Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Цифровой коридор пассажира

 |  Официально

Эксперты оценили преимущества цифровизации пассажирских перевозок.

В Совете Федерации прошел «круглый стол», посвященный нормативно–правовому регулированию сферы пассажирских перевозок и применению отечественного программного обеспечения при создании «сквозных» цифровых сервисов пассажирского транспорта. Модератором «круглого стола» выступил член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин. Мероприятие было организовано при участии Совета по развитию цифровой экономики при СФ и поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Стратегическое направление

По мнению Артема Шейкина, создание «сквозных» цифровых сервисов в транспортной отрасли позволяет значительно повысить эффективность работы транспортной системы, оптимизировать перевозки, снизить затраты на обслуживание, улучшить качество услуг для пассажиров. При этом во всех проектах необходимо учитывать два ключевых аспекта: обеспечение безопасности и использование отечественных технологий и программ.

«Для создания «сквозных» проектов важно сформировать единые стандарты и требования, опираясь на лучшую практику, предложения и инициативы участников процесса. Нужно наладить межотраслевое взаимодействие, а также совместными усилиями заинтересованных сторон усовершенствовать правовое регулирование вопроса защиты персональных данных», – подчеркнул сенатор.

В рамках отраслевой стратегии цифровой трансформации Минтранс России разрабатывает и внедряет цифровые инициативы в сфере пассажирских перевозок, которые консолидированы в стратегическом направлении «Зеленый цифровой коридор пассажира».

Этот инструмент призван решить следующие задачи: укрепление социальной поддержки населения; возможность совершения мультимодальных поездок и составление оптимальных маршрутов; цифровизация процедур допуска к перевозкам легковым такси и контроль за ними; обеспечение качества и безопасности перевозок; внедрение инновационного способа оплаты по геолокации пассажира; создание региональной цифровой платформы по управлению мобильностью.

«Цель государства и бизнеса – сделать поездки россиян по всей стране удобными, безопасными и комфортными, используя для этого отечественные цифровые сервисы, в том числе решения для выбора единого маршрута разными видами транспорта, безналичной оплаты, пользования льготами и бонусами», – сказал директор Департамента цифрового развития Минтранса России Дмитрий Скачков.

Государственные цифровые решения и информационные системы в перспективе будут сконцентрированы в приложении ГИС «Российский транспорт», работающем по принципу «одного окна», что требует внесения изменений в действующее законодательство.

Приложение с одноименным названием «Российский транспорт» позволит человеку, где бы он ни находился, узнать расписание, выбрать транспорт, построить маршрут из точки А в точку Б, оплатить проезд.

В ГИС «Российский транспорт» также планируется интегрировать Автоматизированную систему льготных и субсидированных перевозок (АИС УЛСП), цифровой профиль перевозчика, ФГИС «Такси», региональные цифровые платформы, «умную» оплату проезда и региональные туристические сервисы. «Это позволит обеспечить нашим гражданам новый уровень оказания услуг, сделает их передвижение по стране и планирование поездок удобными», – заверил Дмитрий Скачков.

Он напомнил, что с 2021 года при определении уровня цифровой зрелости регионов учитываются три показателя в области общественного пассажирского транспорта: доля автобусов, оснащенных системами безналичной оплаты проезда; доля автобусов, передающих информацию о реальном передвижении по маршруту; доля автобусов, оснащенных системами видеонаблюдения салонов. С марта нынешнего года эти показатели актуализированы, Минтранс России предлагает ввести дополнительно четыре новых показателя для оценки уровня цифровой зрелости регионов: доля участников перевозки в субъекте, перешедших на электронный документооборот в части перевозок пассажиров, груза и багажа; категорирование объектов критической информационной инфраструктуры; внедрение искусственного интеллекта, а также интеграция с ФГИС «Такси», которая будет введена в эксплуатацию с 1 сентября 2023 года.

Не имеют аналогов

В России разработаны собственные IT–решения по всем ключевым направлениям цифровизации пассажирских перевозок и зависимости от импортного ПО нет, подчеркивают эксперты. Российские разработки конкурентоспособны на мировом рынке, по ряду направлений являются передовыми и обладают экспортным потенциалом. Существующее российское ПО способно заместить иностранное ПО немедленно, в полном объеме, с расширенным функционалом и повышенной защищенностью данных.

Об опыте российских разработчиков по созданию сервисов пассажирского транспорта рассказал директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрий Горшков.

