Ими становятся комплексные зоны дорожного сервиса
Когда сеть магистральных дорог в стране только создавалась, незамысловатые объекты сервиса на оживленных участках располагались довольно часто. Поэтому примыканий к основной трассе было много. Все эти многочисленные съезды и переходно–скоростные полосы гасили скорость и влияли на безопасность движения. Стало очевидно, что гораздо рациональнее и удобнее собрать для пользователей все услуги на одной территории под названием МФЗ (многофункциональная зона придорожного сервиса). Благодаря этому сокращается количество примыканий, что влияет на скорость прохождения транспортных потоков. Количество ДТП при этом идет на убыль.
Вопросы обеспечения комфорта и безопасности участников дорожного движения, улучшения экологической обстановки на придорожной территории являются приоритетными для Росавтодора. В настоящее время вдоль федеральных трасс, подведомственных агентству, размещено более 12 тыс. ОДС. В их число входит 101 МФЗ, где оказывается большой набор дополнительных услуг, а также 1808 небольших многофункциональных зон (два и более ОДС, расположенных в пределах одной локации).
Два года назад Росавтодором утверждена генеральная схема развития площадок отдыха в МФЗ, предусматривающая размещение более 20 объектов до 2025 года и не менее 123 МФЗ – к 2030 году, отметил начальник Управления земельно–имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский. В настоящее время подведомственными ФКУ разработаны и подписаны дорожные карты по созданию МФЗ на федеральной дорожной сети. Кроме того, проводится актуализация генеральной схемы, добавляются перспективные локации. Сейчас участниками межведомственных рабочих групп активно выверяется каждая локация. В частности, изучается обеспеченность земельными участками, близость инженерных коммуникаций, возможность инвесторов осуществлять строительство объектов с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Все это будет способствовать комплексному развитию дорожной сети и повышению уровня комфорта для автомобилистов. В числе ключевых принципов подобной работы – нацеленность на обеспечение услугами на всей протяженности сети автодорог, предоставление их на одной площадке, многофункциональность и комплексное обслуживание, возможная вариативность к требованиям по составу МФЗ в зависимости от особенностей того или иного региона, а также контроль сроков реализации и архитектурно–стилистических решений при создании ОДС. Работа по синхронизации ввода новых участков трасс и создания новых МФЗ ведется Росавтодором в рамках пятилетнего плана дорожного строительства.
Новые МФЗ в базовом формате появляются на наиболее популярных маршрутах. Так, с вводом второго этапа строительства обхода Волгограда, запланированного до конца текущего года, специалисты рассчитывают синхронизировать открытие трех объектов дорожного сервиса. Еще одна МФЗ должна появиться на 89–м км трассы А–290 в Краснодарском крае в рамках реконструкции участка с 72–го по 100–й км. Ввод этого отрезка также запланирован на этот год и направлен на создание единого скоростного транспортного коридора, связывающего федеральную трассу М–4 «Дон» с полуостровом Крым, минуя крупные населенные пункты. При этом строительство МФЗ пройдет в три этапа, и первый из них предусматривает устройство АЗС, которая будет открыта вместе с новой дорогой.
В рамках проведения работ по строительству нового направления автодороги А–289 Краснодар – Славянск–на–Кубани – Темрюк – трасса А–290 Новороссийск – Керчь (I и II этапы) предусмотрено строительство семи площадок отдыха с перспективой развития на их базе МФЗ. В частности, новые объекты дорожного сервиса должны появиться на 59–м км новой трассы в районе хутора Прикубанский, на 80–м км вблизи станицы Анастасиевская и на 117–м км рядом со строящимся мостом через р. Кубань. Ввод новых ОДС будет синхронизирован с открытием нового направления трассы А–289, намеченным на декабрь этого года.
Комплексными объектами дорожного сервиса планируется обеспечить наиболее перспективные туристические маршруты, среди них Золотое кольцо, Серебряное ожерелье, Государева дорога, Великий Волжский путь, Чуйский тракт и другие. Большое внимание уделят обустройству трассы Р–132 «Золотое кольцо», которая связывает между собой все города популярного туристического маршрута. Здесь объекты разместят в непосредственной близости к городам Калязин, Кашин, Старица. Рассматривается и вопрос формирования МФЗ на базе АЗС на обходе Суздаля. Так, в рамках капитального ремонта рядом с существующей АЗС был выделен земельный участок площадью более 1,5 га, на котором планируется построить мотель и пункты питания.
Крупная МФЗ предусмотрена и на 456–м км трассы М–7 «Волга» (участок реконструкции км 450–459). Запланированный срок ввода объекта – 2025 год. Кроме того, определены шесть перспективных площадок для размещения МФЗ в рамках реализации строительства южного обхода Саратова и обхода Пугачева в Саратовской области. Еще шесть площадок под МФЗ на территории Омской и Новосибирской областей в настоящее время рассматриваются дополнительно.
Опрос профессиональных водителей и владельцев бизнеса показал: для них важно, чтобы МФЗ прежде всего включали АЗС, точки горячего комплексного питания. Есть большой спрос на душевые; охраняемые стоянки востребованы даже на платных дорогах – таково требование страховых компаний. В этом же ряду – супермаркеты, автоматические прачечные, мойки машин. 37% пользователей хотят видеть в составе МФЗ станции технического обслуживания. Пожелание этой категории пользователей такое, чтобы все эти услуги входили в пакет обслуживания профессионального водителя на дороге.
Понятное дело, спектр услуг на разных участках автодорог различного значения может варьироваться. Все зависит от того, кто по тому или иному маршруту преимущественно ездит: дальнобойщики со скоропортящимися грузами или владельцы личных авто со своими семьями. То есть интересы разных категорий пользователей в создаваемых МФЗ придорожного сервиса должны быть учтены.
Современная МФЗ – это фактически территория–трансформер, которую можно развивать в зависимости от инвестиционного спроса. На магистральных трассах специалисты стремятся применять типовые решения, чтобы у МФЗ был единый стандарт и пользователь мог быстро сориентироваться и получить необходимую услугу. Предполагается, что транспортные потоки в таких многофункциональных зонах сервиса разделены, чтобы легковые автомобили не пересекались с грузовыми и был отдельный путь маневрирования для междугородных автобусов.
Но МФЗ – это не только сервисы для пользователей, но и новые возможности для регионов. Специалисты предлагают на базе таких зон создавать транспортно–пересадочные узлы с локальными автобусными маршрутами, инфраструктурой, через которую можно организовать интересные экскурсии к региональным достопримечательностям, продажу местных товаров. Но не только это. Жителям ближайших населенных пунктов дорога дает новые рабочие места, возможность оперативно реализовывать свой товар, посещать места отдыха и лечения. Таким образом, МФЗ станут точками притяжения, где можно будет ознакомиться с туристическим потенциалом региона и попробовать национальные продукты.
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.