Пассажирский водный транспорт является важной составной частью транспортной системы России. Количество пассажирских перевозок по воде в России длительное время снижалось несмотря на огромную сеть водных артерий, пригодных для судоходства. Переломить ситуацию удалось только в последние годы благодаря усилению мер государственной поддержки отрасли.
В последнее время позитивная тенденция наметилась в сегменте перевозок внутренним водным транспортом. За 2023 и 2024 годы значительно вырос спрос на перевозки пассажиров по рекам, в том числе благодаря открытию новых круизных маршрутов. Немаловажную роль в увеличении спроса на перевозки внутренним водным транспортом играет и активное развитие речной пассажирской и причальной инфраструктуры. Восстановление пассажиропотока также проходит благодаря круглогодичным речным маршрутам электросудов в Москве и активному применению скоростных судов на Волге. В последние годы даже скептики стали признавать, что за гибридным видом транспорта и электродвижением на реке – будущее. В настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ планирует к реализации проект автономного безэкипажного электрического грузопассажирского парома, прорабатываются технические вопросы запуска данного судна и его планируемой эксплуатации с управлением из центра дистанционного управления. Планируемый срок завершения строительства данных паромов – 2027 год, с последующим запуском в промышленную эксплуатацию.
По прогнозам специалистов, в ближайшие 7 лет потребность в новых пассажирских судах может составить не менее 45 единиц в год. По итогам первых шести месяцев навигации 2024 года по рекам перевезены более 145 тыс. человек, что на 3,7% больше показателя прошлого года. На 80 круизных маршрутах работают 102 судна. Объем перевозок туристов по итогам года может превысить 500 тыс. человек.
Как заявил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов на панельной сессии в рамках II Всероссийского морского конгресса, круизный туризм в ближайшие годы будет динамично развиваться благодаря предусмотренному комплексу мер на внутренних водных путях. Эти меры позволят увеличить пассажиропоток до 19 млн человек к 2030 году, в том числе с учетом развития круизного судоходства.
И действительно, сейчас идет активное строительство гидротехнических сооружений на Дону, Багаевском гидроузле, реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла на Волге, в районе Нижнего Новгорода. К 2026 году строительство гидротехнических сооружений должно быть завершено. Это позволит держать везде глубину 4 метра, что даст возможность проходить судам с полноценной осадкой практически везде, за исключением одного участка на Каме.
Вопросы развития речных перевозок в российских регионах сегодня активно обсуждаются на всех уровнях. Руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко и губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев обсудили проект создания портово–логистического хаба в регионе. Для создания хаба в Самарской области региональным правительством уже подобраны четыре площадки для портовых узлов.
«Самара имеет выгодное логистическое расположение. Президентом России поставлена задача: создать оптимальные возможности по перевозке грузов и пассажиров водным транспортом. Самара станет не менее интересной, чем города Золотого кольца, – фактически отсюда есть выход к морским бассейнам севера и юга страны. Здесь сегодня открыты все пути, Самара находится прямо в центре их пересечения», – сказал Андрей Тарасенко.
Необходимо отметить, что важным конкурентным преимуществом региона является река Волга, имеющая выход к семи морям через Волго–Донской и Беломорско–Балтийский судоходные каналы. Самарская область – единственный из всех регионов Приволжского федерального округа, где расположены три речных порта для судов класса «река – море». Для реализации проекта логистического хаба подобраны следующие площадки для создания портовых узлов: порт Тольятти, Самарский речной порт, Сызранский речной порт и участок на территории бывшего Октябрьского комбината строительных изделий. Использование инфраструктуры речных портов и логистических возможностей Самарской области позволит обеспечить максимальный объем перевалки грузов с наземного на водный транспорт.
Вячеслав Федорищев отметил: «Для Самары речные перевозки – один из традиционных, устоявшихся видов как в гражданском сегменте, так и в промышленном. Вместе с тем мы уже проанализировали существующую инфраструктуру, видим возможности для развития. Самарская область производит достаточно большое количество продукции. Нам важно, чтобы наши аграрии и промышленники были обеспечены надежной, современной, удобной и максимально экономически эффективной портовой инфраструктурой, имели возможность перевозить грузы и товары как по стране, так и за рубеж». Также он подчеркнул, что в регионе развитию пассажирских перевозок уделяется особое внимание. «Нам необходимо повышать их количество. У нас сейчас около миллиона человек в год передвигаются по реке. И это не предел», – сказал глава региона.
