• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 31

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

С положительной динамикой

С положительной динамикой «Взаимодействие государства и бизнеса в развитии инфраструктуры морского и речного транспорта» – так звучала ключевая тема конференции, посвященной водяным сообщениям.

С положительной динамикой «Взаимодействие государства и бизнеса в развитии инфраструктуры морского и речного транспорта» – так звучала ключевая тема конференции, посвященной водяным сообщениям. Елена Лаврентьева, заместитель начальника Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова, отметила, что водный транспорт – единственная отрасль транспортного комплекса, которая с положительной динамикой вышла из недавнего финансового кризиса.
Но почивать на лаврах рано. Как отметил Алексей Клявин, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, в советское время 60% грузов перево-зилось морским транспортом, что давало 3–4 млрд долларов чистой валютной выручки. А сейчас доход от этих перевозок на два порядка ниже, и вдобавок мы импортируем морские транспортные услуги, поддерживая тем самым зарубежное судостроение, фрахт, страховой бизнес и т. д. Естественно, на монополию в перевозке внешних грузов никто не претендует, но на 40% можно и нужно рассчитывать. Связано это с тем, что морские перевозки имеют значительный эффект мультипликации. Одно рабочее место в судостроении создает 7 рабочих мест в смежных отраслях, а рабочее место в судоходстве обеспечивает до 50 новых рабочих мест. Многие отрасли экономики, такие как автопром, развивались на базе судостроения – так было и в Германии, и в Японии.
Поэтому ответ на вопрос, нужен ли стране флот, может быть только положительным. Именно для укрепления позиций отечественного флота в 2005 г. был принят закон о международном реестре судов, в котором на настоящий день зарегистрированы 360 судов дедвейтом 1,5 млн т, возраст которых на 5–6 лет меньше, чем в среднем по отрасли. По мнению Алексея Клявина, реестр выполнил свою роль, и для развития отечественного флота требуется дальнейшая законодательная поддержка. Минтрансом совместно с профильными общественными организациями подготовлен закон о поддержке судоходства и судостроения. Новый закон, по мнению его разработчиков, расширяет сферу действия реестра, повышает заинтересованность судовладельцев в строительстве судов на российских верфях, формирует конкурентные преимущества оте-чественных перевозчиков.
С вступлением закона о поддержке судовладельцев и судоходства в силу можно будет говорить уже об экспорте транспортных услуг, когда для обслуживания иностранных судов будут использоваться российская портовая инфраструктура, наши экипажи, передовые отечественные технологии обработки грузов и т. д.
Закон о втором международном реестре судов в транспортном сообществе подвергался (и до сих пор подвергается) справедливой критике. При его практическом применении пришлось вносить изменения в порядок налогообложения, в частности, отменить НДС на работу в тайм–чартере, отменить налог на прибыль на каботажные перевозки при использовании иностранных судов. Вот почему, по справедливому замечанию Вячеслава Попова, председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, законы при прохождении в Госдуме нуждаются в поддержке профессиональных экспертов, особенно в тех случаях, когда они проходят не через профильный комитет.
Любые законодательные инициативы нуждаются в поддержке со стороны регионов – именно инициатива с мест позволила внести изменения в режим плавания в Калининградском порту, ускорила создание ОЭЗ в Мурманском порту. Общее требование, которому, по мнению сенатора, должен соответствовать закон, – это прямой характер действия без отсылочных норм, с тем чтобы закон одинаково понимался в центре и на местах.
Реализация уникального транзитного потенциала Севморпути – тема, которая заинтересовала буквально всех участников конференции, и во многом благодаря выступлению губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко. Повышенный интерес, который проявляют страны ЕС, географически далекие от арктической трассы, связан прежде всего с растущей добычей углеводородов на шельфе в этом регионе. Интерес подогревается потеплением климата, что приводит к изменениям в прохождении самой трассы и позволяет европейскому сообществу считать Севморпуть международной магистралью.
Голословные утверждения о том, что СМП – прежде всего российский путь в Арктике, уже никого не убедят. Арктический путь необходимо вновь обустраивать, но уже на новом уровне. По мнению губернатора, следует уделять больше внимания гидрографии – экспериментальный переход танкера «Совкомфлота» осенью этого года показал, что в прежний маршрут трассы необходимо внести изменения. Образование на базе Мурманского порта особой экономической зоны создаст условия для оборудования мест добычи на шельфе и обустройства близлежащих территорий. Нужна не просто концепция развития Севморпути, а разработанные и воплощенные в жизнь стандарты судов для трассы СМП.
