Более века длится соперничество самолетов и птиц на воздушных трассах.
Крылатые «снаряды»
Кому–то такое противостояние может показаться несерьезным. Разве может небольшая птаха составить конкуренцию могучей машине, затянутой в алюминий и пластик, вооруженной моторами в тысячи лошадиных сил? Оказывается, может. Столкновение с трехкилограммовой чайкой во время взлета грозит лайнеру ударом почти в восемь тонн. Именно эти птицы наряду с голубями – самые опасные пернатые «террористы». Когда в 1994 году в лондонском аэропорту Хитроу упал пассажирский самолет «Боинг–747» и погибли 350 человек, причиной стала именно стая голубей. Та трагедия до сих пор считается крупнейшей в истории авиации…
«Птица весом меньше двух килограммов, попадая в самолет на скорости около 700 км/час, способна принести больший ущерб его конструкции, чем артиллерийский снаряд, – объясняет генерал–майор авиации, кандидат технических наук, профессор Александр Барсуков. – Она пробивает стекла, фонари, кабину. Но хуже, если попадает в воздухозаборник. Это приводит к отказу двигателя».
К сожалению, покоряя небо, человек вторгся в область обитания пернатых со своими законами. Делить небо птицам, обычным и железным, оказалось сложной задачей. Последствия не заставили себя долго ждать...
По мнению заслуженного пилота СССР, бывшего замминистра гражданской авиации Олега Смирнова, столкновение летящего самолета с птицами – серьезная проблема для мировой авиации. И хотя конструкторы воздушных судов предусматривают меры защиты двигателей от залетов птиц, а аэропорты отпугивают пернатых от мест приземлений и взлетов, этих мер недостаточно. «Большинство столкновений заканчивается тем, что при входе в двигатели застревают останки птиц. Или гнутся лопатки турбин. Серьезные отказы – редкость, к сожалению, они порой бывают с тяжелыми последствиями. Когда двигатель разрушается от удара большой птицы, лопатки вылетают, пробивают путепроводы, возникает пожар и так далее», – рассказал он.
Известный телеведущий Николай Дроздов как–то отметил, что генетическая память у птиц вырабатывается столетиями: «Самолеты не притягивают птиц. Они просто гнездятся там, где им кажется спокойнее. Очень важно вовремя их оттуда убрать – это целая система отпугивания, даже перемещения гнездовий, это большая работа, которая должна проводиться», – отметил телеведущий.
В этой связи интересен рассказ Героя России, заслуженного летчика–испытателя Анатолия Квочура: «В 1961 году над одним южным озером, рядом с военным аэродромом, где я тогда служил, был зафиксирован непревзойденный рекорд. На протяжении 80 км единой шуршащей крыльями массой летели сотни тысяч перелетных птиц разных видов. Небо над водоемами, на которых при перелете отдыхают птицы, самое опасное. В нашей стране большинство птиц – перелетные, которые весной и осенью вдоль и поперек пересекают небо страны, и потому приходится быть начеку. Удар летящего со скоростью «жигуленка» 10–килограммового гуся подобен тарану, а «ловля» в воздухе воробья обычно обнаруживается техниками только на земле. Но даже воробьиная тушка способна деформировать стальные лопатки турбины двигателя. Поэтому будущих летчиков учат внимательно относиться к птичкам: в авиационных вузах читается специальный курс лекций по орнитологии. А во «взрослой» жизни пилоты «обложены» инструкциями, регламентирующими все аспекты организации летной работы и безопасности полетов. В том числе и защиты от «пернатой» угрозы – в небе мелочей нет».
