Модульные решения для объектов транспорта.
Учитывая территориальные масштабы страны, вопросы развития транспортной инфраструктуры играют особую роль в экономике России. Среди приоритетных задач на отраслевой повестке дня значатся строительство новых транспортных узлов и модернизация существующей инфраструктуры. Учитывая, что в транспортном строительстве до трети от общего объема капиталовложений идет на строительство зданий и сооружений, решением для ряда проектов может стать использование блочно–модульных конструкций. Рассмотрим, как они сегодня применяются в автодорожных проектах, сегменте железных дорог и строительстве аэропортовой инфраструктуры.
Конструктор для строителей
Суть технологии заключается в том, что модульные объемы собираются как конструктор (например, конструктор «лего») из набора элементов в промышленном формате. Преимуществом такого метода является производство в оптимальных заводских условиях, благодаря чему любые «мокрые» процессы минимизированы или отсутствуют полностью. Кроме того, если классический формат работ связан с постоянным подвозом материалов и рабочих в течение долгого времени, то в случае с быстровозводимыми зданиями понадобится куда меньше персонала, техники и времени – все работы можно проводить быстро даже в ограниченных условиях пятна застройки.
Другие плюсы – снижение общей трудоемкости и себестоимости работ, сокращение времени возведения зданий и более быстрые сроки окупаемости проекта, возможность разделения строительства здания и отдельных видов работ по независимым эксплуатационным блокам, снижение загрязнения окружающей среды в районе строительства. Инженерия в таких зданиях может работать в автономном режиме. В зависимости от требований заказчика модульные конструкции могут быть оборудованы системами контроля доступа, видеонаблюдением, системами обогрева и кондиционирования воздуха. Все это делает модульные технологии очень адаптивными, пригодными для использования по всей территории страны, в том числе в сложных природных ландшафтах. Особенно они удобны для освоения труднодоступных мест за пределами городов.
В настоящее время различными компаниями уже разработаны планировочные решения модулей, соответствующих их функциональному предназначению, а также конструктивные решения сооружений и рекомендации по их расположению. Их можно использовать при возведении объектов практически в любых сегментах строительства транспортной инфраструктуры.
Автодорожное строительство
Главная особенность автодорожного строительства заключается в его линейности, при которой строительные площадки растягиваются на десятки и сотни километров, сооружения рассредоточены по всей длине трассы, а специализированные строительные организации вынуждены непрерывно передвигаться или часто перебазироваться с одного места на другое, причем на большом удалении от производственных баз. Решением становится возведение блочно–модульных конструкций.
Инфраструктура на базе модульной системы может включать в себя целые поселки, куда входят помещения для работы и отдыха рабочих, столовая, банно–прачечный комплекс и ряд других модулей различного функционального назначения. Недавний пример: в Нижегородской области при строительстве скоростной автомагистрали М–12 «Восток» был возведен вахтовый модульный городок, в который вошли административно–бытовой корпус в два этажа, общежития в два этажа и одноэтажная столовая. Модули изготовлены в Санкт–Петербурге по технологии стеновых сэндвич–панелей с пенополиизоциануратным утеплителем, стойки и рамы – в Воронеже, кровля и входные группы – на Можайском заводе. Общая площадь изготовленных модульных конструкций для строительства восьми объектов составила 6 тыс. кв. м.
В составе самих транспортных сооружений также применяются модульные конструкции. К примеру, в прошлом году на автоподходах к Крымскому мосту были модернизированы пункты досмотра для повышения пропускной способности комплексов. В ходе проведения реконструкции действующих стационарных инспекционно–досмотровых комплексов установлены модульные конструкции, оснащенные всеми необходимыми техническими средствами досмотра. Это позволило ускорить прохождение досмотровых процедур для участников движения и повысить комфорт работы для сотрудников службы транспортной безопасности.
Железнодорожный транспорт
Принцип «лего» осваивают и железные дороги в части возведения модульных вокзалов и платформ. Так, в конце 2023 года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров докладывал Президенту России Владимиру Путину о планах РЖД установить на небольших железнодорожных станциях модульные вокзалы и платформы. Первый такой модульный вокзал появился в 2023 году на железнодорожной станции Шарташ в Екатеринбурге.
По словам экспертов, серийный модульный проект вокзалов разработан специально для пригородных станций с учетом их специфики. Капсульный автономный вокзал не требует капитального фундамента и разрешения на строительство, монтируется на месте за четыре дня. Размеры конструкции составляют 8,8 м – 21,5 м – 3,2 м.
