Адаптация к новым условиям работы после введения санкций на воздушном транспорте произошла.
Сейчас рынок авиаперевозок в России развивается прежде всего во внутреннем сообщении, спрос на перелеты растет, россияне активно путешествуют. Что касается международных маршрутов, то на смену выбывшим пришли новые. В настоящее время полеты из российских аэропортов осуществляются в 37 государств. И вопрос неавиационных доходов в деятельности аэропортов, который в период пандемии и начала санкций ушел на второй план, вновь становится актуальным.
Услуги традиционные и не совсем
Аэропорты, как и любые компании, в условиях рынка зарабатывают на своих основных услугах (авиационных) и дополнительных (неавиационных) Причем доля вторых в балансе ведущих мировых аэропортов составляет 20–40%. У наших она значительно меньше – 6–7%, но тоже есть.
К общепринятым неавиационным услугам и доходам от них относят аренду площадей в аэропорту, комиссию за продажу продуктов питания и напитков (в ресторанах, кафе), паркинг, прокат машин. В последнее время стремительно развивающиеся цифровые сервисы также относят к дополнительным услугам.
Для того, чтобы развивались неавиационные услуги, в них должен быть заинтересован пассажир. Для пассажира аэропорт представляет тот обязательный элемент процесса при перемещении, точнее перелете из пункта А в пункт Б. Требования у пассажира в аэропорту на первый взгляд достаточно простые – добраться до него в положенное время, пройти необходимые процедуры (досмотровые, проверочные), зарегистрироваться, при необходимости сдать багаж, найти выход к своему самолету и все.
В реальности от выхода из дома до посадки в кресло самолета могут возникнуть различные ситуации, а иногда и проблемы. Это касается даже продвинутых московских аэропортов.
Приезжать в аэропорт приходится заранее, закладывая время на пробки, если вы добираетесь на машине. Если на такси – проще, вышли из машины и вперед. На своей или взятой в каршеринг – надо определиться со стоянкой, а это время и деньги. Кстати, о каршеринге. Форумы заинтересованных граждан кипят от возмущения – каршеринговых машин на стоянках около аэропортов полно, но они якобы на брони. Бронируют сами таксисты через левые аккаунты, отъезжают на небольшое расстояние и через 15–20 минут машина возвращается на место, чтобы еще раз забронироваться. Если в недавние времена бомбилы около аэропортов боролись с легальными таксистами физическими методами, то теперь с помощью высоких технологий.
Прогресс…
До аэропортов МАУ можно добраться на аэроэкспрессах, благо теперь, отъезжая от вокзалов, они делают промежуточные остановки. На маршрутах действуют скидки для пенсионеров, для семей с детьми. Но в ночные часы аэроэкспрессы не ходят. Так что чаще всего в аэропорт приходится приезжать заранее. А ведь есть еще и транзитные пассажиры, которые должны ожидать в аэропорту следующего рейса не один час. В этих случаях требования к аэропортам как месту пребывания пассажиров растут.
Такие опции, как залы ожидания, климат–контроль, обеспечение безопасности и возможности получения информации, зарядка гаджетов и беспроблемный wi–fi, являются уже базовыми. Также во всех аэропортах есть комнаты матери и ребенка, оборудованные всем необходимым для кормления и отдыха с детьми. Предварительно дети проходят краткий медосмотр в медпункте аэропорта. Медпункты работают во всех аэропортах круглосуточно.
Помимо комнат матери и ребенка есть хорошо оборудованные игровые залы для детей, где они могут быть в сопровождении взрослого. А в Домодедово, например, с детьми занимается опытный педагог–аниматор.
Что касается культовых объектов, то такие есть в Шереметьево и в Домодедово (для православных и мусульман).
К платным услугам относятся такие востребованные и хорошо себя зарекомендовавшие, как упаковка багажа, камеры хранения и услуги носильщика.
В аэропортах МАУ есть душевые, что особенно привлекательно для транзитных пассажиров при долгом ожидании. Причем они доступны для всех категорий пассажиров, в отличие, например, от Пулково и Кольцово, где ими могут воспользоваться только пассажиры бизнес–класса.
