В Москве прошел II Всероссийский Морской конгресс.
Мероприятие проходило при поддержке Правительства РФ, Минтранса, Минпромторга России, Росморречфлота, ФГУП «Росморпорт», Российской палаты судоходства и Ассоциации морских торговых портов.
Конгресс посетили более 1100 участников из 35 регионов России и 7 стран. Деловая программа включала 15 сессий и специальные мероприятия.
На пленарном заседании «Морская индустрия России: перезагрузка для движения вперед» выступил руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко. Он сообщил, что на базе речных портов в центральной части России, Сибири и на Дальнем Востоке появятся шесть мультимодальных логистических центров. Они будут интегрированы с железнодорожным транспортом и морскими портами, что позволит сделать доставку грузов более доступной и эффективной.
«В настоящее время доставка контейнеров и других грузов идет преимущественно по железной дороге, которая перегружена. Чтобы разгрузить железную дорогу и сделать доставку быстрее и эффективнее, необходимо модернизировать речную инфраструктуру и интегрировать ее и с железнодорожным, и с морским транспортом», – сказал Андрей Тарасенко.
Он рассказал, что Росморречфлот совместно с субъектами РФ выстраивает системную работу по созданию мультимодальных логистических центров, которые будут не только переваливать, но и накапливать грузы, вырабатываемые регионами. Такие центры сосредоточат грузовую базу для дальнейшей перевозки к морским портам.
Руководитель Росморречфлота подчеркнул, что увеличение портовых мощностей и объема перевалки грузов остается основной задачей развития отрасли.
По его словам, реализация инвестиционных проектов по принципу государственно–частного партнерства позволила нарастить портовые мощности в стране и увеличить их до 1360 млн тонн, а также создать запас мощностей в части перевалки грузов.
В качестве примера успешного взаимодействия государства и бизнеса руководитель агентства привел проект развития угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский в Хабаровском крае. Его реализация позволит увеличить производственные мощности морского порта Ванино на 25 млн тонн в 2026 году.
Вопросы развития пассажирского водного транспорта обсудили на панельной сессии конгресса.
Как сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, предусматриваемый комплекс мер на внутренних водных путях позволит увеличить пассажиропоток до 19 млн человек к 2030 году, в том числе с учетом развития круизного судоходства.
За первые шесть месяцев навигации 2024 года перевезены более 145 тыс. человек, что на 3,7% больше показателя прошлого года. На 80 круизных маршрутах работают 102 судна. Объем перевозок туристов по итогам года может превысить 500 тыс. человек.
Устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе европейской части России позволит реализация таких проектов, как строительство Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла на Волге в районе Нижнего Новгорода.
Первый заместитель руководителя – капитан Администрации «Енисейречводпуть» Геннадий Сорокин рассказал о перспективах развития туристических направлений на озере Байкал и реке Енисей, привел анализ потребностей современного судостроения и развития туристической инфраструктуры для использования пассажирских речных судов.
В ходе дискуссии участники отметили значение усиления мер государственной поддержки строительства речных судов на российских верфях.
Налоговые преференции для судоходных компаний позволят уменьшить налоговую нагрузку на предприятия и станут стимулом их развития и обновления флота.
Устранение инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях и доведение финансирования текущего содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений до 100% с 2025 года позволят улучшить условия для судоходства и повысить его безопасность.
В совокупности эти меры могут привести к увеличению объемов перевозок, улучшению качества предоставляемых услуг и повышению конкурентоспособности российской круизной индустрии на мировом рынке.
Представитель ВГУВТа, отраслевого вуза Росморречфлота, представил проект стратегического развития передовых инженерных школ при содействии отраслевых компаний. Он предусматривает подготовку менеджеров круизного и туристического сервиса, инженеров водного транспорта, а также развитие информационных систем и технологий отрасли.
Юрий ПОЛИКАРПОВ