В зоне риска из–за чаек и аэродромы, расположенные у морского побережья. 3 мая 2018 года у берегов Сирии после взлета с аэродрома Хмеймим потерпел крушение многоцелевой истребитель Су–30СМ. Отключение двигателей произошло на 40–й секунде полета на высоте около 200 м. Затем истребитель начал вращаться и резко терять высоту. Самолет упал в море. Оба летчика погибли. Согласно официальной версии военного ведомства, причиной катастрофы стало попадание птицы в двигатель. Стоит обратить внимание на тот факт, что вдоль средиземноморского побережья Сирии, Ливана и Израиля наблюдается массовая миграция птиц, причем среди них очень много крупных особей – аистов, журавлей, хищных птиц. Здесь же обитают пеликаны. Весной и осенью в небесах над этими местами пролетает около миллиарда перелетных птиц.
Птицы: агрессоры или жертвы
Считается, что первая катастрофа, случившаяся по вине птицы, произошла в 1912 году в Калифорнии. Управлял самолетом пионер американской авиации Кэл Роджерс. Он установил несколько рекордов и постоянно побеждал на соревнованиях. Один из его полетов кончился трагически: чайка ударилась в самолет и перерубила управление рулями. Крылатая тихоходная «этажерка» упала в океан. Пилот погиб.
Количество столкновений самолетов с птицами, главным образом крупными водоплавающими – гусями и утками, резко возросло в годы Великой
Отечественной войны – сказалась интенсивность полетов. Произошло несколько катастроф и повреждений боевых машин.
Однако в отечественных ВВС не вели учета количества столкновений с пернатыми, поэтому говорить о точных цифрах не приходится. А вот наши союзники кропотливо считали каждый инцидент – с 1942 по 1946 год в американские самолеты попали 473 птицы с последствиями различной тяжести. Это позволило собрать некую статистику по вероятности встречи с пернатыми, а также выявить факторы, влияющие на столкновения.
В отечественной авиации даже в послевоенное время особого внимания на птиц в небе не обращали. Выводы не были сделаны даже после того, как в 1946 году Ил–2 на бреющем полете над озером Чаны в Новосибирской области столкнулся с взлетающим лебедем массой в несколько килограммов. В итоге машина врезалась в воду и затонула.
Вот что вспоминал прославленный фронтовой летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб: «Было это в 1949 году. Я приготовился приземлиться. И вдруг по самолету как будто из танковой пушки ударили. Не помню, каким чудом я сел – механик машину мою не узнал». Оказалось, в самолет ударилась утка. Расчет позволяет представить силу удара. При весе утки в два килограмма удар на скорости истребителя, близкой к тысяче километров в час, равнялся почти пятидесяти тоннам. «У меня даже на войне не было более страшного случая», – отметил знаменитый ас.
В книге «Испытано в небе» летчик Марк Галлай рассказывает о собственной встрече в небе с грачом, который на высоте 200 м
пробил фонарь кабины и нокаутировал пилота. Только неимоверная удача – Галлай на время потерял сознание – и мастерство пилота позволили избежать трагедии. Впоследствии он писал: «Судите сами: беспредельное воздушное пространство, и в нем небольшая птица. Так надо же было уткнуться в нее прямо лобовым стеклом кабины! До этого мне казалось, что столкнуться с летящей птицей столь же маловероятно, как, например, угодить под метеорит, падающий на Землю из космического пространства».
В начале 1960–х, с развитием реактивной авиации, частота столкновений резко возросла. Во–первых, теперь птице стало гораздо тяжелее уклониться от несущейся на скорости около 800–1000 км/час машины. Во–вторых, даже легкий голубь, попавший в воздухозаборник реактивного двигателя, который его просто засасывал, мог наделать там много бед – разрушались бешено вращающиеся лопатки турбин, возникал пожар, и самолет нередко падал. В–третьих, возросшая скорость самолетов усугубила последствия ударов птиц о фюзеляж – теперь они проламывали обшивку, разрушали конструкции и вызывали разгерметизацию.
Вечером 10 декабря 1969 года самолет Ил–14П летел из Тбилиси в Махачкалу. На борту были 12 пассажиров и пять членов экипажа. Почти сразу после взлета земля потеряла связь с самолетом. Полет продолжался всего четыре минуты.
