• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 78

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Шедевр мостостроения

1_s.jpgбыл создан основоположником инженерного образования России.

1.jpgАвгустин Августинович Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 года  в Испании на острове Тенерифе.
Его детство прошло в образованной буржуазной семье, в которой формировались характер и наклонности к научному поиску и техническому творчеству. В возрасте 20 лет Августин приехал в Мадрид, где и получил образование в Королевском училище Святого Исидора и Академии изящных искусств, став одним из образованнейших людей в Испании. В возрасте 25 лет он демонстрировал подъем в воздух первого в Испании воздушного шара.
В возрасте 26 лет он становится академиком изящных искусств, и его направляют для продолжения образования в Париж, где он блестяще оканчивает Парижскую школу мостов и дорог. Особый интерес он проявляет к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт. Затем испанское правительство направляет его в страны Западной Европы для обозрения различных систем судоходства, каналов, паровых машин и т. п. За несколько лет напряженной учебы и работы к 30 годам он стал крупным инженером–исследователем. В 1788 году его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде.
В 1799 году Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Он основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов, однако возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Некоторое время он жил в Париже. Его научная и практическая деятельность была замечена, и вскоре русский посол Иван Муравьев–Апостол предложил ему «попробовать себя в России».
В сентябре 1808 года в Эрфурте Бетанкур был представлен императору Александру I и как искусный инженер в ноябре 1808–го принят на российскую службу в чине генерал–майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества, а также причислен к ведомству путей сообщения.
С самого приезда в Петербург знаменитый инженер участвовал в решении проблем практически всех строек государственной важности в России.
В 1809–1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. В августе 1812 года землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, была доставлена в Кронштадт, где выполняла дно-
углубительные работы в акватории порта. Обрусевший испанец ввел новые и улучшил старые машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры в Павловске.
В 1812–1814 годах по его проекту в Царском Селе была проведена реконструкция устаревшего Таицкого водопровода общей протяженностью около 15 километров.
В 1813 году по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку, получивший название «Каменноостровский». Машины, конструкции и приспособления для строительства деревянного арочного моста были сделаны под руководством Бетанкура в мастерских созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения. Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения. По проектам Бетанкура также были возведены мосты на Московском тракте – через реки Славянка и Ижора под Санкт–Петербургом.
В 1814 году под руководством Бетанкура создана специальная комиссия по строительству Обводного канала, начатому еще в конце XVIII века и приостановленному в годы Отечественной войны 1812 года.
В ноябре 1818 года генерал–лейтенант Августин Бетанкур был назначен главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (путей сообщения) и занимал этот пост до сентября 1822 года. Исполнение своих новых обязанностей он начал с продолжительной инспекционной поездки, добираясь до самых отдаленных мест империи, в том числе до Грузии и портов Черного моря.
Возвратившись из командировки в 1820 году, Бетанкур сел за подготовку обширного доклада, в котором подверг суровой, но справедливой критике состояние российских путей сообщения и внес предложение о необходимости крупных вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры. С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе Санкт–Петербург – Новгород – Москва. Для возведения искусственных сооружений на нем Бетанкур создал специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства вел лично. Уже 1 сентября 1820 года между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка дороги еще продолжалась.
Находясь на этой должности, он заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани. По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружен плашкоутный «бетанкуровский» Исаакиевский мост через Неву с береговыми устоями по линии Исаакиевский собор – здание Двенадцати коллегий, по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.
Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и строительному отряду он учредил «Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года образовал Главный штаб корпуса. При главном директоре путей сообщения была создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения).
Августин Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России: по его проекту в Санкт–Петербурге в 1809 году был учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором. До конца жизни испанец состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу.
Бетанкур внес важный вклад в развитие отечественной системы высшего инженерного образования в XIX веке, которая отличалась сочетанием фундаментальной, общеинженерной и специальной подготовки. Им были созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовку в одном вузе, предусматривавшему наряду с теоретическим обучением работы в мастерских, чертежные работы, дававшие навыки проектирования, практику строительных работ. Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал в себя такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия. Были изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках.
По его инициативе с самого начала к преподаванию в институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на расширение строительства путей сообщения как важный фактор экономического развития страны, оставлял в институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров.
Видя, что количество выпускников ИИПС (за 1811–1824 годы были подготовлены всего 150 инженеров) явно недостаточно, Бетанкур предложил образовать Строительный отряд, куда могли поступать работники других отраслей, не получившие строительного образования. 17 апреля 1819 года император утвердил эту инициативу, и строительные организации ведомства путей сообщения стали пополняться специалистами, осваивавшими дело непосредственно на практике.
Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно–строительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров–строителей уровня техников–исполнителей.
Все это положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России. В эти школы принимались юноши в возрасте 16–19 лет. Выпускали их в чине прапорщика и направляли на строительные работы в Строительный отряд.
В последние годы жизни (1822–1824) Бетанкур попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности. Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а через пять месяцев в возрасте 66 лет скончался. В Петербурге, на Университетской набережной, установлена стела с именем Августина Бетанкура, а в сквере у главного корпуса Петербургского университета путей сообщения ему поставлен памятник, который в 2003 году открыл наследный принц Испании Фелипе.
В 2013 году Министерство транспорта Российской Федерации учредило ведомственную награду – медаль Агустина Бетанкура, ею награждаются работники образовательных организаций за выдающиеся личные заслуги в организации обучения и повышения квалификации специалистов для транспортного комплекса, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, форм и методов обучения и развитие транспортной науки.

Елена БУКРЕЕВА,
начальник отдела наград Административного департамента Минтранса России

3.09.2015

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 217

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 250

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 259

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 605

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 233

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 249

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все