Капсульные отели в ведущих российских аэропортах не только повышают уровень комфорта для пассажиров, но и позволяют зарабатывать аэропорту на неавиационных услугах.
В Домодедово предоставляется услуга Fast Track. Это сопровождение пассажира представителем аэропорта с прохождением предполетного досмотра по специально выделенному коридору. Представитель аэропорта встретит пассажира у стойки информации, проводит до специально выделенного коридора Fast Track для прохождения предполетного досмотра, проведет до выхода на посадку. Услуга интересна пассажирам, опаздывающим на рейс, пассажирам с детьми.
В Домодедово, в отличие от других аэропортов Москвы, где услуга доступна по запросу посетителям VIP–залов, эта услуга доступна всем – ее можно оформить прямо на стойке информации в центре аэровокзала.
Аэрофобов среди пассажиров достаточно: кто–то пытается справиться с состоянием самостоятельно (иногда в баре), кому–то это не по силам. Для них в Шереметьево создан экспресс–центр «Летаем без страха», который предназначен для оказания предполетной психологической помощи авиапассажирам непосредственно перед полетом. Сеанс психологической помощи длится около 30–60 минут.
К услугам пассажиров работают три зоны Экспресс–центра, каждая из которых предназначена для различных этапов лечения аэрофобии. Так, авиапутешественники смогут получить индивидуальную консультацию авиационного психолога, который облегчит состояние пассажира и поможет справиться с паникой перед полетом.
Пассажиры могут погрузиться в «Виртуальную реальность» – самую современную компьютерную технологию, которая применяется для лечения аэрофобии. С помощью специального оборудования человек ощущает себя на борту самолета, что необходимо для активизации страха. После чего специалист Центра научит пассажира навыкам релаксации, повторяя виртуальный полет раз за разом до полного избавления пациента от панического страха.
Общая зона вылета–прилета в аэропорту – открытое пространство со всеми вытекающими недостатками. Не секрет, что именно аэропорты стали входными воротами пандемии ХХI века – ковида. Обеспечение санэпидемиологического контроля на воздушном транспорте – тема отдельного разговора и решается она на государственном уровне. Но у пассажира в аэропорту есть законное желание дистанцироваться от основной массы, а самое главное – есть такая возможность. Речь идет о бизнес–залах. Именно в период пандемии возросла востребованность в них и, что самое интересное, они по–прежнему популярны.
Фактически бизнес–зал – это удобный зал ожидания. Он позволяет провести время перед полетом комфортно, с бесплатными закусками и напитками, отдельно от основной массы пассажиров.
Стоимость бизнес–зала сейчас можно считать адекватной: в сравнении со стоимостью самого перелета место в отдельном зале вполне по силам для большинства пассажиров. Отсюда – высокий интерес к услуге в последние три года.
Бизнес–зал в Домодедово по результатам исследования считают самой востребованной услугой. При этом 34% опрошенных воспользовались им из–за пересадки, 24% – из–за долгого ожидания рейса, 15% – это пассажиры с детьми. И только 13% отметили, что привыкли к комфорту.
Да, есть минусы – бизнес–залы переполнены в последнее время: пассажиров здесь тоже много, места может не хватить. Так, может быть, если эта услуга настолько востребована, то стоит задуматься о ее расширении?
Особое место занимает такая услуга, как питание в аэропорту. Поесть и даже выпить в аэропорту можно было всегда, даже во времена тотального дефицита. Операторы торговли и общепита стремятся получить заветную аренду в аэропорту, чтобы открыть магазин или ресторан, мимо которого гарантированно проходит несколько миллионов человек в год. И это при том, что арендные ставки здесь гораздо выше, чем в торговых комплексах.
Так, арендные ставки за место в московских аэропортах привязываются к площади и очень часто еще и к выручке, и они на 40–50% выше, чем в торговых комплексах Москвы. На один ресторан в аэропорту в среднем приходится в 2 раза больше транзакций, чем на один городской ресторан. Контракты заключаются на срок от 3 лет.
