• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 10

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Лестница в небо

Лестница в небоО кадровом дефиците
в гражданском воздушном флоте...

Лестница в небоО кадровом дефиците в гражданском воздушном флоте в последнее время говорится на всех уровнях. Вопросы ставятся жесткие, не менее серьезны и претензии эксплуатантов, прежде всего к качественному уровню выпускников авиационных образовательных учреждений. Поэтому приглашение Росавиацией журналистов, специализирующихся на освещении проблематики воздушного транспорта, в Ульяновское высшее авиационное училище ГА (УВАУ ГА), где ведется подготовка молодых специалистов для отечественных авиаперевозчиков, оказалось как нельзя кстати. Порой лучше один раз увидеть, чем выслушивать не всегда имеющие отношение к реалиям учебного процесса многочисленные доклады участников всевозможных конференций и семинаров.
Морозной ночью в конусах света фар автобуса, доставившего журналистов до места, во всей красе стоял трудяга ЯК–18, одним из расправленных крыльев указывая на современный учебный корпус училища, другим – на двенадцатиэтажное здание гостиницы с предсказуемым названием – «Авиационная», в которой нам предстояло поселиться. Утром этот памятный символ – обязательный атрибут практически каждого уважаемого учебного заведения авиаторов – стал местом сбора  гостей и хозяев, а вместе с тем отправной точкой нашей продолжительной ознакомительной экскурсии.
– В этом году поднимем его выше, – убежденно произнес, оглядывая сверкающий инеем самолет, ректор училища Сергей Краснов и мечтательно добавил: – Так что он еще «взлетит».
Подкупали не только слова, но и интонация Сергея Ивановича. Словно речь шла не о железной конструкции, а о близком и преданном существе, честно и сполна отдавшем свой долг и теперь, в ауре морозной седины, вспоминающем былые невозвратные времена.
А ведь есть что вспомнить. Як–18Т пришел в учебную авиацию в середине 70–х годов прошлого века и до сих пор остается здесь одним из базовых самолетов. Вряд ли кто сегодня скажет, скольким тысячам выпускников он дал дорогу в большую авиацию. И скольким еще даст, несмотря на откровенные намеки своих молодых зарубежных собратьев потесниться, а то и вовсе оставить небо…
Вслед за ректором мы прошли в прекрасно оборудованный конференц–зал  учебного корпуса. В таком, подумалось, не стыдно проводить встречи международного уровня. Так оно на деле и оказалось. Иностранные делегации и отечественные высокопоставленные гости здесь не редкость.
Беседа журналистов с ректоратом УВАУ ГА носила деловой характер. И слава Богу. Руководители училища на своеобразной презентации были предельно откровенны, говорили без лукавства и попыток что–либо скрыть или приукрасить. А, собственно, чего утаивать? Что, при и без того минимальных доходах, заведению в прошлом году, сославшись на кризис, урезали бюджет, а в нынешнем – продолжили эту нехитрую практику? Впрочем, было бы куда неожиданнее, случись все наоборот. Так что училищу приходится латать бюджетные прорехи несвойственным занятием – коммерческой деятельностью. Неплохим подспорьем здесь стал загодя сформированный предусмотрительным руководством мини–парк, состоящий из нескольких самолетов ТУ–154 и ИЛ–76, которые рачительные хозяева передали в аренду другим эксплуатантам. Предпринимательская находчивость авиаторов удивляет. К примеру, аэродромный комплекс училища во время отсутствия полетов используется… автомобилистами Ульяновского автозавода в качестве испытательного автодрома. Не пренебрегают и потенциалом собственной кухни–столовой, куда за вкусными обедами давно приучились ходить работники близлежащих организаций. Правда, средства от столующихся едва покрывают расходы на содержание самой столовой. Но, как говорится, с мира по нитке… До недавнего времени приличный доход приносила и сдача в аренду под офисы  части гостиничного комплекса, однако возросшее число курсантов, которые уже не умещаются в расположенных тут же, на территории, общежитиях, потеснило из гостиницы представителей городского малого бизнеса.
В общих коммерческих поступлениях заведения есть, конечно же, и доходы от «свойственной», учебной деятельности. Здесь и средства  курсантов–«платников», коих насчитывается менее трети от общего числа учащихся, и от тренажерной подготовки пилотов авиакомпаний, в том числе зарубежных.
– В целом  наша коммерция дополнительно приносит сумму, сопоставимую с третью бюджетных ассигнований, – без особого задора пояснил Сергей Иванович. Невеселый тон руководителя объяснялся просто – объемов работ, то есть расходов, училищу прибавили изрядно, а доходная часть выросла, мягко скажем, не особенно.
