• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 64

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Наука вне санкций

2_s.jpgОбразовательные контакты между Россией и Францией продолжают развиваться.

2.jpg

В современных экономических условиях существуют достаточно тесные связи между Российскими и Французскими железными дорогами. Это дает стимул к обмену опытом, научно–образовательному сотрудничеству вузов двух стран в области железнодорожного транспорта. Этой теме были посвящены первая и вторая российско–французские конференции, прошедшие на базе МИИТа и вуза Франции. Каковы перспективы сотрудничества профильных вузов двух стран? На вопросы корреспондента «ТР» отвечает проректор Московского государственного университета путей сообщения по международным связям кандидат технических наук Владимир ГЛАЗКОВ.
– Владимир Николаевич, чем полезен для МИИТа опыт французских высших учебных заведений по подготовке кадров для железнодорожного транспорта? Чему у них можно поучиться?
– Во Франции выпускники вузов очень интересно пишут дипломные работы. Каждый проект строится на конкретном заказе той или иной организации. Берется конкретный вопрос или проблема железнодорожного транспорта, и по ним выполняется дипломная работа, которая тесно связана с предприятием. Получается результат не только теоретический, но и практически ориентированный. Нам этот опыт кажется важным, и мы хотели бы его чаще применять.
Один из участников конференции и наш партнер – Национальная школа мостов и дорог (существует с XVII века, является одной из ведущих технических школ Франции) – работает именно по этому принципу. Надо спроектировать мост или трассу – дается задание студенту. В результате организация получает нужный проект, а дипломник приобретает очень полезный профессиональный опыт.
– При таких тесных контактах с производством трудоустроиться выпускникам французских вузов, наверное, несложно?
– С трудоустройством в Европе сложнее, чем в России. У нас сложилась своя система транспортного образования, включающая девять вузов железнодорожного транспорта. Мы готовим специалистов, которые сразу после получения диплома могут занять рабочее место и выполнять конкретные профессиональные обязанности.
У них не так. После окончания школы либо университета выпускник пишет резюме, рассылает его на разные предприятия. И там, где его кандидатура представляет интерес, он может пройти собеседование. Но при этом молодой человек не является готовым специалистом. Придя в компанию, он в течение года–полутора на рабочем месте непосредственно получает практические навыки. И только потом начинает работать. В этом главное отличие.
Но, с другой стороны, во Франции и потребности в специалистах другие. Там нет таких крупных транспортных компаний, как ОАО «Российские железные дороги», где работают 1 миллион 200 тысяч человек. Во французской железнодорожной компании SNCF порядка 250 тысяч. Зато текучесть кадров практически равна нулю: только на место тех, кто уходит на пенсию, приходят новые люди. Работать на французских железных дорогах престижно, там хорошая зарплата, есть уверенность в завтрашнем дне. Человек, попадая в эту сферу, старается закрепиться в ней надолго. Поэтому текучести кадров не наблюдается.
Во французских университетах есть факультеты или отдельные кафедры по тем или иным видам транспорта. То есть у них нет таких масштабов, как у нас. Ну а студент старается заинтересовать собой компанию еще в период обучения, отсюда дипломные проекты, ориентированные на конкретную проблему или задачу.
– Есть какие–нибудь подвижки в разработке и реализации совместных образовательных программ?
– Уже действует совместная образовательная магистерская программа МИИТа и университета французского города Нант. Кроме этого, после первой конференции в апреле 2014 года у нас были двусторонние встречи с университетом г. Валансьен. Речь шла о бакалаврской программе по подготовке экономистов – в МИИТе и во Франции. Студент, который успешно ее завершит, получит два диплома. Знаем, что такие же намерения есть и у других железнодорожных вузов. Главное – найти форму сотрудничества и выбрать направление, интересное для обеих сторон. Таких направлений немало: логистика, экономика, юриспруденция. А в рамках сотрудничества с Национальной школой мостов и дорог возможны и технические магистерские программы по строительству и проектированию.
Это, конечно, требует большой проработки учебных планов, но для студентов очень престижно и значимо. За такими программами, на наш взгляд, большое будущее. Совместная подготовка специалистов, конечно, не будет массовой, тут ведь еще надо знать язык – английский либо французский. Но тем, кто сумеет освоить программу, это даст большие перспективы.
– Интересно, как осуществляется связь французских вузов с работодателями, как организуется практика студентов–железнодорожников?
– Во Франции именно техническая магистерская программа (по которой обучаются инженеры) рассчитана на большой срок прохождения производственной практики. У наших французских коллег вопросы прохождения практики успешно решаются.
В качестве примера могу привести Национальную консерваторию искусств и ремесел (не надо обращать внимание на такое название, это серьезный политехнический институт), которая сотрудничает с Французскими железными дорогами. Там уже на протяжении двух лет действует такое правило: французские студенты должны пройти не только практику во Франции, но и зарубежную стажировку. В прошлом году французские студенты приезжали к нам, им здесь понравилось. И вот на днях в МИИТ приехала вторая группа. Мы им организуем лекции ведущих профессоров университета, показ объектов ОАО «РЖД», Выставочного комплекса ОАО «РЖД» на Рижском вокзале в Москве, Экспериментального кольца ВНИИЖТа (г. Щербинка, Московская область). Французы признают, что на российских железных дорогах тоже много поучительного и интересного.
– Чувствовалось ли на конференции по вопросам образования какое–то предвзятое отношение к России в связи со сложившейся геополитической обстановкой?