Традиционно величина ставки основана на объеме трафика, уровне доходов посетителей и времени, которое они проводят на объекте. При этом так же, как и торговые центры, аэропорты, безусловно, различаются по этим показателям.
Предпочтения клиентов заведений в аэропортах отличаются от предпочтений в других точках. В аэропортах пассажиры предпочитают понятные и привычные для них блюда, которые быстро готовятся.
Аэропорты при выборе арендатора, помимо основного критерия (привлекательность концепции, коммерческие условия), также обращают внимание на то, чтобы в зонах ожидания не было операторов общепита с периодом приготовления заказов более 15–20 минут, иначе концепция не будет эффективно работать.
О высокой цене на еду и напитки аэропортовского общепита не писал только ленивый. Насколько виноват в этом аэропорт?
На стоимость продукции партнеров аэропорты могут влиять лишь косвенно. Розничные цены они не регулируют, а лишь представляют свои площади в аренду. А аренда эта дорогая. И ретейл стремится ее «отбить», закладывая расходы в цену.
Но, с другой стороны, тот же ретейл стремится в аэропорт, где клиентура стабильная, проходимость высокая, а выбора у клиента минимум: из «чистой» зоны не выйдешь просто так, да и ближайший супермаркет (за исключением Внуково) далеко. Конечно, это сказывается на цене.
На цену также влияет обеспечение безопасности пассажиров. Бизнес платит не только за усложненную логистику при подвозе еды и напитков в рестораны аэропорта, но и за досмотр продуктов, столовых приборов, оборудования и сотрудников. Зоны для хранения в замкнутом периметре аэропорта также минимальны по площади, что требует частых поставок продуктов и, соответственно, расходов на их доставку.
Для привлечения пассажиров аэропорты начали сдавать в аренду площади сетевым магазинам. Так, в общей зоне аэропорта Домодедово работает магазин «Магнит Go», цены в котором, конечно, выше, чем в обычном, но ниже привычных для аэропорта. Ну, а пока арендаторы выстраиваются в очередь за место под крышей воздушной гавани.
Цифра в тренде
В ежегодном обзоре IATA за 2023 год отмечается усиление тренда на инвестиции в автоматизацию и цифровизацию, с тем чтобы пассажир прибывал в аэропорт уже готовым к вылету, то есть с максимальным упрощением всех возможных формальных процедур, которые проходят в аэропорту.
Бизнес–партнеры хабов и сами аэропорты стараются прислушиваться к клиентам, поэтому уже сейчас можно выделить успешные кейсы в этом направлении. Так, продукт 360° Digital Airport Platform – это единая платформа, с которой пассажир может взаимодействовать по всем цифровым каналам: от приложения на смартфоне и смарт–часах до десктопной версии сайта, которой можно пользоваться только на одном устройстве, и информационных киосков. В продукте реализована возможность предоставления пассажирам обновленной информации о путешествии, а также формирования персонализированного предложения, побуждающего к покупке в подходящий момент. Например, сообщается о задержке рейса, изменении номера выхода на посадку. Решение минимизирует физический контакт между клиентами и сотрудниками аэропорта и авиакомпаний.
В России начиная с лета 2021 года в аэропорту Шереметьево работает автоматизированная система паспортного контроля (АСПК) в терминале С, которая позволяет проходить паспортный контроль по биометрии.
В 2023 году многопрофильной технологической группой «Рексофт» выполнен проект по установке и интеграции в систему обработки багажа аэропорта Домодедово обновленных стоек самостоятельной регистрации пассажиров.
Одним из примеров в ретейле являются технологичные магазины Amazon Just Walk Out в аэропорту Далласа Лав Филд и чикагском международном аэропорту Мидуэй. Путешественники могут зайти в магазин, просканировать банковскую карту, затем взять нужные товары и уйти из магазина, а средства за покупки автоматически спишутся со счета позже. В свою очередь аэропорт Хитроу совместно с компанией–разработчиком реализовал проект, который позволил клиентам магазинов примерить продукцию с помощью экранов дополненной реальности.
