• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 62

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Виртуальный самолет

Виртуальный самолет
В Иркутске авиационных инженеров обучают на новейшем оборудовании
Виртуальный самолет

Современный авиалайнер требует от тех, кто его обслуживает, глубоких знаний в области физики, математики, инженерного дела и английского языка. Недаром эту сферу приравняли к высокотехнологичным отраслям, а сам процесс подготовки специалистов для нее сравним с освоением новейших достижений науки и техники. Изменились не только подходы к образованию, но и сама база для него. Оборудование, на котором учатся современные авиаинженеры и авиатехники в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации, поражает воображение.

Бортовые системы современных пассажирских самолетов содержат в себе гораздо больше сложных продуктов научной мысли, чем космические аппараты 60–х годов прошлого века. Изменились и требования к тем, кто их обслуживает: от них теперь требуются специфические знания, которые еще 40–50 лет назад инженерам и авиатехникам были попросту ни к чему. 

– Многие из тех, кто эксплуатирует воздушные суда, – это кадры, которые работали еще в системе советского Аэрофлота, – рассказывает заместитель директора по учебно–научной работе Иркутского филиала МГТУ ГА Олег Скрыпник. – Некоторое время их квалификация и опыт эксплуатации воздушных судов позволяли на требуемом уровне безопасности полетов обслуживать отечественные самолеты. Но сегодня в авиакомпании приходит новая техника, у которой изменилась сама идеология построения бортового оборудования и систем, а потенциал по ее освоению у человека ограничен. Поэтому возникла большая потребность в специалистах, которые уверенно владеют современными, прежде всего компьютерными, технологиями и представляют себе все процессы управления самолетом и его системами. 

Рынок в этом смысле задает жесткие требования: во флоте российских авиакомпаний появляется новая техника, так что там нужны специалисты, разбирающиеся в последних образцах современной техники. И авиационным учебным заведениям волей–неволей приходится учитывать изменившиеся требования к качеству подготовки выпускников. Образовательный процесс – штука достаточно инерционная. Первые попытки его перестроить под современные требования начались примерно десять лет назад. Это был непростой путь, потому что сначала нужно было перестроить психологию преподавателя и изучить действующую нормативную документацию, которая существенно изменилась, а затем модернизировать и материальную базу. 

Федеральные власти, от которых зависит развитие отрасли, прекрасно отдают себе отчет в этом: недаром в подпрограмме «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» предусмотрены более 21 млрд руб. на поставку тренажеров в университеты, колледжи и училища гражданской авиации. Эти деньги закладываются в федеральный бюджет, и за счет них предполагалось закупить как минимум 50 тренажеров. 

Два из них поставлены в Иркутский филиал МГТУ ГА. Один, на котором инженерно–технический состав обучают для обслуживания самолетов типа Ил–96–300, поступил еще в 2012 году, второй, имитирующий системы лайнеров семейств Airbus A320/A330, установили в одной из аудиторий университета в декабре 2013 года.

Этот процедурный тренажер – фактически центральный пульт управления и панель приборов «Аэробуса» с той лишь разницей, что здесь есть только часть рычагов и переключателей (например, абсолютно аутентичные ручки управления, они же сайдстики, и рукоятки управления двигателями, или РУДы), тогда как остальное заменяют большие сенсорные экраны, на которых во всех деталях изображен интерьер кокпита (кабины). Все элементы, которые отражаются на мониторах, интерактивны: нажатие на ту или иную виртуальную кнопку вызовет ту же реакцию, что и в настоящем самолете, а триммер руля высоты – два колеса по бокам от РУДов – точно так же вращается по мере того, как самолет набирает высоту.

«Это процедурный тренажер без визуализации, так что полет возможен только по приборам, – объясняет доцент кафедры авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского филиала МГТУ ГА Сергей Туринцев. – Его можно использовать для подготовки и летчиков, и инженерно–технического состава. Только задачи разные: для пилота можно вводить отказы, чтобы он учился парировать их на земле или в воздухе, тогда как инженеру нужно найти причину неполадки и произвести замену неисправного оборудования. У нас есть виртуальный самолет, в техническом отсеке которого можно виртуально заменить тот или иной блок». Для того чтобы он из узкофюзеляжного А320 превратился в широкофюзеляжный А330, достаточно заменить лишь два устройства, отвечающих за работу централизованной электронной системы мониторинга и системы индикации. Интерьер двух разных «Аэробусов» практически полностью идентичен: так, по задумке европейского производителя, пилотам проще переучиваться с одного воздушного судна на другое.

