• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 59

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Звенья одной цепи

Звенья одной цепиПартнерство транспортных компаний и учебных заведений может создать условия для развития отраслевого образования.

Звенья одной цепиЗначимым мероприятием «Транспортной недели – 2014» стал II Форум транспортного образования. В его работе приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, ректор МИИТа Борис Лёвин.
Открыл работу форума министр транспорта РФ Максим Соколов. В своем выступлении он подчеркнул, что сегодня лидерами глобального развития становятся страны, способные создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу.
– Для реализации этих задач потребуются фундаментальные и практические исследования, – отметил Максим Соколов. – Транспортное образование, основой которого всегда являлась инженерная подготовка, должно дать ясный ответ на вопрос, способно ли оно создавать прорывные технологии самостоятельно или в кооперации с крупными исследовательскими центрами.
По мнению министра, сегодня необходимо определить требования к современному транспортному образованию и его структуре. Он призвал руководителей транспортных вузов активнее знакомиться с опытом федеральных университетов страны, использовать их наработки в области современных методов обучения, например, сетевого обучения или дистанционных технологий. Одним из перспективных путей развития классических университетов министр назвал сетевое образование, когда несколько вузов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения.
Для этого, по мнению Максима Соколова, необходимо рассмотреть возможность приглашения ведущих ученых и специалистов–практиков из–за рубежа, стремиться сочетать передовой зарубежный и отечественный опыт, а также стимулировать преподавателей к обладанию современными знаниями и пониманию передовых технологических процессов. Министр выразил уверенность в том, что только таким образом можно создать условия для развития проектно–ориентированного образования инженерных кадров в транспортных вузах. При этом Максим Соколов отметил, что партнерство компаний и университетов может стать ключом к успешному инновационному развитию транспортной отрасли и создать условия для развития отраслевого образования.
– Тема кадрового и научного обеспечения является сквозной в реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года, в которой каждая из целей предусматривает решение целого перечня конкретизированных задач, – заявил статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов. По его словам, это обеспечивается путем реализации соответствующих направлений государственной политики в области транспорта. Замминистра подчеркнул, что речь идет об опережающем инновационном развитии научно–технической и технологической базы, развитии кадрового потенциала отрасли, совершенствовании отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров.
При этом, по мнению Сергея Аристова, несбалансированность полученных специалистом компетенций должна исключаться. Настоящее диктует необходимость подготовки не только высококлассного, но и универсального специалиста для смежных сфер транспорта, который будет иметь навыки работы с современной техникой, будет способен осуществлять общий подход в системе транспортной логистики.
Также в своем выступлении Сергей Аристов отметил важность сохранения филиальной системы вузов транспорта. «Это диктуется интересами работодателей. Приближение мест обучения к местам производства – это практические навыки, привлечение и закрепление кадров», – сказал он. По словам Сергея Аристова, необходимо создавать условия для того, чтобы молодые специалисты возвращались работать в регионы, а не оседали только в столице. В этом отношении заместитель министра отметил важность целевой подготовки кадров, которая активно ведется в транспортных вузах.
Замминистра подчеркнул, что сегодня осуществляется целый ряд комплексных мер по
господдержке кадрового потенциала транспортной отрасли. Они включают бюджетный прием на направления и специальности, связанные с обеспечением надежного функционирования транспортной системы, ее безопасностью.
Еще одним актуальным вопросом является создание профессиональной культуры, воспитание чувства сопричастности к профессиональному сообществу транспортников. «Площадкой развития профессиональных компетенций служат мероприятия воспитательного характера, производственная практика, студенческие строительные отряды, волонтерское движение», – сказал Сергей Аристов. Он также заявил о важности подготовки научно–исследовательских кадров, способных продвигать технологии на новый уровень.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, принятию взвешенных решений по вопросам совершенствования кадровой подготовки способствует многолетний и продуктивный опыт взаимодействия
Минобрнауки с Министерством транспорта РФ. Александр Климов сообщил, что новые поправки в законе «Об образовании в Российской Федерации» будут предусматривать увеличение сроков подготовки по программам бакалавриата. По его словам, программы бакалавриата, в отличие от специалитета, позволяют продолжать бесплатное образование в магистратуре специалистам с реальным опытом работы на производстве.
Советник министра образования и науки РФ, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков отметил, что в современной системе образования вузам приходится конкурировать за лучших преподавателей, гранты и различные бизнес–проекты. Такая конкуренция приводит ко все большей интеллектуальной специализации. Дифференциация в этих условиях, по его мнению, будет идти ускоренными темпами.
Президент Ассоциации вузов транспорта ректор МИИТа Борис Левин отметил, что транспортное образование за свое более чем двухсотлетнее существование всегда отличалось четкой и отлаженной системой взаимодействия с производством, уделяло огромное внимание вопросам транспортной безопасности. Задача государства – сохранить транспортную систему образования, ее многопрофильность. Но для существенного рывка упор должен быть сделан на совершенствование системы подготовки инженерно–конструкторских транспортных специальностей.
Итог работе конференции подвел помощник Президента РФ Игорь Левитин. Он отметил, что транспортные вузы готовят специалистов для отрасли, в которой трудятся более 3 млн человек. «Безусловно, уникальность системы транспортного образования обусловлена его тесной связью с производством. В этом состоит главное отличие транспортных университетов от прочих общеобразовательных технических вузов», – подчеркнул Игорь Левитин.
По его словам, важнейший шаг был сделан несколько лет назад, когда произошло присоединение к системе отраслевого образования среднего звена – транспортных техникумов. На тот момент их насчитывалось более ста, напомнил Игорь Левитин. Отдельные субъекты РФ не были способны взять на себя дотирование подобных учебных заведений, имеющих из–за специфики отрасли колоссальное значение для развития транспортной системы.
– Но сегодня все средние учебные заведения интегрированы в вертикальную систему транспортных вузов, – сказал Игорь Левитин. – Эта цепочка не должна прерываться.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Фото Владимира Бурнова

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 166

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 193

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 199

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 445

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 175

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 196

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все