Отраслевым интегратором по комплексной цифровой трансформации и цифровому развитию транспортной отрасли РФ выступает Ситуационный центр Минтранса. Сегодня в его портфеле 49 проектов, касающихся цифровой трансформации и информационной поддержки как регионов, так и всех участников процесса. По мнению Дмитрия Горшкова, российские разработчики имеют большой потенциал с точки зрения программного обеспечения. «Отечественные разработки не являются копиями западного ПО, не имеют аналогов, разработаны под поставленные задачи», – подчеркнул он.

Например, раньше для того, чтобы купить субсидированный авиабилет, нужно было прийти в кассу, представить набор подтверждающих документов. И не важно, что касса могла находиться в сотнях километрах от пункта проживания. Сегодня купить льготные авиабилеты можно онлайн благодаря системе контроля за субсидиями, предоставляемыми при оформлении билетов льготными категориями граждан – ИС ПСП (срок перевода на ГосТех – декабрь 2024 года).

«Потребуется правовая поддержка с целью изменения законодательства для дальнейшей интеграции системы с Социальным фондом России, МВД России, – сказал Дмитрий Горшков. – Консолидация всех этих данных в электронный вид позволит подтверждать факт наличия льготы, исключая возможность ее двойного и тройного применения. Государство получит объективную статистику, реестр перевозочных документов в цифровом формате; авиакомпании – оперативную проверку наличия квотирования авиабилетов, перевод до 80% продаж субсидированных авиа-

билетов в цифровой формат, сокращение бумажной отчетности; пассажиры – удобство при выборе рейса и покупке билетов, возможность предоставления в авиакомпанию всех необходимых документов в электронном виде».

Еще одна разработка – информационно–аналитическая система в области перевозок легковым такси, включающая единый реестр перевозчиков и агрегаторов такси (ФГИС «Такси»).

К этой системе могут подключиться все субъекты Федерации или интегрировать в нее собственные региональные системы. Ожидаемая эффективность: повышение качества предоставляемых услуг; экономия субъектами бюджетных средств (несколько десятков миллионов рублей в год) на разработку собственного регионального реестра легковых такси за счет ведения регионами реестров в ФГИС «Такси»; «обеление» рынка такси (сегодня 23% сегмента такси находятся в «серой» зоне); прогнозируемое снижение количества ДТП на 400 случаев в год.

Функционал системы включает в себя проверку перевозчика по основным базам (ГИБДД, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и др.), решает целый спектр принципиальных для безопасности и качества работы такси задач, в том числе: сквозной контроль времени работы такси на линии в различных агрегаторах; гарантия легальности «желтых номеров», позволяющих ездить по выделенным линиям; мониторинг репутации автопарка; возможность самозанятым официально работать в такси.

Региональные власти, получая консолидированные данные о службах перевозчика, службах заказа легковых такси, количестве выданных разрешений, могут видеть динамику роста/снижения отрасли и на основе этой аналитики делать соответствующие выводы.

Для эффективного внедрения этих и других цифровых сервисов пассажирского транспорта на региональном уровне ФГБУ «СИЦ Минтранса России» разработало проект «Центр цифровых компетенций транспорта» в целях повышения общего уровня цифровой зрелости транспортной отрасли субъектов РФ и содействия непрерывному комплексному процессу цифровой трансформации транспортных систем каждого региона и России в целом.

По словам Дмитрия Горшкова, уже подготовлены соглашения с Тюменской, Ульяновской, Ярославской областями. При участии СИЦ Минтранса России разрабатывается рейтинг цифровой зрелости транспортной отрасли регионов. Лучшие региональные практики будут транслироваться на всю страну.

По «цифровым» рельсам

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин рассказал о сквозных цифровых технологиях и сервисах в пассажирском комплексе «Российских железных дорог».

В настоящее время доля продаж электронных билетов на поезда дальнего следования превышает 74%, продажа электронных билетов на пригородные поезда превышает 10%.

За последние два года РЖД внедрили ряд новых клиентских сервисов, в частности, онлайн–проверка наличия льготы на проезд в Социальном фонде России, развитие безбарьерной среды для маломобильных пассажиров, видеоконсультация для инвалидов по слуху, информирование пассажиров о чрезвычайных ситуациях, отменах поездов, свободных местах.

