• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Стратегический запас

Стратегический запасСреднее профессиональное образование возвращает
прежний авторитет.

Стратегический запасОт дорожников часто приходится слышать, что кадров не хватает. Это относится как к специалистам рабочих специальностей, так и к инженерно–руководящему составу. Почему так происходит? Готовы ли наши учебные заведения поставлять кадры, учитывая нарастающие потребности отрасли? Об этом мы беседуем с директором Московского автомобильно–дорожного колледжа (МАДК) им. А.А. Николаева, членом Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Светланой Некрестьяновой.
– Светлана Яковлевна, сейчас лето – пора экзаменов. Как вы можете оценить уровень подготовки абитуриентов, поступающих в ваш колледж?
– Последние пять–шесть лет – довольно слабый. Учитывая, что мы – технари, особенно обращаем внимание на физику и математику, и именно эти предметы у поступающих сегодня на невысоком уровне. Это можно сказать как о столичных абитуриентах, так и о приезжих из регионов. Не думаю, что это низкие способности самих школьников, скорее, это связано со школьной программой. Мы выходим из положения, организуя подготовительные курсы разной длительности, и готовим абитуриентов, что называется, под себя. В целом, надеюсь, ситуацию помогут исправить новые Федеральные образовательные стандарты, которые предполагают, что часть дисциплин можно будет изучать по выбору, а значит, останется время для изучения профильных предметов более углубленно.
– Какие специальности сегодня наиболее востребованы?
– Приоритеты постоянно меняются. Так, если раньше наиболее популярной среди абитуриентов была специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», то сейчас – «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Возможно, это связано с тем, что наш колледж – единственное в Москве среднее профессиональное учебное заведение, где дают такую специальность, тогда как техобслуживанию обучают еще в 20–25 колледжах. Могу сказать, что заметно меньше абитуриентов сейчас выбирают экономические специальности, такие как «экономика и бухгалтерский учет», «коммерция в дорожно–транспортном комплексе», потому что рынок пресыщен. Зато мы ввели более перспективные направления – «сервис на транспорте», «страховое дело в дорожно–транспортном комплексе», «организация перевозок и управление на транспорте», которые также пользуются спросом.
– Какой сейчас средний конкурс при поступлении?
– Пять лет назад конкурс в МАДК достигал 5–7 человек на место, в настоящее время – порядка двух. Думаю, это следствие демографических изменений. Государственный и негосударственный образовательные секторы предлагают сегодня широкий спектр учебных заведений, в которых количество мест превышает количество выпускников. Да и у самих детей и их родителей приоритеты стали меняться: раньше родители обязательно хотели дать своим детям высшее образование, причем сразу после школы. Сейчас многие предпочитают после 9–го класса идти в колледж, получить среднее профессиональное образование, специальность и только потом думать о высшем образовании. Это связано как с введением системы ЕГЭ, так и с тем, что многие просто не могут оплачивать образовательные услуги вуза.
Любопытно, что изменилась сама структура распределения абитуриентов по учебным заведениям. В Советском Союзе, к примеру, не было такого большого количества вузов, соответственно, было меньше поступающих в них. Я помню, у нас в классе из 30 человек в вуз поступили не больше 6–8, в техникумы – порядка 15 человек, остальные пошли в ПТУ. Сейчас в вузы стремятся поступить почти все. Хотя могу сказать, что колледжи вновь становятся популярными среди молодежи хотя бы потому, что выпускник колледжа экономит время при получении профессии и имеет отсрочку от армии. Также он получает среднее общее образование (то, что он получил бы в 10–11–м классах) с экономией в 1 год и одновременно – специальность. При этом сразу после колледжа он может поступить в институт, что юноше даст отсрочку от армии. Ну и много таких, кто предпочитает сначала отслужить, а потом, работая, заканчивать вузы.
– Очень часто руководство дорожно–строительных организаций в регионах жалуется, что кадров не хватает. С чем это связано?
– Могу сказать по нашему колледжу – если раньше у нас план набора был 400–500 человек, то сейчас 275, то же самое в других учебных заведениях. Объясняется это опять же демографией, а также тем, что несколько лет назад престиж профессии был потерян. К примеру, в этом году выпуск дорожных строителей составит 43 человека, а весь выпуск – 238 человек. Это мало даже для Москвы, а ведь многие студенты из регионов, они туда и вернутся. И это при том, что только по строительству и эксплуатации автомобильных дорог ежегодная потребность более 300 выпускников, а если суммировать по другим специальностям – более тысячи. Удовлетворить запросы работодателей мы сможем не раньше чем через четыре–пять лет, и то если будем увеличивать набор. Сейчас мы выпускаем в пять раз меньше специалистов, чем требуется.
– А как вы узнаете потребности работодателей?
– Проводим мониторинг – опросы и анкетирование работодателей, получаем заявки. На сегодня у нас уже собраны заявки до 2016 года более чем от 20 предприятий Москвы и области.
Могу добавить, что мы уже перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых предусмотрено, что 70% учебной программы – это обязательная часть, а 30% – вариативная, которую учебное заведение вправе использовать под конкретные нужды работодателя. То есть мы вправе так модифицировать программы, чтобы максимально «подвести» студента к практике у конкретного работодателя.