Обнаружили обломки судна на следующий день в Каспийском море, в восьми километрах от берега. Все 17 находившихся на борту человек погибли. На высоте около 400 м в турбину самолета попали птицы, пилоты потеряли управление – и самолет упал в море.
1 апреля 1977 года полковник ВВС Николай Григорук и майор Геннадий Торбов на МиГ–15 взлетели с бетонки аэродрома Фалькенберг (ГДР) для разведки погоды. Спустя несколько минут на высоте 120 м горлица пробила фонарь кабины и выбила правый глаз Григорука. Фонарь кабины изнутри был залит кровью и заполнен перьями. Только героические усилия пилота позволили вернуть самолет на аэродром и благополучно посадить. Николай Григорук за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, был удостоен ордена Красного Знамени.
Примечательна его биография. Курсантом авиационного училища он сломал руку. Хотели списать из ВВС. Добился возвращения в строй. История с птицей тоже стоила дорого: госпиталь, череда операций... Вернулся в полк. Прошел Афганистан. Факты, говорящие сами за себя.
Отважный летчик погиб в октябре 2000 года. Тогда близ Батуми разбился Ил–18, на котором летели служившие в Закавказье российские военнослужащие и члены их семей. Погибли 86 человек, среди них – бывший начальник ЦКП ВВС генерал–майор авиации Николай Григорук. В свой последний полет он отправился пассажиром.
«Чудо на Гудзоне». И не только
Об одной из таких встреч с пернатыми в Голливуде сняли блокбастер «Чудо на Гудзоне». 15 января 2009 года американский пилот Чесли Салленбергер выполнял рейс по маршруту Нью–Йорк – Сиэтл. На борт аэробуса А–320т поднялись 150 пассажиров, стюардессы.
Вскоре после взлета случилось ЧП – на пути лайнера оказалась целая стая гусей. Уклониться от них самолет не мог. Птицы попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Ситуация была почти безнадежной, ведь А–320 успел подняться только на 975 м,
а внизу простирался мегаполис. Пилот понял, что до аэропорта не добраться – в воздухе оставалось находиться считаные секунды. Развернув лайнер, повел его над рекой Гудзон. Принял решение сажать самолет на воду. Когда аэробус коснулся поверхности воды, со стороны показалось, что он разрушился или ушел на дно. Но он остался на поверхности. Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это еще не было спасением – машина не могла долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в холодную воду было нельзя – «купание» в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения. Спасли пассажиров полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди. В результате ЧП лишь пятеро пассажиров были тяжело травмированы при посадке. Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать ее «чудом на Гудзоне». Расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.
После той аварийной посадки за семь лет было уничтожено 70 тыс. птиц, которые гнездились вблизи двух аэропортов Нью–Йорка.
В отечественной авиационной истории также были случаи приводнения самолетов. Так, 30 апреля 1953 года Ил–12 компании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Москва – Казань – Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 21:37, когда лайнер, готовясь к посадке в Казани, пролетал над Волгой, произошел очень сильный удар. Члены экипажа вспоминали, что у них потемнело в глазах. В обоих двигателях упала мощность, а из выхлопных патрубков появилось пламя. Командир корабля принял решение совершить аварийное приводнение. Ил–12 приводнился в районе Казанского речного порта, после чего машину стала стремительно заполнять речная вода. При посадке груз в передней части салона сместился и заблокировал дверь в кабину пилотов, но усилиями пассажиров дверь была освобождена. К сожалению, эвакуацию не удалось осуществить вовремя. Экипаж сообщил пассажирам, что самолет приводнился на мелководье, из–за чего многие озаботились тем, чтобы забрать личные вещи. На деле же глубина реки в этом месте достигала 20 м. В результате люди, надевшие верхнюю одежду, оказались в воде и стали тонуть. Местные жители на лодках успели вытащить всех, кроме одного пассажира, который утонул из–за намокшего пальто.
Комиссия по расследованию установила, что причиной ЧП стало столкновение самолета со стаей уток.