Владимир Михайличенко, исполнительный директор НП по координации использования Севморпути, убедительно, на цифрах, показал и доказал, что СМП, игравший значительную роль в советской экономике, может играть такую же роль и в российской. Но при одном условии: на начальном этапе возрождения СМП для всех субъектов, работающих на трассе, необходимы преференции, прежде всего налоговые.
Если в перспективах возрождающегося транзита по трассе Севморпути никто не сомневается, то перспективы использования СМП в северном завозе вызывают неоднозначную реакцию. Как считает главный инженер ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» Владимир Алипа, схема завоза может осуществляться двумя путями. В первом случае грузы поступают по железной дороге на Лену, а далее по малым рекам до места назначения. Проблема в том, что суда, принадлежащие пароходству, уже работают по программе реновации, рассчитанной до 2025 г. А после 2030 г. без принятия кардинальных мер флот будет списан. Если же завозить груз по СМП, а далее по рекам, то возникает проблема инфраструктурного характера. Необходимо проводить дноуглубительные работы для перевалки грузов в ограниченные сроки навигации, а без шторма она составляет около 2 месяцев в году. В необустроенной акватории завоз превращается в аврал. Получается, что предприятие, работающее в условиях рынка, задает риторический вопрос – кто будет обустраивать инфраструктуру, кто будет закупать новые суда?
Может быть, как отметил Александр Давыденко, руководитель Росморречфлота, следует в состав учредителей ОАО включить реальных инвесторов и начать работать и зарабатывать. Тем более, что примеры полнокровного развития отраслевого предприятия в рыночных условиях есть – то же ООО «Транспортная группа FESCO», член правления которого Владимир Корчанов рассказал о том, что вопросы с инфраструктурой и подвижным составом FESCO решает самостоятельно. Проблемы, которые необходимо решить, по мнению Владимира Корчанова, связаны главным образом с несовершенством налогового и таможенного законодательства. По заверению Алексея Клявина, Минтранс России помогает их оперативно разрешить.
Следует отметить, что государство призывает бизнес активнее участвовать в инфраструктурных проектах на принципах ГЧП. Примерами такого партнерства в сфере портовой инфраструктуры, по словам Виктора Вовка, начальника управления инвестиций и программ развития Росморречфлота, являются порты Усть–Луга и Оля. Хотя проекты находятся еще в стадии проработки, есть уверенность, что на 1 рубль вложенных государственных средств частный бизнес, поверив, вложит 4–5 рублей своих средств. А вот у Игоря Русу, генерального директора ФГУП «Росморпорт», оптимизма в отношении развития ГЧП в сфере портовой инфраструктуры меньше. До сих пор ни одного серьезного проекта в этой области на принципах ГЧП реализовано не было, несмотря на то, что закон о концессиях действует с 2005 г. Проекты сложные, дорогие, долговременные, и охотников со стороны бизнеса на них немного, тем более что качество проектов низкое. Руководитель Росморпорта выход из создавшегося положения видит в создании проектных бюро на территории России, но с привлечением международных специалистов.
Оценивая итоги взаимодействия государства и бизнеса в сфере водного транспорта, можно сказать, что государство в лице федерального министерства и агентства живо откликается на вопросы бизнеса в пределах своих компетенций в области законодательства, технического регулирования, налогообложения. Бизнес в свою очередь, если его претензии не имеют иждивенческого характера, вполне может рассчитывать на помощь государства. Итоги такого понимания уже дали свой результат: морской и речной транспорт – отрасль, единственная в транспортном комплексе, которая вышла из кризиса с положительной динамикой, нарастив грузовую базу, сохранив рабочие коллективы и выполняя все свои обязательства перед бюджетом. Именно так охарактеризовал работу своей компании Рауф Алиев, вице–президент группы компаний «ПАЛМАЛИ», отметив поддержку как федерального агентства, так и Минтранса в целом.
О достижениях и проблемах в сфере морского образования рассказал начальник ФГОУ ВПО «МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» Сергей Кондратьев.
С интересными инициативами выступила группа компаний «Транзит–ДВ», заместитель президента которой Галина Науменко рассказала о перспективах порта в Петропавловске–Камчатском как порта–хаба.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 57

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 73

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 67

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 67

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 64

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 53

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все