Сама практика начинается со второго курса, она проводится сначала в наших мастерских, на нашем загородном учебном полигоне, затем на предприятиях. Вообще, у нас лишь 40% обучения занимает теория, остальное – практика. Также по просьбе наших работодателей мы передвинули время проведения практики с осени на лето. Летние месяцы – самая горячая пора для дорожников, нужны руки, да и для наших студентов это время становится «разведкой боем».
– Сколько из ваших студентов потом трудоустраиваются на эти предприятия?
– Практически все. Никто из наших выпускников не стоит на учете в службе занятости, мы каждый год берем оттуда данные. Да, еще несколько лет назад многие уходили из специальности – шли в торговлю, бизнес, еще куда–то, но сейчас из дорожной специальности не уходят.
– На ваш взгляд, как можно оценить рынок труда в дорожной отрасли – каких специалистов больше не хватает: рабочих, строителей, проектировщиков?
– Могу сказать, что больше всего не хватает рабочих, но рабочих квалифицированных, владеющих современными знаниями и компетенциями. Учитывая сложность современной техники, говорить о «просто рабочих» невозможно. Студент колледжа наряду со своей основной специальностью получает сразу несколько рабочих профессий. К примеру, наш выпускник получает права на вождение легкового и грузового автотранспорта, может работать на многих дорожных машинах. Конечно, нужны и проектировщики – с новыми взглядами, идеями, мышлением. Как всегда было: на одного инженера должно приходиться 5–6 техников и 10–12 рабочих. Это оптимальное соотношение, и оно необходимо и в настоящее время. Сейчас этот баланс не соблюдается – идет перекос в сторону высшего образования.
– Кто должен сохранять этот баланс?
– Вообще–то, это прерогатива государства. Когда все 35 учебных заведений автомобильно–дорожного профиля находились в ведении Минтранса, то отраслевое министерство могло регулировать план набора, исходя из потребности рынка. Проводились мониторинги, которые позволяли узнать, в каких регионах сколько нужно выпускников тех или иных специальностей и профессий. К примеру, в таком–то регионе планировалось строительство дороги. И специалисты были готовы уже через 3–4 года. Сейчас такого нет. Все колледжи и техникумы переданы в регионы с расчетом на то, что местные администрации будут сами определять, какие специалисты сейчас нужны региону. Но бывает так, что на каком–то этапе больше нужны повара или парикмахеры, и не всегда учитываются прогнозы развития территорий. А кто будет определять потребности в специалистах для строительства, ремонта и содержания федеральных дорог?
– Вы – член Комиссии по законодательству Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. На ваш взгляд, какие первоочередные шаги должны быть предприняты по совершенствованию нормативной базы в дорожной отрасли?
– На сегодняшний день тема обновления нормативной базы в дорожной отрасли России является едва ли не самой актуальной. Прежде всего, обеспечение своевременного обновления действующих документов системы технического регулирования, отмена устаревших и разработка новых. Значительная их часть была разработана более 10 лет назад, есть документы, которые не обновлялись 20 и более лет. За это время многое изменилось – требования, материалы, машины, нормы проектирования, сами нормы строительства и ценообразования.
– Какие вопросы лично вы выносите для обсуждения?
– Сейчас самое главное для нас – это профессиональный стандарт. В настоящее время уже разработаны и приняты Федеральные образовательные стандарты, а профессиональный стандарт – еще нет. В идеале надо было наоборот: совместно с работодателями разработать профессиональный стандарт, а затем на его основе строить образовательный стандарт. Ведь учить всегда нужно под требования заказчика.
– Кто сейчас ведет работу над созданием профессионального стандарта?
– По строительству – частично занимается АСПОР, по техническому обслуживанию – Союз транспортников России.
– В этом году МАДК исполняется 83 года. Какие задачи колледж решает сейчас, какие есть планы на будущее?
– Одно из направлений работы – совершенствование кадрового состава. Наши преподаватели проходят курсы повышения квалификации, в том числе на ведущих дорожных предприятиях. Стараемся привлечь молодых, ведем переговоры на этот счет с МАДИ, приглашаем на работу собственных выпускников. Когда–то у нас был хороший запас: треть преподавателей колледжа составляли наши же выпускники. Сейчас это поколение уходит, нужен «стратегический запас». Надеемся, будет полегче, потому что до прошлого года зарплаты преподавателей были очень низкие: 12 000–15 000 рублей в месяц. Конечно, такие заработки не могут привлечь молодых специалистов, когда на дороге можно заработать       50 000–60 000 рублей.
Также мы пытаемся находить новые формы работы самого колледжа. В настоящее время мы создаем автомобильно–дорожный кластер, ядром которого станет МАДК, в который войдут научные учреждения, вузы, работодатели. Уже заявили о своем партнерстве НПО «Регион», АСПОР, МАДИ, МАМИ, ВТУ, МГСУ, ФУАД «Центральная Россия», другие организации. Наша цель – выйти на новый уровень сотрудничества и партнерства, что помогло бы готовить квалифицированных специалистов разных уровней – начиная от рабочих и заканчивая инженерами. Сотрудничество с вузами поможет обеспечить сквозное непрерывное образование, а с работодателями – поможет трудоустройству наших выпускников. Опыт долгосрочного сотрудничества с предприятиями у нас уже есть. Так, в колледже уже 15 лет работает авторизованный центр «Тойота». Компания предоставила нам оборудование, обучила преподавателей, а теперь мы обучаем студентов, которые потом идут на работу в центры «Тойоты». Отказа еще никому не было.

Беседу вела Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

05.07.2012

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все