также автобусом (а может быть, электричкой) доставят до места назначения. В этом случае автобусы не будут работать на небезопасном длинном плече, железная дорога получит постоянный пассажиропоток, а гражданская авиация – стимул к развитию ее регионального сегмента. Такая логистика требует продуманной, единой ценовой политики, перехода менеджмента и диспетчеризации на более высокий уровень. Но в конечном счете в выигрыше будут не только перевозчики, но, что самое главное, – пассажиры.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук

 

22.10.2015

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 124

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 168

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 145

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 144

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 138

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 129

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все