• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Тенденция – рост

porti1-m.png
Российские порты Северо–Западного региона наращивают мощности

porti1.png

БИЗНЕС–ТЕРРИТОРИИ

Морские перевозки, несмотря на сложности, продолжают в целом увеличиваться, что подтверждается ростом перевалки грузов в российских портах. И одним из самых динамичных, по данным экспертов, является Северо–Западный бассейн, доля портовых комплексов которого в обработке грузов превышает 40%. При этом надо иметь в виду, что СЗФО – единственный округ, непосредственно граничащий с развитыми странами Европы. Российские порты Северо–Западного бассейна системно наращивают мощности, вводят в действие новые терминалы по перевалке грузов. Таким образом, складываются предпосылки для того, чтобы российские порты смогли перетянуть на свои мощности еще больше грузов.

Округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 млн человек, имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причем роль региона в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море. Транспортная инфраструктура округа – самая развитая в РФ. Ее важнейшей составляющей являются такие порты, как Санкт–Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград, Усть–Луга, это все – морские ворота России, связывающие ее с Европой и Америкой.

Традиционно основой российского экспорта остаются нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, лесные грузы и металлы. Сохраняется тенденция роста внешнеторгового грузопотока России при одновременном снижении объемов грузов, перерабатываемых в портах сопредельных государств. 

В целом грузооборот морских портов России за 5 месяцев 2015 года вырос, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на 4,4% – до 268,4 млн тонн.

Что касается портов СЗФО, операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 14,2 млн тонн грузов, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 9,5 млн тонн (–7,9%), а наливных грузов увеличился до 4,7 млн тонн (+18,3%). Снижение объемов перевалки грузов произошло прежде всего за счет порта Мурманск, грузооборот которого сократился до 8,8 млн тонн (–8,2%). В то же время грузооборот порта Варандей вырос до 2,7 млн тонн (+14,9%), Архангельска – до 1,8 млн тонн (+15,4%) и Кандалакшы – до 0,4 млн тонн (+22,0%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 94,7 млн тонн (+3,0%), из них объем сухогрузов составил 34,9 млн тонн (–3,0%), наливных – 59,8 млн тонн (+6,8%). Увеличился объем перевалки грузов в портах Усть–Луга – до 35,6 млн тонн (+18,2%), Приморск – до 24,5 млн тонн (+1,8%), Высоцк – до 7,0 млн тонн (+0,3%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт–Петербург до 21,7 млн тонн (–11,6%) и порт Калининград – до 5,4 млн тонн (–3,5%). В целом грузооборот портов Северо–Западного бассейна России вырос более чем на 42 млн тонн (41,5%). 

Если говорить о конкретных портах региона, заслуживает внимания прежде всего Архангельск, расположенный в дельте реки Северная Двина. Вот уже более 400 лет Архангельский порт служит на благо России. Архангельский морской торговый порт сегодня – это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, в том числе целлюлозы, картона, металлов, пиломатериалов, контейнеров, тяжеловесного оборудования и навалочных грузов. Это порт круглогодичной навигации, где ледовая обстановка примерно соответствует условиям Финского залива. Мощная инфраструктура порта способна перерабатывать до 4,5 млн тонн груза ежегодно. Порт является своего рода воротами в Арктику. Именно отсюда был проложен Северный морской путь, который является наиболее коротким для транспортировки грузов из Европы на рынки Юго–Восточной Азии. Порт выступает в роли основной базы для освоения месторождений нефти и природного газа арктического шельфа, и в первую очередь Баренцева и Карского морей.

Возможности причалов порта позволяют обрабатывать суда с осадкой 9,2 м и длиной до 190 м. Порт обслуживается тремя станциями Северной железной дороги, что исключает вероятность простоя вагонов.

Мурманский морской торговый порт основан в 1915 году. Незамерзающая морская гавань приобрела для страны стратегическое значение, обеспечивая внешнеторговые операции. В настоящее время порт является крупнейшим предприятием города, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России.

Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 м, длиной более 265 м и дедвейтом до 150 000 тонн.

Порт оснащен современной высокопроизводительной техникой: портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, погрузочная машина для перевалки апатитового концентрата производительностью более 1000 тонн в час, автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн. 

Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в порту, – цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель), прокат черных металлов, уголь, апатитовый и железорудный концентрат, марганцевая руда, металлолом, продукция химической промышленности, строительные материалы, продовольственные грузы, технологическое оборудование, легковые автомобили и колесная техника, различные грузы в контейнерах.

Основное направление экспорта – это страны Западной Европы, в частности Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.

Порт является основным звеном Мурманского транспортного узла, программа развития которого предусматривает строительство на берегах Кольского залива четырех новых терминалов и ряда объектов инфраструктуры. Реализация программы позволит увеличить ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла уже к 2020 году примерно в 5 раз (до 80 млн тонн), а также качественно преобразить социально–экономическое положение области и уровень жизни населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и переход экономики области к инновационному развитию.