До финала далеко
Особенно опасны птицы для крылатой машины на этапах разбега, отрыва и набора высоты, а также захода на посадку, касания и пробега, то есть непосредственно в зоне аэродромов. Заслуженный летчик–испытатель, Герой России Магомед Толбоев отмечает, что при отказе одного двигателя, если лайнер набрал скорость, еще можно долететь до аэропорта. Но когда это происходит в момент взлета, а чайки попадают в оба двигателя, времени на размышления у экипажа меньше. «Чайки, – говорит летчик, – очень смелые. Это не те птицы, которых можно отпугнуть, заставить уйти с курса».
В биографии летчика был случай, едва не стоивший ему жизни. «В 1974–м я, тогда капитан советских ВВС, служил в 5–й воздушной армии. Наш полк дислоцировался на аэродроме в Николаевской области. Когда птица попала в двигатель моего Су–7Б, попытался посадить машину, но не рассчитал, что последствия от столкновения так серьезно повредят самолет. Практически потерял управление, посадка на картофельное поле была жесткой. Сломал ногу, «заработал» пару грыж в позвоночнике. С тех пор к птичкам отношусь с уважением: это серьезное оружие», – рассказал он.
Толбоев вспоминает, что одним из надежных средств защиты от птичьей угрозы в годы его пилотской молодости было обыкновенное пугало. Страшила в старом хэбэ отпугивал порхающую мелочь не хуже нынешней электроники: «Помню, молодые летчики нашего авиаполка, проходя у «взлетки» мимо пугала, даже шутливо отдавали ему честь».
На взлете столкнулся со стаей серебристых чаек аэробус А–312, следовавший по маршруту Москва – Симферополь, на борту которого находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Это произошло 15 августа 2009 года неподалеку от аэропорта Жуковский. После того, как оба двигателя вышли из строя, командир судна Дамир Юсупов принял решение сажать самолет «на брюхо» на близлежащее кукурузное поле. Посадка с выключенными двигателями и убранными шасси прошла успешно, никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. Магомед Толбоев высоко оценил мастерство Юсупова, «красиво и четко» посадившего лайнер: «Главное – не растерялись. Молодцы! Приятно знать, что у нас есть такие воспитанные в профессиональном плане летчики!»
Пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину присвоено звание Героев России, а пять бортпроводников получили орден Мужества.
Возможно, именно кукурузное поле, которое так вовремя оказалось на пути лайнера «Уральских авиалиний», могло быть одним из источников проблемы, ведь это кормовая база для птиц. Вечером того же дня Росприроднадзор сообщил, что в 2 км от Жуковского есть несанкционированная свалка. «По авиационным правилам нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе, чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту, по ее данным, в 15–км зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках.
Если ЧП в Подмосковье закончилось благополучно, то крушение истребителя Су–34 в Ейске 17 октября 2022 года привело к многочисленным жертвам. В самолет врезалась целая стая птиц, где каждая птаха – почти артиллерийский снаряд. Сначала перестал работать левый двигатель. Правый «умирал» чуть медленнее, позволив самолету еще некоторое время сохранять слабую устойчивость и управляемость. Экипаж пытался увести самолет от жилых домов, но это им сделать не удалось: от падения машины загорелась девятиэтажка на улице Коммунистической, что в самом сердце 83–тысячного Ейска. Погибли 15 человек, в том число трое детей. Ранения и травмы получили более 20 горожан. Летчики успели катапультироваться.
Благодаря работе авиаконструкторов и наземных служб катастрофы от столкновения самолетов с их пернатыми «коллегами» довольно редки. Но это не значит, что проблема теряет свою остроту, ведь авиационные перевозки имеют стандартный ежегодный 5–процентный рост. Численность птиц, обитающих в городской черте, в том числе на территориях аэропортовых комплексов, возрастает в таком же темпе. Так что противостоянию птиц, обычных и железных, далеко до своего финала.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.