Вокзал состоит из нескольких модулей, оборудован залом ожидания на 36 сидячих мест, кабиной для двух кассиров, вакуумным туалетом, санузлом с вакуумной системой подачи воды и слива канализации. При этом зал ожидания оборудован системами вентиляции и кондиционирования, оснащен USB и обычными розетками для зарядки техники. Срок производства такого модуля составляет 12–15 дней. Минимальная возможная площадь вокзала – 13 кв. м, это площадь одного модуля размером 6,2 м – 2,4 м – 2,8 м, но при желании площадь вокзала может быть увеличена путем добавления дополнительных модулей. Срок эксплуатации достигает 50 лет.
Всего в 2024 году будут установлены 15 подобных модульных вокзалов, включая остановочные пункты городов Золотого кольца России. Планируется, что к 2030 году их число вырастет до 400. Это перспективная технология еще и потому, что сейчас в России реализуется целый ряд программ, направленных на развитие внутреннего туризма, в том числе в рамках реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Аэропортовая инфраструктура
Огромный потенциал по применению модульных конструкций имеют объекты гражданской авиации, инфраструктура которых подразумевает целый комплекс строений различного функционала и назначения. Из модульных конструкций могут возводиться командно–диспетчерские пункты, локаторы, аэровокзалы с залами ожидания и техническими службами, а также контрольно–пропускные пункты, склады, ангары, гаражи, ремонтные мастерские и др. Особенно актуален такой «лего–подход» для регионов Дальнего Востока, Сибири и Арктической зоны, где авиация является единственным доступным видом транспорта, а воздушные перевозки и, следовательно, строительство аэропортовой инфраструктуры остаются первостепенной задачей государства.
Преимущества модульных решений для объектов гражданской авиации все те же: скорость возведения, адаптация комплексов к климату, геологическим условиям, эксплуатационным особенностям, ремонтопригодность сборочных единиц и мобильность построек, облегченные типы фундаментов или их полное отсутствие на грунтах с высоким расчетным сопротивлением, пристройка, перепланировка, изменение целевого назначения здания и увеличение этажности без специального разрешения. Впрочем, соблюдаются дополнительные условия: в проекты закладываются элементы с цельносварным каркасом, обеспечивается кратный запас надежности и несущей способности.
В России существует широкий опыт реализации проектов аэродромной инфраструктуры, когда быстровозводимые здания из сэндвич–панелей используются для всех или некоторых ее элементов. Например, модульными комплексами оснащены аэропорты и вертолетные площадки: Шереметьево, Внуково, Рощино, Остафьево, Соловецкие острова, Кемерово, Иркутск–2, Петропавловск–Камчатский, Усть–Кут, Нарьян–Мар и многие другие. Применяются модульные технологии как в крупных аэропортах, так и на мелких аэродромах и вертодромах. Существует опыт использования мобильных диспетчерских пунктов для обеспечения взлета/посадки вертолетов на специально подготовленные площадки во время проведения разовых мероприятий. Например, в Спасском районе Татарстана во время празднования принятия ислама в Болгарах передвижные командно–диспетчерские пункты принимали более 20 вертолетов на площадке возле вновь сооруженного исторического городка в 3 км от древней мечети на берегу Волги.
Для Севера и не только
Приведем ряд других примеров. Пожалуй, самая яркая иллюстрация – практика Ямало–Ненецкого автономного округа, где возведение модульных конструкций аэропортовой инфраструктуры является оптимальным вследствие погодно–климатических особенностей региона. Так, в 2020 году в селе Сеяха Ямальского района построено здание аэровокзала из сэндвич–панелей, которые были разработаны с учетом суровых условий Крайнего Севера. Внутри для пассажиров созданы комфортные условия: теплый зал ожидания, санузел, отдельные кабинеты для сотрудников аэровокзала. Особенность местности в том, что здесь часто происходит обрушение грунта, земля проседает. Когда это случается, такой модульный вокзал просто разбирается, перевозится и устанавливается на любом другом месте.
В 2021 году в ЯНАО завершено строительство аэровокзала в аэропорту Утренний. Проектирование полнокомплектного здания на основе стального каркаса длилось два месяца, поставка конструкций заняла 5 недель. В итоге площадь строения составила 6,4 тыс. кв. м, масса металла – 700 тонн. В 2022–2023 годах новые модульные здания аэровокзалов появились в нескольких населенных пунктах Шурышкарского района ЯНАО – Питляре, Горках, Овгорте, Шурышкарах. Они заменили старые деревянные. Кроме того, модульные здания аэровокзалов на вертолетных площадках были возведены в восьми малых населенных пунктах ЯНАО – селах Антипаюта, Гыда, Овгорт, Ныда, Кутопьюган, Горки, Питляр и Новый Порт. Площадь каждого аэровокзала – 70 кв. м. Внутри размещаются авиакасса, зал ожидания на 24 кресла, камера хранения и санузел. Для удобства маломобильных пассажиров здания оборудованы пандусами и поручнями.