Тем не менее УВАУ ГА развивается. Недавно получили солидное пополнение – девять сказочных птиц – самолеты DА–42, новые тренажеры. Здесь успешно осваиваются прогрессивные технологии обучения. В частности, приступили к реализации сложной и весьма перспективной программы MPL – комплексной системы начального обучения, которая позволяет из кандидата в пилоты с нулевым налетом подготовить второго пилота, способного сразу после выпуска  приступить к работе на самолетах с полностью электронной индикацией кабины и в составе многочленного экипажа. Эта программа может стать серьезной альтернативой действующей в настоящий момент в летных «учебках» – двухуровневой и непомерно затратной.
Но интерес журналистов касался не только финансовых раскладов. Посетить летное училище и не полетать, пусть даже на тренажерах, – разве можно упустить такую возможность? И ее нам предоставили. Правда, прежде мы обошли прекрасно оборудованные аудитории и даже поприсутствовали на экзаменах, смущая своими фотокамерами смирных курсантов. Кстати, среди последних немало девушек, в основном будущих менеджеров и диспетчеров. В летную группу зачислена только одна из них, так сказать, первая ласточка. Знакомить с ней нас не стали. «Сначала мы сами должны убедиться, что она сможет расправить крылья, а уж потом смотрины», – мотивировал эту осторожность декан факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением Владимир Смирнов.
И вот, наконец, долгожданный тренажерный центр – один из лучших в системе летных учебных заведений России, насчитывающий около двух десятков действующих тренажеров, на которых проходят подготовку курсанты училища и авиационные специалисты российских и зарубежных авиакомпаний, а также специалисты управления воздушным движением. Здесь сосредоточены комплексные тренажеры самолетов: Ан–24 (26), Як–40, Як–42, Ту–134, Ту–154М, Ту–154Б, Ил–62, Ил–76, Ил–86, Ту–204, Як–18Т, Як–18Т 36–й серии, DA–42; специализированные навигационные тренажеры: СНТ Як–42, СНТ Ил–86, СНТ Ту–154; тренажеры по управлению воздушным движением «Навигатор III», «Эксперт». Кстати, последний из диспетчерских симуляторов, с восьмиметровым экраном, смонтированный буквально накануне, практически неотличим от настоящих диспетчерских комплексов, которыми оснащены «вышки» отечественных аэропортов. «В мире можно насчитать всего две–три подобных обучающих системы, – говорит начальник тренажерного центра Юрий Митин, – одна из них находится где–то в Майами».
За Юрием Александровичем мы проследовали в блок самолетных тренажеров. «Полетали» всласть. И на Як–18Т 36–й серии, и на могучем Ту–204, и, конечно же, на заморском DA–42. Впечатления потрясающие. Журналисты под снисходительным присмотром инструкторов неоднократно «терпели крушения» и даже ощущали признаки  тошноты. Укачивало вполне реально.
– Нам бы сюда еще «сладкую парочку» тренажеров – Boeing и Airbus, – мечтательно заметил начальник центра.
Однако за созерцательным, с виду, желанием Юрия Митина таилась вполне конкретная и весьма актуальная проблема. Дело в том, что озвученная руководством училища программа MPL, внедрение которой предполагается в скором времени, без современных зарубежных тренажеров окажется неполноценной. А если откровенно, несостоятельной, поскольку выпускникам наших летных училищ, как бы хорошо их ни готовили в «альма–матер», приходится в основном летать в большой авиации на воздушных судах иностранного производства, то есть на тех же Boeing и Airbus.
Словом, прорисовывается не очень складное развитие, о котором младая поросль пилотов даже не подозревает. Тем не менее весь мой скептицизм и сомнения стали терять свою устойчивость, когда я оказался свидетелем, в общем–то, непритязательной картинки. На последнем отрезке нашей импровизированной экскурсии, оказавшись на промерзлом просторе учебного аэродрома, мы наблюдали, как ревностно следили инструкторы и техники за барражирующим в мутной облачности самолетом Ан–26, за штурвалом которого находился курсант–выпускник. Взоры профессионалов  выдавали их горячую сопричастность с молодым пилотом, шлифующим последние ступени лестницы, ведущей в небо. Им вовсе не было холодно на тридцатипятиградусном морозе. Сомневаюсь, что согревали их в эти минуты  мысли о неких стратегических проблемах отрасли и собственных мизерных зарплатах, скорее нечто другое, не укладывающееся в бюрократические рассуждения о рациональном и приоритетном.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

Москва – Ульяновск – Москва

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 25

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 27

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 36

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 29

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 31

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 23

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все