– Даже никаких намеков не звучало! Не только французские, но и другие европейские коллеги отмечают, что наука и образование вне санкций. Научные и образовательные контакты продолжают успешно развиваться. Обе наши конференции были поддержаны посольством Франции в России. Когда мы начали подготовку к первой конференции (в феврале 2013 года), никаких санкций не было. В апреле 2014 года эта конференция прошла, о санкциях все уже знали, но на работе это никак не отразилось. Вторая конференция состоялась уже по инициативе французской стороны. Национальная консерватория искусств и ремесел подготовила мероприятие и пригласила нас.
– Какие общие точки соприкосновения для совместной научной и образовательной деятельности российских и французских вузов найдены в ходе двусторонних переговоров?
– В первой конференции принимали участие представители девяти российских и девяти французских вузов. Наряду с пленарными заседаниями были двусторонние встречи, которые оказались не менее продуктивными. Например, делегация Ростовского государственного университета путей сообщения встречалась с учеными из университета г. Валансьен. Обсуждались возможные направления сотрудничества. В итоге были заключены двусторонние договоры, и в их рамках началась работа между конкретными университетами, сотрудничество стало выходить на конкретные точки соприкосновения. Какой–то вуз глубже изучает проблемы подвижного состава, какой–то – инфраструктуры или энерго-
снабжения. Каждое учебное заведение искало себе интересного партнера с точки зрения образовательных разработок. Встречи позволили наладить прямые контакты.
– Какие впечатления у вас остались от посещения Технического центра SNCF по обслуживанию высокоскоростных поездов?
– Впечатления самые положительные. Французские железные дороги – лидер в создании высокоскоростного движения. Оно сегодня в этой стране – незаменимый элемент транспортной системы. У них прекрасный подвижной состав, крейсерская скорость – 300 км в час. Это позволяет четко, по расписанию обеспечивать мобильность населения.
Такие города, как Тула, Рязань, Калуга, по расстоянию от столицы (в пределах 200 км) сопоставимы с французскими городами Лилль, Реймс и другими. И вот представьте, их жители могут себе позволить ездить каждый день на работу в Париж, и на дорогу у них уходит менее часа. У высокоскоростных магистралей Франции высокая надежность: за более чем 30 лет работы не было ни одной серьезной аварии.
Технический центр SNCF, который мы посетили, наглядно демонстрирует, как скрупулезно там относятся к подвижному составу. Чуть–чуть повреждено кресло – сразу стараются его заменить. Бросаются в глаза чистота в помещениях, уважительное отношение к сотрудникам, их форма, хорошо отлаженный процесс работы. Мы получили исчерпывающие ответы на все вопросы. Но, хочу сказать, наше депо «Металлострой» по обслуживанию высокоскоростных поездов «Cапсан» выглядит не хуже, чем депо в Париже. Уровень технического обслуживания здесь тоже высокий.
– Какой вам видится работа создаваемой на базе МИИТа постоянно действующей рабочей группы, Координационного совета российских и французских вузов?
– Идея создания Координационного совета появилась после проведения второй конференции (кстати, третья конференция будет проходить в России, на базе Ростовского государственного университета путей сообщения). Мы уже почувствовали, что год от конференции до конференции – достаточно большой период. Возникает много вопросов, которые надо согласовывать. Кроме того, необходимо информировать друг друга о текущих событиях. Наличие электронных ресурсов позволяет выполнять эту работу. Наш совет будет работать на интеграцию университетов.
– По итогам переговоров с французскими коллегами, в частности, решено создавать общие команды исследователей российских и французских университетов для участия в научных программах, финансируемых российскими и французскими фондами поддержки научных исследований. А вообще, насколько велика потребность в таких совместных исследованиях? Какие темы могут стать их предметом?
– Насколько велика потребность, понятно: наука не имеет границ, и если возникают проблемы, лучше решать их сообща – в рамках программы Евросоюза «Горизонт–2020» или в рамках совместных исследований, которые проводит тот или иной университет. Есть соответствующие фонды и во Франции, и в России. А тем для общих исследований достаточно много, они обсуждались в ходе конференций. Например, безопасность пассажиров в скоростных поездах и на вокзалах. Проблемы есть в обеих странах.
Другая тема – эксплуатация состава в экстремальных климатических условиях. Для нас это актуально, а у французских ученых есть международный опыт: они разрабатывали и внедряли рекомендации по движению подвижного состава в разных странах мира. Поэтому, если они готовы участвовать в совместных научных исследованиях, это тоже можно использовать. Или устойчивость рельсов и сварных швов в условиях низких температур. Этот перечень можно расширять.
Не секрет, что, когда мы вводили скоростное движение между Москвой и Санкт–Петербургом, подвижной состав нам поставила фирма «Сименс». Но из–за российских климатических условий мы столкнулись с рядом проблем при эксплуатации составов. Это потребовало их адаптации к нашим реалиям. И теперь специалисты знаменитой фирмы признают, что нынешние поезда, которыми пользуется Россия, – это не чистая продукция фирмы «Сименс», а некий усовершенствованный вариант, изготовленный в том числе и с помощью наших разработчиков.
Сейчас у нас готовится новое направление для движения скоростных поездов Москва – Казань. Далее с участием наших китайских коллег Москва – Пекин. При реализации этих проектов будет возникать масса проблем. Но, уверен, если консолидировать опыт китайских, наших и французских ученых, многие проблемы можно будет быстро решить.

 

Артем Озун

На снимке: российская делегация во главе с ректором МИИТа Борисом Лёвиным на встрече с французскими коллегами.

23.07.2015

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 186

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 192

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 232

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 177

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 183

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 155

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все