С 2020 года, с момента начала реализации Стратегии цифровой трансформации, ОАО «РЖД» использует концепцию мультимодальных пассажирских перевозок в развитии всех собственных каналов продаж. К сервису мультимодальности подключены свыше 5 тыс. перевозчиков различными видами транспорта и поставщиков дополнительных услуг.

На сайте ОАО «РЖД» пассажиры могут подобрать оптимальный маршрут для путешествия с одним или несколькими сегментами и купить билеты на все виды транспорта в одном заказе. Новое импортонезависимое ПО позволяет продавать билеты на различные виды транспорта в кассах и терминалах самообслуживания. Например, в 2022 году были реализованы свыше 300 тыс. билетов на другие виды транспорта.

Компания ведет активную работу с регионами по развитию мультимодальных перевозок. Зона покрытия мобильного приложения «Протранспорт», с помощью которого можно приобретать билеты на все виды транспорта, в 2023 году расширяется на территорию четырех пригородных компаний, которые в совокупности обслуживают 15 субъектов Федерации.

РЖД активно развивают туристическое направление. За два года межрегиональная туристическая сеть выросла более чем в 1,5 раза. В 2022 году на портале TRAVEL.RZD.RU был запущен интерфейс для выбора туристических продуктов. Функционал позволяет выбирать отели, экскурсии и туры по всей России, а также в странах СНГ. К данному сервису уже подключились более 110 тыс. отелей в России, Белоруссии и Казахстане.

Мобильность будущего

Какой вывод из вышесказанного можно сделать? Будущее – за персональной мобильностью, убежден заместитель директора ООО «Датапакс» Максим Исаев. С помощью мобильного приложения пассажира для всех видов транспорта пользователи смогут строить маршруты, видеть движение ТС, оплачивать проезд в один клик с учетом льгот и по наилучшему тарифу.

Водитель личного автомобиля может видеть расположение парковки как в бортовом компьютере, так и в приложении своего телефона, с которым могут быть интегрированы и цифровые сервисы платных дорог.

С мобильным телефоном турист чувствует себя в другом регионе, как дома: оплачивает проезд, строит маршруты до точек притяжения, видит на карте местные достопримечательности и движение ТС.

Такая инновация, как оплата проезда по геолокации (open loop), в перспективе позволит автоматически регистрировать и оплачивать проезд, не требуя от пассажира никаких действий во время поездки. Сумма за проезд в общественном транспорте будет списываться в конце дня по итогам всех совершенных за день поездок. Среди ожидаемых эффектов – отказ от дорогостоящих валидаторов, решение проблемы недополучения доходов перевозчиками при перевозке льготных категорий пассажиров, возможность интеграции наземного городского пассажирского транспорта с другими видами транспорта, прежде всего железнодорожным, создание основы для внедрения единого билета – единого цифрового инструмента оплаты проезда на всех видах транспорта по всей территории страны.

Таким образом, цифровизация региональной мобильности позволяет создать маршрутную сеть в электронном виде, управлять общественным транспортом и контролировать его деятельность.

Регионам – единый стандарт

Сегодня практически в каждом субъекте Федерации есть те или иные цифровые решения, и региональные власти вправе самостоятельно выбирать, какое решение им внедрять.

Компания «Сбер Тройка» – совместная IT–компания правительства Москвы (49%), правительства Московской области (2%) и Сбера (49%) – запустила тиражирование опыта Москвы по внедрению билетной системы «Сбер Тройка» в 27 регионах, сообщила генеральный директор ООО «Сбер Тройка» Валерия Матюхина.

Сейчас этой билетной системой пользуются более 30 млн пассажиров по всей стране. Преимущества данной системы: единый билет, возможность мультимодальных перевозок, цифровизация системы платежей на транспорте. Причем карта «Тройка» – не единственный носитель, доступна оплата по социальной карте, по куар–коду, банковской картой.

На базе решений Москвы разработана экосистема компании «Сбер Тройка», с помощью которой можно отслеживать всех региональных льготников, контролировать валидацию, оплачивать проезд на речном транспорте и другие возможности.

Что получили регионы? Например, в Тульской области 25% жителей используют карту «Тройка» для оплаты проезда в Туле и других городах, после перехода на «Сбер Тройку» рост платежей в региональной билетной системе вырос на 70%.

В Пермском крае три разные билетные системы были объединены в одну, экономия регионального бюджета составила 30%.

