• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Страховая защита – обязательна!

Страховая защита – обязательна!Министерством транспорта РФ подготовлен законопроект
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам».

Страховая защита – обязательна!С  увеличением количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, все более актуальным становится понятие ответственности перевозчиков, возникающей в рамках гражданского законодательства, за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу пассажиров. Существующая сегодня практика страхования этой ответственности вызывает немало нареканий. Недовольны пассажиры, которым возмещение вреда не всегда осуществляется своевременно и в полном объеме. Перевозчики, со своей стороны, сетуют на сложность и продолжительность судебных процедур, отсутствие необходимых средств для возмещения причиненного вреда.
Мировой опыт показывает, что оптимальным решением существующих проблем может стать система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Ее внедрение даст положительный результат и в отношении обеспечения адекватной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, и в плане сохранения финансовой состоятельности транспортных компаний.
Уже скоро подобная практика найдет свое применение на территории Российской Федерации. Об этом сегодня мы беседуем со статс–секретарем – заместителем министра транспорта РФ Сергеем АРИСТОВЫМ.
– Сергей Алексеевич, Министерством транспорта РФ подготовлен законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам», который был согласован с правительством, после чего внесен для рассмотрения в Государственную думу. Расскажите, в чем его радикальное отличие от существующих на сегодняшний день законодательных норм?
– В Российской Федерации система обязательного страхования на транспорте начала внедряться в 90–е годы. Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» было введено обязательное страхование пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Этот вид страхования для своего времени, несомненно, являлся важным элементом социальной защиты граждан. Суть его заключалась в том, что пассажир страховал себя при перевозке путем дополнительной оплаты страхового взноса, который приплюсовывался к цене проездного билета. Однако подобная система страхования и установленная страховая сумма по возмещению ущерба жизни и здоровью пассажира в объеме 120 МРОТ не обеспечивает в должном объеме защиту интересов граждан. О возмещении вреда имуществу речи вообще нет.
Что касается ответственности перевозчика, то согласно действующему законодательству она определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), а также транспортными уставами и кодексами. На практике в различных видах транспорта были опробованы разные подходы и разные суммы компенсации в случае гибели или причинения вреда здоровью пассажира. То есть мы имеем достаточно рыхлую, невыстроенную схему, в соответствии с которой размер выплат может колебаться в широких пределах – от 12 тысяч рублей на железной дороге до 2 миллионов рублей в результате аварии на авиатранспорте.
В связи с этим основной целью подготовленного нами законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам» является введение обязательной страховой защиты интересов граждан по возмещению причиненного им вреда вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки, а также установление четко прописанной процедуры получения потерпевшими страхового возмещения.
– Что конкретно изменится в случае принятия предлагаемого законопроекта?
– Его принятие позволит создать общегосударственную систему обеспечения гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Закреплен целый ряд новых положений. Во–первых, гарантированность (подчеркну это слово) прав пассажиров, которым причинен вред при осуществлении перевозки, на страховое возмещение.
Во–вторых, единообразие, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности на всех видах перевозок.
В–третьих, повышение финансовой устойчивости перевозчиков. В пределах страховых сумм, установленных настоящим законопроектом, перевозчики защищены от имущественных претензий со стороны пассажиров и третьих лиц путем уплаты перевозчиком страховых премий, размер которых существенно ниже возможной суммы возмещения по страховому случаю.
В–четвертых, непрерывность страховой защиты на всех видах перевозок, включая смешанные. Ответственность перевозчика перед пассажирами будет застрахована в любой момент поездки, начиная с посадки и сдачи багажа для перевозки и заканчивая высадкой и получением багажа.
И, наконец, в–пятых, недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
– Какие суммы страхового возмещения предусмотрены в законопроекте? И какие виды общественного транспорта подпадают под его действие?
– В законопроекте устанавливается единый лимит ответственности за гибель пассажира в размере 2 миллионов 25 тысяч рублей. Подобная норма сегодня уже предусмотрена ст. 133 Воздушного кодекса. Мы просто распространили ее действие на другие виды общественного транспорта. Данная сумма будет достаточной для поддержания уровня жизни семьи погибшего пассажира в течение 4–10 лет. Но хотел бы отметить одну особенность законопроекта. Если по старому гражданскому законодательству у нас возмещался вред только в случае гибели кормильца, то теперь предусматривается выплачивать оговоренную сумму в случае гибели каждого пассажира, независимо от того, являлся ли он кормильцем или был иждивенцем.
За причинение вреда здоровью пассажира будет выплачено до 2 миллионов рублей в зависимости от характера и степени тяжести повреждения.
Размер страховой выплаты за вред имуществу (багажу) пассажира согласно законопроекту составит не менее 23 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Под действие данного законопроекта подпадают железнодорожные, воздушные, автомобильные перевозки, перевозки городским наземным электрическим, морским и внутренним водным транспортом, а также скоростным внеуличным транспортом, в том числе метрополитеном. То есть все виды общественного транспорта за исключением легкового такси.
– В какой срок пострадавший сможет получить причитающиеся ему выплаты и какие процедуры для этого предусмотрены?
