• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Артерия будущего

Артерия будущегоПредседатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов – о проблемах возрождения Северного морского пути (СМП).

Артерия будущегоПредседатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов – о проблемах возрождения Северного морского пути (СМП)
– Вячеслав Алексеевич, чем, на ваш взгляд, объясняется возрастание интереса к Северному морскому пути?
– Конец ХХ и начало ХХI столетий характеризуются повышенным интересом ведущих государств мира к арктической циркумполярной зоне, в том числе к российской Арктике и Северному морскому пути. Этот интерес определяется двумя важнейшими факторами. С одной стороны, СМП может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. С другой стороны – СМП интересен как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Прогнозируемые последствия глобального потепления климата и активизация пиратских нападений на суда, следующие южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам. Однако СМП сможет конкурировать с южными маршрутами только при условии, если он будет экономически выгоден и его инфраструктура обеспечит максимальное снижение дополнительных рисков при плавании в арктических льдах.
– Судоходство по трассам СМП невозможно без ледокольного обеспечения…
– Разумеется. Задачи обновления ледокольного флота решаются в рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы.
В 2007–2009 годах построены 3 ледокола, в том числе атомный ледокол «50 лет Победы» мощностью 54 МВт, линейные дизель–электрические ледоколы нового поколения «Москва» и «Санкт–Петербург» мощностью 16 МВт.
К 2014 году в рамках реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы предусмотрена разработка технических предложений для создания атомного ледокола–лидера мощностью 110–130 МВт для круглогодичной работы на СМП. Кроме того, к 2015 году планируется разработка организационно–технологического проекта постройки в России атомных ледоколов повышенной мощности (150–200 МВт) для освоения арктического континентального шельфа России и устойчивой работы СМП. Для реализации этого проекта будет разработана принципиальная технология строительства ледоколов повышенной мощности на отечественных судостроительных предприятиях.
Универсальный атомный ледокол и дизель–электрические ледоколы нового поколения будут многофункциональные, способные выполнить не только работы по проводке судов, но также работы по спасению людей, судов и ликвидации аварийных разливов нефти
в море. Три универсальных атомных ледокола с переменной осадкой будут способны работать как на морских участках, так и в мелководных районах устья Енисея, Обской губы и в других прибрежных районах арктических морей.
Важным направлением развития СМП является развитие системы навигационного обеспечения и улучшение системы связи.
– Что нового планируется предпринять в этой области?
– В соответствии с ФЦП «Глобальная навигационная система» в Карском море на острове Олений в 2003 году введена в эксплуатацию первая в мире арктическая контрольно–корректировочная станция глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. В 2009 году в Арктике развернуты еще 2 аналогичных станции – на мысе Стерлигова и в устье реки Индигарка. В 2010–м аналогичные станции будут созданы на островах Столбовой и Каменка. До 2020 года планируется развертывание сети контрольно–корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS вдоль всех традиционных трасс СМП.
Реализация этих планов позволит использовать станции для выполнения гидрографических, лоцмейстерских и дноуглубительных работ, а также для осуществления лоцманских проводок судов на устьевых участках сибирских рек.
В подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрено строительство 3 гидротехнических судов класса Arc–7 водоизмещением 2000–3500 тонн, 3 лоцманских судов класса Ice–3 водоизмещением 135 тонн, 6 специализированных гидротехнических катеров, оснащенных многолучевыми эхолотами, а также модернизация 3 гидротехнических судов серии «Федор Матисен» и «Дмитрий Овцын» водоизмещением 1650 тонн.
В 2008 году на 10–й сессии Комиссии Международной гидрографической организации по передаче навигационных предупреждений было принято решение об организации в Арктике 5 районов НАВАРЕА. (НАВАРЕА – условное слово, обозначающее районное навигационное предупреждение. Оно передается с добавлением цифры, указывающей номер района.) России поручено провести организационные и технические мероприятия по созданию в своих полярных водах районов НАВАРЕА ХХ и ХХI. Обеспечить функционирование районов НАВАРЕА ХХ и ХХI поручено ФГУП «Гидрографическое предприятие», являющемуся национальным координатором по сбору, подготовке и передаче информации по безопасности мореплавания в районы НАВАРЕА ХХ и ХХI Всемирной службы навигационных предупреждений.
И конечно, необходимым условием развития СМП является современный уровень организации аварийно–спасательного оборудования. В рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» ведутся работы по проектированию аварийно–спасательных судов нового поколения общим количеством 37 единиц.
В целях повышения аварийно–спасательной готовности в Арктике предусматривается создание морского спасательного центра в морском порту Тикси, на который планируется возложить функции координатора по поиску и спасению в восточном районе Арктики. Кроме того, планируется создание передовых, специализированных аварийно–спасательных баз реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.
– Сегодня интерес к СМП проявляют иностранцы…
– В настоящее время плавание по СМП осуществляется на недискриминационной основе для судов всех государств по законам и правилам, установленным Российской Федерацией, и в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Обязанность России перед мировым сообществом состоит в том, чтобы обеспечить принятие мер, позволяющих предотвратить и сохранить под контролем экологию региона в условиях развития хозяйственной деятельности в Арктике. Частным перевозчикам оказываются услуги по обеспечению безопасных условий плавания. Сюда входит проводка судов ледоколами, навигационно–гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, несение аварийно–спасательной готовности, связь.
В дальнейшем особое внимание необходимо уделить наращиванию усилий приарктических государств по созданию единой региональной системы поиска и спасения, а также усилий по предотвращению техногенных катастроф. Это крайне важно для экологии региона, для охраны особо ранимой северной природы на море и прилегающих территориях.
– Существует несколько Международных организаций циркумполярных государств. Насколько эффективна деятельность этих организаций в целях устойчивого развития Арктики и регионов Севера?
– Северные страны создали ряд правительственных и неправительственных международных организаций, таких как Северный Совет, Парламентская конференция Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроатлантического региона, Некоммерческое партнерство «Северного морского пути», Конференция парламентариев Арктического региона со своим рабочим органом – Постоянным комитетом Арктического региона. Много лет существует программа «Северного измерения», главная цель которой – сотрудничество государств Евросоюза с российским Северо–Западом. К сожалению, конкретных результатов пока мало. Главная причина – отсутствие единой политики, координации как внутри Евросоюза, так и в России.
Надо сказать, что сегодняшний миропорядок, сформированный международными организациями, не в полной мере учитывает роль парламентариев в процессе межгосударственного общения. Существующие формы парламентского сотрудничества, к сожалению, не отвечают требованиям ХХI века и той роли, которую Арктика играет в жизни планеты. С учетом того, что роль арктического региона в современных условиях неумолимо возрастает, требуется активное взаимодействие не только исполнительных, но и представительных органов власти: центральных, региональных, местных.

Беседу вел Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все