Несмотря на то, что тренажер для авиаинженеров несколько уступает полным симуляторам полета, на которых учатся летчики, его возможности весьма широки: скажем, можно задавать один из множества аэропортов мира (Иркутска среди них пока нет, но базу данных будут расширять), облачность, ветер на трех разных высотах и другие параметры. Отсутствие мониторов, на которые выводится пейзаж за стеклами кабины, только усиливает драматический эффект, когда на виртуальном самолете под управлением двух студентов неожиданно срабатывает сигнализация, предупреждающая о возникновении нештатной ситуации. «Мы вышли за пределы ограничений: у нас заданная высота была четыре тысячи футов, а мы летим уже на девяти тысячах семистах», – поясняет Сергей Туринцев, нажимая несколько переключателей. – Сейчас выровняется».

Олег Скрыпник показывает другое оборудование для тренажерного центра: ряды мониторов, выстроившихся на обычных столах. Так со стороны выглядят рабочие станции, предназначенные для обучения студентов. Всего таких станций шесть, и рассчитаны они на то, что за ними будут работать 12 человек. На каждое рабочее место приходятся по три компьютера и по четыре монитора. На два центральных экрана, стоящих вместе, выведено реалистичное изображение изнутри кокпита, на один из крайних – 3D–модель самолета, на второй – техническая документация. «На этом тренажере мы можем осмотреть самолет и точно так же выполнить взлет, полет и посадку», – поясняет собеседник. При этом программу осмотра можно изменить в зависимости от того, функции кого из членов экипажа выбрал пользователь. Рабочие станции обошлись в 40 млн руб., еще 60 млн руб. ушли на покупку процедурного тренажера. 

В другой аудитории установлен тренажер петербургской фирмы «НИТА» – конструкция из рифленого алюминия, на которой смонтированы кресла с педалями, блок РУДов и мониторы. То, что происходит на них в этот момент, издали напоминает компьютерную игру–симулятор. Стоит подойти поближе, и догадка подтверждается: это канадская разработка X–Plane, которую заслуженно считают одним из лучших современных авиасимуляторов, имитирующих полет на реальном самолете. Он является упрощенной версией программы, используемой в профессиональных тренажерах для подготовки пилотов. 

В дальнейших планах Иркутского филиала МГТУ ГА значится приобретение тренажера Ан–148–100, чтобы можно было готовить выпускников под нужды местной авиакомпании «Ангара» и переучивать работающих в ней специалистов на обслуживание нового типа самолетов. Но даже сейчас, пока не завершено обновление материальной базы, университету, готовящему студентов–очников лишь седьмой год, уже есть чем похвастать. К примеру, в его распоряжении программно–аппаратный комплекс, включающий сразу шесть платформ National Instruments, которые позволяют создавать любое виртуальное устройство, передающее и принимающее радиосигналы в огромном диапазоне частот.

…Выпускники вуза востребованы на рынке труда: их не только охотно берут на работу местные авиакомпании, но и приглашают крупные федеральные перевозчики вроде ЮТэйр и Трансаэро, а также авиазаводы со всей России. «Интересно, что примерно 20–30% наших студентов – девушки, – рассказывает Олег Скрыпник. – Пятерых из прошлогоднего выпуска взяли в «Ангару». Перспективы трудоустройства явно возрастут после того, как МГТУ ГА, работающий по федеральным образовательным стандартам, перейдет на обучение студентов по требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И пусть потребность в специалистах, умеющих обслуживать современные самолеты, в российских авиакомпаниях все еще очень велика, можно с уверенностью сказать: есть кому их готовить. Один из центров подготовки находится в Иркутске – городе, традиционно считающемся авиационным.

 

Артем ОЗУН,

обозреватель «ТР»

22.08.2014

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 183

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 188

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 226

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 173

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 179

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 152

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все