Мурманский порт является базовым для развития судоходства по трассе Северного морского пути, значение которого в последние годы возрастает. В перспективе Мурманск будет позиционироваться как международный глубоководный хаб, который гармонично впишется в структуру мировой транспорт-

но–логистической системы.

Кандалакшский морской торговый порт находится в северной части Кандалакшского залива Белого моря, в черте города Кандалакша. Причальные сооружения расположены на восточном побережье залива, севернее устья реки Нива. Порт занимает выгодное географическое положение, имеет развитую инфраструктуру производственных мощностей, подъездных и технологических железнодорожных путей, автодороги, складские площади как для открытого, так и для закрытого хранения импортных грузов.

Технические возможности порта позволяют перерабатывать грузы массой одного места до 40 тонн и длиной до 25 м. В перспективе предполагается строительство в Кандалакшском порту перегрузочного комплекса минеральных удобрений. Сметная стоимость строительства – 50 млн долларов, мощность – 2400 тыс. т. /год, срок окупаемости – 6,7 года. После окончательного решения всего комплекса вопросов, связанных с организацией транзитных перевозок грузов по маршруту Европа – Азия и обратно с использованием трассы Северного морского пути, возможна перевалка этих грузов и через Кандалакшский транспортный узел.

ОАО «Калининградский морской торговый порт» – крупнейшее предприятие портового комплекса региона как по объему выполняемых работ, так и по техническому обеспечению и комплексу услуг, предоставляемых грузовладельцам. Порт имеет огромное значение в обеспечении жизнедеятельности анклава, поскольку на него замыкаются практически все виды транспорта и основная часть экспортно–импортного грузопотока, проходящего через территорию области.

Порт расположен в юго–восточной части Балтийского моря, в устье реки Преголя. Протяженность морского канала и фарватеров, связывающих порт с морем, 43 км. Порт находится в особой экономической зоне Российской Федерации – Калининградской области, полностью отделенной от остальной территории России сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными морскими водами.

Калининградский порт – единственный незамерзающий порт России на Балтике.

В Калининградском морском торговом порту имеются 19 причалов, оборудованных перегрузочной техникой. Совместно с экспедиторскими, агентскими, фрахтовыми и другими компаниями порт предоставляет полный комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов от отправителя к получателю и стоянкой судов в порту. Он является универсальным портом и перегружает любые виды грузов (за исключением сырой нефти).

Здесь имеется широкий спектр перегрузочной техники грузоподъемностью от 1,5 до 50 тонн, предназначенной для переработки любых видов грузов, в том числе портальные краны грузоподъемностью от 5 до 50 тонн, гидравлические самоходные краны–манипуляторы с грейферами для леса, сыпучих грузов, металлолома и другие высокопроизводительные механизмы.

Морской порт Усть–Луга – ближайший к ЕС многофункциональный порт, расположенный в узловой точке на пересечении двух международных интермодальных транспортных коридоров: «Север – Юг» (Балтика, Черное и Каспийское моря) и «Восток – Запад» (Европа – Азия). Он органично вписывается в транспортную сеть Северо–Западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках европейской транспортной инфраструктуры.

Порт расположен в юго–западной части Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива. Большие глубины акватории (16 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают порт Усть–Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 100 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 150 тыс. тонн.

Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта Усть–Луга. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт Усть–Луга с основными транспортными магистралями. 

Порт Усть–Луга – универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения рассчитаны на оказание услуг по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.

Акватории терминалов имеют проектные отметки дна от –7,2 м до –16 м. Глубина подходных каналов до –16,3 м. 

Непросто шло становление Большого порта Санкт–Петербург. Реализуемая сегодня программа развития портовой инфраструктуры группы компаний «Морской порт Санкт–Петербург» включает в себя строительство специализированных терминалов, реконструкцию существующих производственных объектов, а также развитие транспортной инфраструктуры порта и прилегающих к нему территорий.

Порт предоставляет полный комплекс услуг круглогодично, 24 часа в сутки. К обработке принимаются все виды грузов, в том числе нестандартные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы. На терминалах обслуживаются суда водоизмещением до 60 тыс. тонн и осадкой до 

11 м. Конструкторское бюро и служба технологов Морского порта Санкт–Петербург обладают многолетним опытом по разработке технологических карт и изготовлению специальных приспособлений для обработки нестандартных грузов. В работе используется развитая инфраструктура порта, включающая в себя железнодорожные и подкрановые пути, автомобильные дороги, инженерные сети, ремонтные базы, топливозаправочные станции, очистные со-

оружения. 

porti2.png

Факторы успеха – профессионализм работников, современное техническое оснащение, высокий уровень обработки грузов, удобное месторасположение и развитая инфраструктура территорий.

 

 

 

 

 

 

 

На снимках: вверху – морской порт Усть–Луга; внизу – морской порт Мурманск

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все