• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 58

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Звенья одной цепи

Звенья одной цепиПартнерство транспортных компаний и учебных заведений может создать условия для развития отраслевого образования.

Звенья одной цепиЗначимым мероприятием «Транспортной недели – 2014» стал II Форум транспортного образования. В его работе приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, ректор МИИТа Борис Лёвин.
Открыл работу форума министр транспорта РФ Максим Соколов. В своем выступлении он подчеркнул, что сегодня лидерами глобального развития становятся страны, способные создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу.
– Для реализации этих задач потребуются фундаментальные и практические исследования, – отметил Максим Соколов. – Транспортное образование, основой которого всегда являлась инженерная подготовка, должно дать ясный ответ на вопрос, способно ли оно создавать прорывные технологии самостоятельно или в кооперации с крупными исследовательскими центрами.
По мнению министра, сегодня необходимо определить требования к современному транспортному образованию и его структуре. Он призвал руководителей транспортных вузов активнее знакомиться с опытом федеральных университетов страны, использовать их наработки в области современных методов обучения, например, сетевого обучения или дистанционных технологий. Одним из перспективных путей развития классических университетов министр назвал сетевое образование, когда несколько вузов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения.
Для этого, по мнению Максима Соколова, необходимо рассмотреть возможность приглашения ведущих ученых и специалистов–практиков из–за рубежа, стремиться сочетать передовой зарубежный и отечественный опыт, а также стимулировать преподавателей к обладанию современными знаниями и пониманию передовых технологических процессов. Министр выразил уверенность в том, что только таким образом можно создать условия для развития проектно–ориентированного образования инженерных кадров в транспортных вузах. При этом Максим Соколов отметил, что партнерство компаний и университетов может стать ключом к успешному инновационному развитию транспортной отрасли и создать условия для развития отраслевого образования.
– Тема кадрового и научного обеспечения является сквозной в реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года, в которой каждая из целей предусматривает решение целого перечня конкретизированных задач, – заявил статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. По его словам, это обеспечивается путем реализации соответствующих направлений государственной политики в области транспорта. Замминистра подчеркнул, что речь идет об опережающем инновационном развитии научно–технической и технологической базы, развитии кадрового потенциала отрасли, совершенствовании отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров.
При этом, по мнению Сергея Аристова, несбалансированность полученных специалистом компетенций должна исключаться. Настоящее диктует необходимость подготовки не только высококлассного, но и универсального специалиста для смежных сфер транспорта, который будет иметь навыки работы с современной техникой, будет способен осуществлять общий подход в системе транспортной логистики.
Также в своем выступлении Сергей Аристов отметил важность сохранения филиальной системы вузов транспорта. «Это диктуется интересами работодателей. Приближение мест обучения к местам производства – это практические навыки, привлечение и закрепление кадров», – сказал он. По словам Сергея Аристова, необходимо создавать условия для того, чтобы молодые специалисты возвращались работать в регионы, а не оседали только в столице. В этом отношении заместитель министра отметил важность целевой подготовки кадров, которая активно ведется в транспортных вузах.
Замминистра подчеркнул, что сегодня осуществляется целый ряд комплексных мер по
господдержке кадрового потенциала транспортной отрасли. Они включают бюджетный прием на направления и специальности, связанные с обеспечением надежного функционирования транспортной системы, ее безопасностью.
Еще одним актуальным вопросом является создание профессиональной культуры, воспитание чувства сопричастности к профессиональному сообществу транспортников. «Площадкой развития профессиональных компетенций служат мероприятия воспитательного характера, производственная практика, студенческие строительные отряды, волонтерское движение», – сказал Сергей Аристов. Он также заявил о важности подготовки научно–исследовательских кадров, способных продвигать технологии на новый уровень.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, принятию взвешенных решений по вопросам совершенствования кадровой подготовки способствует многолетний и продуктивный опыт взаимодействия
Минобрнауки с Министерством транспорта РФ. Александр Климов сообщил, что новые поправки в законе «Об образовании в Российской Федерации» будут предусматривать увеличение сроков подготовки по программам бакалавриата. По его словам, программы бакалавриата, в отличие от специалитета, позволяют продолжать бесплатное образование в магистратуре специалистам с реальным опытом работы на производстве.
Советник министра образования и науки РФ, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков отметил, что в современной системе образования вузам приходится конкурировать за лучших преподавателей, гранты и различные бизнес–проекты. Такая конкуренция приводит ко все большей интеллектуальной специализации. Дифференциация в этих условиях, по его мнению, будет идти ускоренными темпами.
Президент Ассоциации вузов транспорта ректор МИИТа Борис Левин отметил, что транспортное образование за свое более чем двухсотлетнее существование всегда отличалось четкой и отлаженной системой взаимодействия с производством, уделяло огромное внимание вопросам транспортной безопасности. Задача государства – сохранить транспортную систему образования, ее многопрофильность. Но для существенного рывка упор должен быть сделан на совершенствование системы подготовки инженерно–конструкторских транспортных специальностей.
Итог работе конференции подвел помощник Президента РФ Игорь Левитин. Он отметил, что транспортные вузы готовят специалистов для отрасли, в которой трудятся более 3 млн человек. «Безусловно, уникальность системы транспортного образования обусловлена его тесной связью с производством. В этом состоит главное отличие транспортных университетов от прочих общеобразовательных технических вузов», – подчеркнул Игорь Левитин.
По его словам, важнейший шаг был сделан несколько лет назад, когда произошло присоединение к системе отраслевого образования среднего звена – транспортных техникумов. На тот момент их насчитывалось более ста, напомнил Игорь Левитин. Отдельные субъекты РФ не были способны взять на себя дотирование подобных учебных заведений, имеющих из–за специфики отрасли колоссальное значение для развития транспортной системы.
– Но сегодня все средние учебные заведения интегрированы в вертикальную систему транспортных вузов, – сказал Игорь Левитин. – Эта цепочка не должна прерываться.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира Бурнова

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 140

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 150

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 157

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 151

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 158

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 168

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все