Кстати сказать, по итогам навигации 2024 года количество пассажиров скоростных судов на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» в Самарской области выросло на 12% по сравнению с прошлым годом. Благодаря судам типа «Валдай 45Р» в регионе по сути возродился скоростной флот. По информации судоходной компании «Волга–Трэвэл», за сезон речные поездки совершили 60 тыс. человек. В навигацию 2023 года СПК «Валдай 45Р» в Самарской области перевезли 53,5 тыс. человек. Суда «Валдай» в регионе выполняют рейсы от речного вокзала Самары до Ширяево и Винновки и обратно. На линиях работают четыре судна: «Илья Репин», «Валерий Грушин», «Дмитрий Шостакович» и «Эльдар Рязанов». В настоящее время ведется работа по обновлению речного пассажирского транспорта, в ближайшие годы планируется поступление новых судов.
В Северной столице также активно запускают новые пассажирские суда. И здесь в первую очередь решили обновлять скоростной флот. Сейчас на линиях Санкт–Петербурга работают типовые суда «Метеор» и небольшое количество «Комет». Говоря об успехах в строительстве пассажирских скоростных и экскурсионных судов, генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов особенно отмечает суда катамаранного типа. В сезонах 2023 и 2024 годов на регулярную пассажирскую линию вышли четыре скоростных катамарана проекта «Котлин» и первый экскурсионно–прогулочный катамаран проекта 04710 «Соммерс», строительство которых ведется на Средне–Невском судостроительном заводе в Санкт–Петербурге под наблюдением Российского морского регистра судоходства. Это новые, современные суда, которые серийно в истории России еще не выпускались. Создание серии пассажирских катамаранов стало возможным благодаря реализации государственной программы по обновлению пассажирского флота. Для справки: выход на серийность позволяет сократить срок строительства судна в 2,5–3 раза, стоимость строительства – на 10–20%, а также гарантирует спрос на российские материалы и судовое комплектующее оборудование. Данные суда строятся при поддержке Минпромторга России и по заказу Государственной транспортной лизинговой компании для судоходной компании «Нева Тревел».
Новое судно, которое носит название «Равелин», примет своих первых пассажиров в навигацию 2025 года после завершения необходимых работ по достройке, проведения ходовых испытаний и оформления необходимых разрешительных документов. Новые катамараны вмещают 150 человек, могут легко маневрировать в маленьких закрытых гаванях. Отличительной особенностью судов катамаранного типа является меньшая осадка, что позволяет ходить по мелким рекам и подходить к причалам меньшей глубины. При длине 32 метра катамаран способен на большую грузоподъемность, платформа позволяет решать в том числе задачи по перевозке не только пассажиров, но и грузов. Катамараны оснащены просторным панорамным салоном с удобными креслами, здесь работает бар с напитками и легкими закусками. Также в салоне установлены кондиционеры и качественная мультимедийная система. А изюминка проектов – большая открытая верхняя палуба, которая делает водное путешествие по Финскому заливу или вокруг фортов Кронштадта еще более красивым и захватывающим.
Также отмечается запрос на суда катамаранного типа и со стороны регионов. Подобные суда могут эксплуатироваться как на внутренних водных путях Российской Федерации, так и в прибрежных морских зонах, придя на замену «Кометам» и другим проектам скоростных судов.
Сегодня для развития пассажирских перевозок чрезвычайно важны вопросы проектирования и строительства новых судов. С учетом высокой строительной стоимости обновления флота для российских судовладельцев в большинстве случаев создание новых судов возможно лишь с применением мер господдержки. По мнению специалистов, меры государственной поддержки судостроения, программа лизинга и судовой утилизационный грант, предусмотренные постановлениями Правительства РФ, крайне важны. Но текущая ситуация не позволяет рассчитывать на существенный рост размера субсидий из федерального бюджета. Запланированных чуть более 3 млрд руб. субсидий явно недостаточно.