В Республике Алтай с июля 2022 года были совершены 4,8 млн поездок, при этом в качестве туристов сюда приезжают 2 млн человек, только из Москвы – 200 тыс. человек, которые также оплачивают проезд картой «Тройка». Такая унификация крайне важна для развития внутреннего туризма.

В Саратовской области к системе «Сбер Тройка» подключены 1,5 тыс. ТС, совершены более 10 млн поездок, 180 тыс. человек пользуются сервисом ежедневно. Экономия на бумажных билетах составила 35 млн руб. в год.

Валерия Матюхина обратила внимание на ряд проблем, которые можно было бы решить за счет введения единого стандарта обслуживания в билетной системе. Это отсутствие возможности бесшовно перемещаться при туристических поездках по стране; высокая доля наличных платежей и непрозрачный учет доходов в транспорте; низкий контроль в регионах за субсидиями на льготные категории в транспорте; несоответствие отдельных решений требованиям по импортозамещению ПО на критической транспортной инфраструктуре; сложные конкурентные процедуры по отбору билетной системы ввиду значительного лобби перевозчиков и противодействия прозрачности (например, в Челябинской области конкурс по отбору билетной системы идет уже четвертый год).

Сегодня многие регионы активно ведут работу по модернизации общественного транспорта. В Ярославле с 1 апреля на маршруты выехали 134 новых автобусов, доступных для маломобильных граждан, всего их будет закуплено более 600, сообщила директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных.

Помимо приобретения нового подвижного состава, делаются шаги по цифровизации отрасли. Все ТС оборудованы датчиками подсчета пассажиров, автоматизированной системой оплаты по валидатору, медиапанелями, камерами видеонаблюдения, маршрутоуказателями и маяками для оплаты проезда по геолокации.

В Ярославской области внедрена цифровая платформа по управлению всеми видами транспорта, что позволяет вести аналитическую работу, в частности, производить подсчет пассажиропотока, корректировать расписание и вместимость автобусов, контролировать оплату проезда пассажирами и сбор выручки.

В Тверской области также действует новая модель пассажирских перевозок. «Три года назад в Твери произошла революция в организации работы пассажирского транспорта, и все это благодаря внедрению цифровых решений», – заявил министр транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов.

Из–за несовершенства системы оплаты и возмещения затрат за льготную перевозку коммерческие перевозчики раньше избегали перевозить льготников. К слову, такая ситуация характерна для многих регионов. С созданием единой системы управления перевозочным процессом, которой управляет оператор «Транспорт Верхневолжья», эта проблема решена.

Единая система управления транспортом общего пользования Тверской области включает в себя: информационную систему навигации; автоматизированную систему контроля за оплатой проезда; автоматизированную систему мониторинга пассажиропотока; аналитическую платформу; систему видеонаблюдения в ТС; систему прогнозирования очагов возникновения безбилетных пассажиров.

Для пассажиров разработано мобильное приложение «Волга», которым пользуются 440 тыс. пользователей, или более трети жителей Тверской области. С его помощью можно оплатить проезд, пополнить баланс транспортной карты, построить маршрут, увидеть актуальное расписание, отслеживать движение автобуса на карте в режиме реального времени.

В новой модели пассажирских перевозок функционируют 229 маршрутов, задействованы 618 новых автобусов. Все перевозчики работают по регулируемым тарифам и перевозят льготников.

До реформы в Тверской области на маршрутах работали 90% «серых» перевозчиков, износ автобусного парка составлял 80%, водителями работали трудовые мигранты, получающие «серую» зарплату, не соблюдалось расписание. Сегодня в семь раз выросла собираемость налогов и сборов, полностью обновился парк автобусов, созданы 1640 рабочих мест, все водители получают «белую» зарплату, доля безналичной оплаты проезда составляет 82%, соблюдение расписания – более 98%.

«Рейтинг цифровой зрелости регионов в части пассажирского транспорта нужен для понимания того, какие субъекты можно интегрировать в портал «Российский транспорт» в первую очередь. Региональные власти видят и понимают важность цифровизации пассажирского транспорта, особенно в части мультимодальных перевозок, что стимулирует внутренний туризм. Страна большая, регионы разные, а цифровые решения должны быть везде, поэтому нужны единые стандарты обслуживания пассажирским транспортом общего пользования», – резюмировала исполнительный директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Эксперт предложила создать межведомственную рабочую группу для обсуждения вопроса цифровизации пассажирских перевозок на площадке Совета Федерации.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».



просмотры:

1447

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться