• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 95

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

На тренажере – в море

На тренажере – в море
О роли учебно–тренажерного комплекса Совкомфлота
в подготовке кадров
для работы Арктики.
На тренажере – в море

Когда–то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен сказал: «В Арктике потерять жизнь легче, чем монету из дырявого кармана». С тех пор прошло немало времени. Сегодня Арктика не только место научных исследований, которыми занимались одиночки. В настоящее время она становится местом работы для тысяч специалистов.
Необходимость обеспечения полярных регионов продовольствием,  топливом и техникой во времена СССР способствовала активному использованию Северного морского пути. С распадом Союза интенсивность судоходства по СМП более чем на двадцать лет сократилась до минимума. Возрождение российской экономики требовало новых решений и подходов. Одним из таких направлений стали разведка и освоение  углеводородов на арктическом шельфе. Наращивание добычи углеводородного сырья в полярных регионах ведет к более интенсивному использованию СМП. Для выполнения такой задачи требуются не только современные крупнотоннажные суда, способные преодолевать ледовые поля, но и, самое главное, специалисты, способные работать в экстремальных условиях. 
 По мере совершенствования судов и судового оборудования на причины аварийности все большее влияние оказывает человеческий фактор. Большинство современных экспертов  склонны считать, что по этой причине происходит до 80% аварий. Следовательно, человек должен стать объектом самого пристального внимания при формировании экипажа, которому предстоит работать в экстремальных условиях. При этом не стоит забывать, что понятие «человеческий фактор» носит не только негативный оттенок. Благодаря человеческому фактору происходит прогресс. А аварийность – это неизбежная плата человечества за прогресс, и задача состоит в том, чтобы ее минимизировать.
В психологии под человеческим фактором понимается  интегральная характеристика человека (или коллектива) как субъекта профессиональной и трудовой деятельности. Такая психологическая характеристика включает в себя параметры профессионально важных качеств и психических состояний  работника, к которым относятся: адаптация, утомление, интерференция навыков, конечный порыв, фрустрация, напряженность, мотивы, интересы и прочие социально–ролевые функции человека, предусмотренные штатным положением и обусловленные характером субъекта деятельности  или особенностями конкретной ситуации. И это далеко не полный перечень всех факторов, которые влияют на последствия принимаемого решения.
Важной составляющей, способной повлиять на снижение влияния человеческого фактора, является профессиональная подготовка. В современных условиях профессиональную подготовку разделили на компетенции. Их многообразие, перечисленное в Конвенции ПДНВ, вряд ли упрощает задачу подготовки специалистов. Задачу морских кадров лаконично и исчерпывающе изложил выдающийся ученый и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов в статье «Теория и практика»: «Оба слова греческие, по–русски ближе всего – «обсуждение» и «действие». Можно обсуждать не действуя, но гораздо хуже действовать без обсуждения. Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны главным образом знания, для практики, сверх того, и умение».
В современных условиях усложняющихся технологий и возрастающей стоимости последствий от некорректного использования техники набираться практических знаний непосредственно на практике – занятие рискованное. Практика ледового плавания последних лет свидетельствует о низкой готовности экипажей судов, прежде всего судоводителей, к эффективным действиям. Например, в 2010 году произошли 57 аварий с судами под российским флагом, при  этом  13 аварий (23%) при плавании в ледовых условиях. Существенную помощь в приобретении начальных навыков безопасного управления судном может оказать тренажерная подготовка. Глубина влияния тренажерной подготовки на формирование компетенций неодинакова. Одни виды тренажеров более эффективные, другие менее.
Вопросы по выявлению степени влияния весьма важны. Поэтому в группе компаний «Совкомфлот» было принято решение о создании собственного учебно–тренажерного центра (УТЦ СКФ), который не является коммерческим. Это обстоятельство дает существенное преимущество – позволяет более глубоко проникать в процессы формирования и закрепления практических навыков. Сотрудникам УТЦ СКФ остается пространство для анализа последствий обучения и для научных исследований. 
Деятельность УТЦ СКФ направлена на формирование корпоративной безопасности на основе аккумулирования знаний и опыта прежде всего специалистов компании. Ставка сделана на то, что специалисты в процессе обучения на тренажерах учатся взаимодействию и тем самым формируют «интегральную характеристику человека (или коллектива) как субъекта профессиональной и трудовой деятельности».
Руководство компании ставит задачу подготовки кадров более широко. В настоящее время ведутся разработки по психофизиологическому отбору кадров на ранней стадии подготовки. С этой целью совместно с ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова создана лаборатория психологического сопровождения профессиональной деятельности плавсостава, где планируется проводить психофизиологический отбор и дальнейшее сопровождение курсантов и специалистов компании.
Для компании, которая владеет 153 судами, важно вести подготовку по программам, адаптированным к своим судам.
Другим преимуществом УТЦ является то, что можно более эффективно реализовать требования новой редакции ПДНВ (с манильскими поправками): навыки лидерства, работа в команде, владение ситуацией, оценки риска. Поскольку тренажерную подготовку проходят работники одной компании, это позволяет вести более доверительный разбор выполняемых заданий, тем самым пополнять банк корпоративных знаний.
Однако к формированию корпоративной культуры следует приступать осторожно. Самоизоляция таит в себе опасность навыков и приемов судовождения, которые могут быть истолкованы неоднозначно другими участниками судоходства. Поэтому в задачи УТЦ СКФ входит изучение опыта других тренажерных центров.
Таким образом, цель УТЦ СКФ сводится к более глубокому изучению процессов формирования приемов и методик принятия управленческих решений. Накопленный материал и его анализ позволят вырабатывать общие рекомендации. Но при этом не следует забывать, что жестких стандартов быть не должно.
Вариативность – это основное качество того работника, который принимает управленческие решения. Ведь, несмотря на многообразие современной техники,  ледовое плавание – это искусство, а не ремесло. Многообразие реакций – неотъемлемая характеристика человека, и важно помнить, что в тренажерах реализуется лишь часть ситуации, которая не всегда соответствует реальному поведению системы «человек – судно».

Михаил НАКОНЕЧНЫЙ,
ООО «СКФ Арктика»

На снимке: на церемонии открытия учебно–тренажерного центра Совкомфлота

2.07.2015

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 281

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 283

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 322

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 276

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 278

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 239

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все