Есть примеры других регионов. Так, в 2023 году в Омском аэропорту началось строительство нового модульного корпуса, так как старый просто не справлялся с возрастающим пассажиропотоком. Пропускная способность была ограничена площадью стерильной зоны на втором этаже. Новый вспомогательный модуль для пассажиров расширяет эту зону ожидания выхода на посадку на внутренних воздушных линиях. Площадь быстровозводимого сооружения порядка 3 тыс. кв. м.
Здесь располагаются пять выходов на посадку, что позволяет увеличить пропускную способность терминала В на 400–500 человек в час и обслуживать ежедневно до 4 дополнительных региональных рейсов в пиковые часы. Ориентировочная стоимость возведения модуля с подведением инженерных сетей составляет порядка 320 млн руб. Добавим, что этот модуль не отменит планов по строительству современного аэропорта Омск–Федоровка, который включен в пятилетний план строительства новых аэропортов Минтранса России.
В том же 2023 году в аэропорту Барнаула возведен контрольно–пропускной пункт из модульных конструкций – это стало инновационным решением для организации входной точки на территорию аэропорта. Конструкции обеспечивают эффективное использование пространства, позволяют быстро собрать и установить КПП. Их применение существенно сокращает сроки строительства. Проект отличается высоким уровнем функциональности, где учитывается не только безопасность, но и комфорт для персонала и посетителей.
Опыт Красноярья
Интересный опыт есть у ФКП «Аэропорты Красноярья». Напомним: в его состав входят 12 аэропортов, которые расположены в районах Крайнего Севера и Арктики. Задача предприятия – наземное и аэропортовое обслуживание воздушных судов, восстановление инфраструктуры аэропортов для оказания качественных и безопасных услуг по обслуживанию пассажиров. Суровые климатические условия, удаленность от основных авиатранспортных потоков, низкие объемы авиаперевозок и доходов являются объективными факторами убыточной деятельности казенных предприятий. Работа осложняется тем, что доставка любых материалов и товарно–материальных ценностей на северные территории очень дорогая из–за необходимости осуществлять до шести перевалок на протяжении маршрута.
Финансирование деятельности ФКП «Аэропорты Красноярья» не попало ни в ФЦП, ни в КПМИ. Денег на такой объем работ недостаточно. Учитывая отсутствие достаточного количества подрядных организаций, было решено использовать типовые блок–модульные конструкции в аэропортах с пассажиропотоком до 100 человек в час, рассказала генеральный директор ФКУ «Аэропорты Красноярья» Юлия Логачева. По ее мнению, это оптимальное решение для отдаленных территорий с коротким строительно–монтажным сезоном, непродолжительной и дорогостоящей навигацией. Преимущества их над объектами капитального строительства – сравнительно низкая стоимость, отсутствие длительных процедур по разработке и утверждению проектной документации, сжатые сроки возведения, мобильность, всесезонность монтажа. Притом срок службы таких сооружений составляет 20–50 лет.
На сегодняшний день предприятием введены в эксплуатацию для быстрого восстановления наземной инфраструктуры арктических аэропортов 56 двухконтурных заданий из блок–модулей, смонтированы взамен аварийных пять модульных аэровокзалов. Так, один их них возведен в 2021 году в аэропорту Хатанга. В модульном здании расположились зал ожидания, туалет, стойки для регистрации, лента выдачи багажа, помещения для пассажиров с детьми, полиции, хранения оружия и санитарные комнаты, все службы аэропорта. В феврале 2024 года в городе Енисейск отрылся современный аэровокзал площадью 500 кв. м из блок–модулей. Старое здание аэровокзала располагалось в приспособленном здании 1953 года постройки. Новый аэровокзал позволил не только увеличить пропускную способность до 100 человек в час, но и повысил комфорт и безопасность пассажиров. К услугам персонала и пассажиров –
просторные помещения, комната матери и ребенка, удобные кресла, современная пропускная система и камеры хранения.
Кроме объективных преимуществ подобных модульных конструкций, есть и ряд экономических. Так, подобные аэровокзалы представляют собой объекты движимого имущества, что позволяет без разрешения на строительство и прохождения долгосрочной процедуры Главгосэкспертизы их устанавливать собственными силами. Конечно, есть специфика: не допускается закладывать бетонные основания, класть кафель, все анкерные группы соединений должны быть на болтах и т. д., но это преодолимые условия на фоне общей экономии. В целом усилия оператора (и в том числе выбора современных технологий строительства) позволили восстановить основную инфраструктуру и возобновить полеты, а также перевести ряд заброшенных объектов из статуса посадочных площадок в статус аэропортов. Все это привело к тому, что доходы предприятия с 2020 по 2024 год увеличились на 33%, пассажиропоток вырос на 50%, число самолетовылетов – на 20%.
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»
На снимке: блок–модульный аэровокзал в аэропорту Диксон
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.