• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Реалии и перспективы

Реалии и перспективыПоговорим об общем состоянии
и перспективах
подготовки специалистов
для транспортной отрасли.

Реалии и перспективыВ середине декабря 2011 г. в Санкт–Петербурге прошла Всероссийская конференция «Кадровая политика», посвященная кадровому обеспечению транспортного комплекса России, которую организовала компания Conference Point.
Проблем и вопросов, касающихся подготовки профессиональных кадров для транспорта с учетом специфики каждой отрасли, накопилось достаточно. К этой теме с учетом многообразия аспектов мы будем еще не раз обращаться, а сегодня поговорим об общем состоянии и перспективах подготовки специалистов для транспортной отрасли.
Государственное регулирование в сфере кадрового обеспечения видов транспорта направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров и включает в себя такие направления, как система подготовки в образовательных учреждениях транспортного комплекса в соответствии с изменяющимися требованиями рынка; совершенствование программ переподготовки и повышения квалификации персонала; система государственного контроля качества подготовки персонала для различных видов транспорта.
Сеть образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных агентств Минтранса России, выглядит следующим образом: в Росжелдоре – 9 университетов с 90 филиалами, в Росморречфлоте – 7 университетов с 31 филиалом, а в Росавиации – 3 университета с 15 филиалами. Головные университеты путей сообщения имеются во всех федеральных округах, за исключением Северо–Кавказского. Университеты системы Рос-авиации находятся только в 3 округах – Центральном, Северо–Западном и Приволжском. Вузы, готовящие кадры для морского транспорта, находятся в Северо–Западном, Дальневосточном и Южном округах. А для речной отрасли кадры готовят вузы, находящиеся в Центральном, Северо–Западном, Приволжском и Сибирском округах. Можно сделать вывод, что полностью транспортными вузами укомплектованы 3 округа – Центральный, Северо–Западный и Приволжский.
Если внимательно посмотреть географию размещения транспортных университетов и филиалов, то за Уральскими горами, за исключением Новосибирска, Иркутска и Хабаровска, во всех остальных городах имеются только филиалы. Безусловно, такое ярко выраженное тяготение транспортных образовательных и научных центров к Европейской части сказывается на равномерности распределения специалистов по стране. Если рассматривать в динамике контингент студентов по всем  транспортным вузам (ВПО) и техникумам (СПО) за 2008–2010 гг., то положительная динамика наблюдается по всем категориям обучающихся. В 2010 г. в учреждениях СПО системы Минтранса обучались 101,1 тыс. человек, или 4,72% от общего количества студентов этого направления по России, а в учреждениях ВПО – 222,2 тыс. человек, или 2,99% от общего показателя по России.
Судить о том, достаточно ли такого количества студентов, т. е. будущих специалистов–транспортников, для нужд экономики, только по этим цифрам – трудно. А если обратиться к данным таблицы, то из нее следует, что по основным транспортным специальностям налицо нехватка квалифицированных кадров.

Реакция на потребности рынка

Таблица

Самая большая потребность на конец 2010 г. имелась в пилотах самолетов и специалистах родственных профессий (5,6% от необходимого количества) и техниках по безопасности движения самолетов (3,8%). Думается, что комментарии к этим цифрам не требуются. Всего же при занятых в экономике 2208,5 тыс. работников транспорта дополнительная потребность в них составляет 55,9 тыс. человек, т. е. 2,5%.
По–разному можно трактовать динамику данных по формам обучения. С одной стороны, очное образование по качеству, безусловно, выше, с другой – заочное позволяет без отрыва от производства обучаться тем, кто уже работает на транспорте. Так вот, доля очной формы в контингенте ВПО сократилась за 2008–2010 гг. с 55% до 45,4%. При этом контингент очников СПО остался на прежнем уровне – 68,4%.
Соотношение очной и заочной форм обучения – тема отдельного разговора, но смотрите, что получается по вузам, находящимся под крылом своих федеральных агентств (таблица 2).

Структура бюджетного приема

Таблица1

В целом по вузам превалирует очная форма обучения, а по основным для каждого вуза направлениям – заочная.
К чести вузов, относящихся к системе Минтранса, надо отметить, что по профильным специальностям доля студентов, обучающихся по бюджетной форме, не ниже, а порой даже и выше доли тех, кто обучается на контрактной основе. Это касается учебных заведений всех видов  транспорта как высшего, так и среднего профессионального образования.
Что же касается конечного результата, т. е. трудо-устройства выпускников, то динамика оставляет желать лучшего (таблица 3).

Трудоустройство выпускников

Таблица2

Для того чтобы переломить негативную тенденцию, необходимы объединенные усилия вузов, Минтранса и работодателей.
Чтобы вывести транспортное образование на мировой уровень, необходимо соответствующим образом мотивировать преподавательский состав вуза. К сожалению, профессия преподавателя вуза не привлекает молодых людей, да и людей среднего возраста (таблица 4).

Возрастная структура профессорско–преподавательского состава

Таблица3

Причины искать не надо – не просто низкая, а крайне низкая зарплата, отсутствие каких–либо социальных гарантий и при всем при этом необходимость профессионального роста, общение порой с очень непростым контингентом. Хотелось бы пожелать, чтобы государство наконец повернулось лицом к преподавателю.
Отечественная система высшего и среднего специального образования находится в движении и развитии, встраиваясь благодаря Болонской конвенции в межнациональную образовательную систему. И важно, чтобы для выпускника российского вуза диплом о высшем профессиональном образовании послужил надежным пропуском в мир.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

02.02.2012

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все