• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 75

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Севморпуть нуждается в законе

На вопросы «ТР» отвечает заместитель министра
транспорта РФ Виктор Олерский.

– Виктор Александрович, Министерство транспорта Российской Федерации подготовило законопроект о регулировании судоходства по Северному морскому пути. Принятия такого документа те, кто работает на арктической морской трассе, ожидают уже много лет. Разрабатывались и предлагались для обсуждения разные редакции законопроектов, но вопрос до сих пор остается нерешенным. Удовлетворит ли нынешний вариант все заинтересованные стороны?
– Действительно, за последнее время в России разрабатывалось несколько вариантов проекта федерального закона о Северном морском пути.
Обобщив все положительное, Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути». Основной его идеей является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием по трассам Севморпути.
В настоящее время законопроект проходит внутриведомственное согласование. По нашему мнению, он сможет удовлетворить большинство заинтересованных участников.
– Каковы основные положения законопроекта, а точнее сказать, его политический вектор?
– При разработке законопроекта проведен анализ применимых к Арктике норм международного и национального права.
В соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года прибрежные государства вправе принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдом большую часть года районах в пределах исключительной экономической зоны.
Реализация положений законопроекта позволит конкретизировать статус Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, подчиненной суверенитету и юрисдикции России; воссоздать Администрацию Северного морского пути – организацию, осуществляющую контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах Северного морского пути; создать условия для активизации арктических морских перевозок и социально–экономического развития арктического региона в целом.
Законопроект предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта утверждает Правила плавания по трассам Северного морского пути, определяющие:
– описание границ акватории СМП;
– организацию судоходства на трассах СМП;
– правила ледокольной и ледокольно–лоцманской проводки судов на трассах СМП;
– функции и порядок работы Администрации Северного морского пути;
– требования по обеспечению охраны окружающей среды от загрязнения с судов;
– положение о навигационно–гидрографическом обеспечении плавания по трассам СМП;
– правила радиосвязи при плавании судов по трассам СМП;
– права и обязанности операторов ледокольного флота.
– Основу национальной морской политики на Арктическом направлении составляет создание условий для деятельности российского флота в Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Севморпути, а также в северной части Атлантики. Каким образом закон может содействовать созданию благоприятных условий для деятельности флота?
– Принятие закона позволит обеспечить создание единой системы управления на трассах Севморпути и современной инфраструктуры, гарантирующей безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно–гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.
Наличие у Российской Федерации мощного ледокольного флота для работы на трассах Севморпути, в том числе и атомного, строительство специального флота для работы в Арктике с высокими категориями ледовых усилений дают основания для расширения временных рамок навигации по трассам Севморпути.
– Как проект закона «вписывается» в реализацию Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года?
– Законопроект направлен на реализацию задач Российского государства в Арктике, определенных Морской доктриной, в том числе на «обеспечение национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание и предоставление равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным».
– Ситуация с инфраструктурой арктической системы и состоянием государственного управления СМП, по мнению многих экспертов, является достаточно непростой. Поможет ли принятие закона разрешить ее?
– Все, что связано с арктической морской транспортной системой, является частью национальной политики России в области транспорта, которая направлена на развитие и совершенствование ее материально–технической базы и организационной структуры, создание привлекательных условий для пользователей Северного морского пути.
В первую очередь, имеется в виду развитие Севморпути как единого инфраструктурного транспортного объекта с улучшением ледокольного, гидрографического, гидрометеорологического обеспечения и модернизацией базовых портов на всем протяжении СМП.
В ходе своей поездки 29 апреля 2010 г. на архипелаг Земля Франца–Иосифа председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин отметил: «Когда мы говорим об Арктике, мы не должны забывать, что геополитически самые глубинные интересы России связаны с Арктикой, потому что здесь обеспечивается безопасность, обороноспособность России. Здесь и экономические интересы, имея в виду и добычу полезных ископаемых. Скажем, известное Штокмановское месторождение, с которого мы планируем начать добычу, находится в 300 км от берега Баренцева моря. 300 километров! Это – Арктика. Здесь и важнейшие транспортные коммуникации – Северный морской путь. Здесь, конечно, и вопросы сотрудничества с другими странами, и охрана природы, живого мира, есть еще и проблемы, связанные с деятельностью человека».
Эффективность и безопасность работы транспортного флота на трассах Севморпути и в замерзающих морях России зависят прежде всего от ледокольного обеспечения. В настоящее время на трассах Севморпути действуют линейные ледоколы (из них – 5 атомных), в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы».
Для своевременной и безопасной транспортировки грузов в ледовых условиях на трассах Северного морского пути Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» за счет средств федерального бюджета предусмотрено строительство:
– атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт;
– 3 линейных дизель–электрических ледоколов мощностью 25 МВт;
– аварийно–спасательных судов в количестве 37 единиц (в том числе буксиры–спасатели, спасательные катера – бонопостановщики, морские водолазные суда), которые могут быть использованы также для работы в Арктике;
– гидрографических лоцмейстерских судов 12 единиц: класса ЛУ–7 – 3 единицы, специализированных гидрографических катеров – 6 единиц, лоцмейстерских судов ЛУ–3 – 3 единицы;
– а также модернизация гидрографических судов серии «Федор Матисен» и «Дмитрий Овцын» – 3 единицы;
– объектов берегового базирования Бассейнового аварийно–спасательного управления для обеспечения безопасной стоянки действующего государственного аварийно–спасательного флота с размещением морских специализированных подразделений в местах постоянного базирования.
В целях создания современной комплексной системы навигационно–гидрографического обеспечения на Северном морском пути предусматривается:
– проведение организационных и технических мероприятий по передаче навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и ХХI в Арктике по Сети Безопасности системы ИНМАРСАТ–С;
– строительство береговых контрольно–корректирующих станций (ККС) Глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
– проведение площадной съемки рельефа дна на маршрутах транспортировки углеводородного сырья;
– создание банка данных электронных карт на трассах СМП, разработка морских электронных картографических навигационных информационных систем.

Беседу вел Юрий ПАВЛОВ

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 220

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 222

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 260

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 209

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 217

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 183

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все