– Это является еще одной инновацией для нашего законодательства. Максимальный срок выплаты компенсации родственникам погибшего либо самому пострадавшему устанавливается в 30 дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов. При этом не предполагается никаких длительных судебных разбирательств между сторонами, необходимости доказывания потерпевшим того или иного факта, сбора дополнительных документов, что сплошь и рядом встречается сегодня при реализации страхового законодательства. Все спорные вопросы решаются уже после того, как лицу, представившему надлежащий, оговорюсь – весьма ограниченный и четко прописанный перечень документов, будет выплачена положенная сумма. Предельный срок – 30 суток и ни днем больше. Далее предполагаются серьезные штрафные санкции для страховой компании.
Более того, в законопроекте предусмотрена возможность получения предварительной выплаты. Мы все понимаем, что иногда деньги нужны буквально в первые же дни после аварии или другого инцидента, повлекшего гибель или ущерб здоровью пассажира. Это могут быть деньги на погребение, на оперативное лечение, на другие неотложные нужды. В этом случае потерпевший (его родственники) вправе представить страховщику заявление на предварительную выплату, которое рассматривается максимум в трехдневный срок с обязательной выплатой 100 тысяч рублей. Как правило, на первых порах этих денег вполне достаточно. А в оставшиеся двадцать семь дней подлежит возмещению остальная сумма. Причем решение о необходимости предварительной выплаты принимает не страховщик и не перевозчик, а сам потерпевший.
– Принятие законопроекта будет налагать какие–то новые обязанности на перевозчика?
– Конечно. Прежде всего, законопроект возлагает на перевозчика обязанность информировать пассажира о страховой компании, с которой заключен договор обязательного страхования. С этой целью во всех местах реализации проездных документов будет вывешена исчерпывающая информация о страховой компании: ее адрес, местонахождение, контактные телефоны, фамилия руководителя. Кроме того, будут указаны полные данные о договоре обязательного страхования – его номере, дате заключения и т. д. Так что у пострадавшей стороны не будет необходимости тратить время и нервы на добывание требуемой информации. 
Более того, при нанесении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда здоровью перевозчик также должен будет сообщить об этом родственникам пострадавшего. Это все, конечно, дополнительная нагрузка на компании, но хотел бы еще раз подчеркнуть, что законопроект разрабатывался в первую очередь в интересах пассажира.
В условиях рыночной экономики пассажир должен иметь право на выбор вида транспорта, скорости и маршрута движения, наконец, уровня сервиса в зависимости от своей платежеспособности. Пассажир также вправе рассчитывать на полноценное и своевременное возмещение ущерба, причиненного ему в процессе перевозки, вне зависимости от вида избранного им транспорта. А если говорить более конкретно, то пассажир должен быть уверен, что на любом этапе перевозки и на любом виде транспорта любой ущерб, причиненный его жизни, здоровью и имуществу, будет возмещен в короткие сроки и в полном объеме.
– На какой срок будет заключаться договор и какие штрафные санкции будут применяться к нарушителям – компаниям, которые попытаются сэкономить на этой статье расходов?
– Срок действия договора обязательного страхования по законопроекту должен быть не менее года. И перевозчик не вправе будет выйти на линию, даже просто осуществлять продажу билетов, если не заключит такой договор. Нарушение закона повлечет не только штрафные санкции по Кодексу об административных правонарушениях, вплоть до отзыва лицензии, но и дополнительное взыскание той суммы, которую он сэкономил за время перевозок. Это сделает нелегальный бизнес невыгодным.
– Не могу не спросить: не приведет ли внедрение обязательного страхования ответственности перевозчиков к увеличению цен на билеты? У нас в стране компании привыкли все накладные расходы перекладывать на плечи потребителя.
– Доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1%. Это значительно ниже практикуемого ныне ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта в соответствии с уровнем инфляции.
В билете будет указываться только стоимость самой перевозки. И отдельно при формировании тарифа будет проставлена цена за страховку, как это сегодня делается на железнодорожном транспорте. Сумма будет варьироваться от вида транспорта, дальности поездки, каких–то других особенностей перевозки. В качестве примера могу привести такие цифры. Максимум, что с вас смогут взять на железнодорожном транспорте, – 1 рубль 30 копеек на особо протяженных маршрутах. Самые большие суммы – от 7 рублей 35 копеек до 35 рублей – будут начислены за морские перевозки, при организации межатлантических круизов. Думаю, такие суммы никого не испугают, тем более что реально они сегодня куда больше. На автобусных внутригородских перевозках сумма страхового взноса будет варьироваться от одной до четырех копеек за одну поездку.
– Какие страховые компании получат доступ на рынок обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за причиненный вред пассажирам? 
– Для гарантированного возмещения вреда лицам, имеющим право на получение страхового возмещения, законопроектом предусматривается создание профессионального объединения страховщиков в форме ассоциации (союза) или некоммерческого партнерства в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Страховая компания, которая хотела бы осуществлять деятельность на рынке этих услуг, должна будет сначала войти в профессиональное объединение, которое досконально проверит ее надежность и легитимность, способность выполнить взятые на себя обязательства. Каждая страховая компания, вошедшая в профессиональное объединение страховщиков, должна будет отчислять определенную суму в единый компенсационный фонд, который служит гарантией для любого пострадавшего при любых финансовых и организационных проблемах, недобросовестности страховщика.
В случае банкротства или отзыва лицензии у страховой компании, а также в случае необоснованного отказа страховщика от выплаты или уклонения от нее пострадавшие пассажиры и иные выгодоприобретатели смогут получить компенсационные выплаты из компенсационного фонда. Короче говоря, если в течение положенных 30 дней компания–страховщик не осуществила положенные выплаты, на тридцать первый день это сделает за нее профессиональное объединение из своего компенсационного фонда. Он именно для этого и предназначен.
– Благодарю за исчерпывающие ответы.

Беседу вел Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 157

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 207

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 178

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 175

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 170

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 163

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все