Артем Огиенко, начальник отдела стратегического планирования и управления департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, на панельной сессии в рамках II Всероссийского морского конгресса поделился планами Минпромторга по преодолению данной ситуации. Сейчас Минпромторгом ведется работа по актуализации отраслевого документа стратегического планирования в стратегии развития судостроительной промышленности. В ходе подготовки проекта документа при сопоставлении грузовой базы и базы по пассажирообороту выявлено, что в перспективе до 2035 года пассажирооборот может достигнуть двукратного увеличения. На сегодняшний день порядка 40 российских верфей имеют опыт строительства пассажирских судов различного назначения и различного водоизмещения. Построенные суда уже обеспечивают перевозки на многих маршрутах. Сейчас в постройке находятся 70 таких судов, в том числе это и крупные круизные лайнеры проекта PV300VD и три лайнера проекта 00840 «Карелия», уже эксплуатируются колесные теплоходы. Для Енисея на Средне–Невском судостроительном заводе строятся два теплохода. Была проведена работа по созданию современного скоростного пассажирского флота, обновлены проекты скоростных пассажирских судов типа «Валдай», «Метеор» и «Комета». В Минпромторге отмечают, что наиболее эффективными мерами господдержки, в ходе которых осуществляются замещение и обновление флота, являются программа лизинга и судовой утилизационный грант. В рамках программы активно развивается и строительство электротранспорта, основным заказчиком которого выступает Москва, где на маршрутах уже работают более 20 единиц электроходов. В Красноярске, Нижнем Новгороде и Перми сданы и начали работу крупные круизные электрокатамараны «Экоходъ–3».
Также Минпромторг планирует к 2030 году в рамках федерального проекта «Автономное судовождение» запустить безэкипажные суда и расширить за счет мер господдержки серийность таких судов, соответствующего оборудования и береговых систем. По поручению Президента России ГТЛК разработала новую программу льготного лизинга водного транспорта, которая предусматривает строительство более 320 пассажирских судов разного класса до 2035 года. Предварительный объем финансирования новой программы с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит более 200 млрд руб.
С 2018 года ГТЛК передала судоходным компаниям на условиях льготного лизинга 18 новых отечественных пассажирских судов, в том числе уникальный теплоход «Чайка–СПГ», работающий на сжиженном природном газе, и электроходы «Экобас».
Кроме того, с 2023 года ГТЛК реализует масштабный инвеcтпроект по поставке в лизинг гражданских водных судов с использованием средств ФНБ, разработанный совместно с Минтрансом и Минпромторгом России. Проект предполагает поставку в лизинг 260 судов, в том числе 73 пассажирских. Средневзвешенная ставка на всем сроке договора (как правило, 25 лет) на пассажирские суда составит всего 2,93%. Инвестпроект позволяет судоходным компаниям обновлять флот в условиях длительных сроков окупаемости судов, высокой капиталоемкости и недостатка финансовых ресурсов у перевозчиков.
По расчетам Минтранса России, к 2030 году речной транспорт будет перевозить 19 млн пассажиров ежегодно. По данным Росморречфлота, в 2023 году количество пассажиров, перевезенных по внутренним водным путям, выросло на 17,6% – до 10,7 млн человек. Соответственно, этот показатель, по прогнозу Минтранса, должен возрасти к 2030 году в 1,8 раза. С учетом ожидаемого роста пассажирских перевозок внутренним водным транспортом потребность в новом пассажирском флоте в 2024–2030 годах составит по базовому сценарию 426 судов с пассажировместимостью от 120 человек.
Подводя итоги, можно отметить, что все перечисленные меры государственной поддержки могут привести к увеличению объемов перевозок, улучшению качества предоставляемых услуг и повышению конкурентоспособности российской круизной индустрии на мировом рынке. Программы господдержки в совокупности с рядом мероприятий по улучшению инфраструктуры, в том числе рекреационной, действительно способны вновь вернуть популярность водного транспорта. Речной транспорт создает дополнительные связи, однако сейчас они плохо развиты, так как на практике расписание судов не интегрировано в транспортную инфраструктуру.
Неплохо обстоят дела в Москве. Здесь нет проблем с нехваткой судов. Но все современные электропричалы установлены, к сожалению, преимущественно в парках и осуществляют доставку пассажиров из парка в парк. Если целью проекта является использование речных электросудов в качестве регулярного транспорта, то устанавливать причалы целесообразно вблизи центров деловой активности: бизнес– и торговых центров, банков, крупных производственных предприятий, административных зданий, транспортных узлов…
Эксперты отмечают: в настоящее время водный транспорт в редких случаях является важной частью транспортной системы. В основном он выполняет развлекательную функцию, так как речные маршруты позволяют увидеть городские достопримечательности с ракурсов, недоступных при движении пешком. Разумеется, благодаря таким маршрутам повышается имидж города. Но возможности речного транспорта гораздо шире.
Ольга ОВСЯНКИНА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.