Еще один частный случай бесконтактных путешествий, существенно улучшающий пассажирский опыт, – виртуальные очереди. Пассажиры могут заранее забронировать место в очереди в пунктах досмотра и сэкономить тем самым время до рейса. Еще в пандемийном 2021 году международный аэропорт Сиэтл–Такома (США) опробовал такую систему в качестве решения для перегруженных точек общего досмотра. После испытания компания–разработчик сообщила, что общее время ожидания сократилось до 10 минут.
Также в авиахабах популярными становятся автономные роботы–доставщики. Международный аэропорт Цинциннати (Северный Кентукки) запустил проект по осуществлению доставки продуктов питания и розничной торговли с помощью автономных роботов непосредственно к месту нахождения пассажиров в зале ожидания.
Российские аэропорты также развивают цифровые сервисы. Например, в 2024 году аэропорт Домодедово запустил маркетплейс по заказу услуг аэропорта, таких как парковка, посещение VIP– или бизнес–залов, оплата услуг носильщика багажа и другие.
От аэропорта к аэротрополису
Крупнейшие аэропорты мира имеют пассажиропоток от 30 до более чем 100 млн пассажиров в год и фактически являются небольшими городами с собственным населением, территорией, инфраструктурой и центром управления.
Такие аэропорты, как Дэнвер (США), Схипхол (Нидерланды), Франкфурт и Мюнхен (Германия), Доха (Катар) строят полноценные жилые кварталы в непосредственной близости от терминалов для обеспечения потребностей в жилье для своих сотрудников, представителей международных компаний, студентов летных училищ, а также жителей соседних городов, ведущих международный бизнес.
Такие аэропорты или уже аэротрополисы по сути являются крупными градообразующими предприятиями, оказывающими положительное влияние на экономику региона и близлежащих городов за счет создания новых рабочих мест, привлечения крупных компаний, обеспечения более высокой степени мобильности, строительства новой инфраструктуры. Коммерциализация аэропортов приводит к развитию всех возможных видов сервисов и услуг на территории влияния, часто выходящей за пределы их границ.
Аэропорт, как и город, предоставляет инфраструктуру для жизни: жилье, офисы, детские сады и школы, моллы, спортивные и оздоровительные центры, общественные пространства и собственную программу мероприятий, включая международные конференции, выставки, ярмарки, аукционы, курсы по обучению, экскурсии и туры по достопримечательностям близлежащих городов.
По существующим оценкам, в мире насчитывается более ста потенциальных аэротрополисов, находящихся на разных стадиях развития, а в таких странах, как Катар, Арабские Эмираты, Турция, уже строятся новые крупнейшие мировые авиаузлы, что называется, с нуля. Причем пассажиропоток таких аэропортов, как правило, многократно превышает население самой страны.
Такой аэропорт является не просто транспортно–пересадочным узлом, но также деловым и региональным центром, привлекающим не только пользователей транспортных услуг, но и жителей окружающей территории, использующих его инфраструктуру для реализации потребностей в бизнесе, досуге, отдыхе.
Одним из наиболее важных трендов, отражающих развитие аэропорта как города, является рост неавиационных доходов. Доля неавиационных доходов у крупнейших аэропортов приближается к половине всех доходов от деятельности аэропорта. Для увеличения неавиационной прибыли авиаузлы стремятся развиваться как многофункциональный бизнес, предлагая инфраструктуру для роста бизнес–центров, привлечения крупных компаний, развития сферы услуг и развлечений на территории влияния аэропорта, повышения его общей привлекательности и привлечения большей доли трансферных и транзитных пассажиров
Диверсификация источников дохода позволяет обеспечить большую экономическую стабильность, что важно при колебаниях цен на топливо и волн мировых кризисов, во время которых обычно происходит снижение общего спроса на авиационные услуги. Кризис авиаперевозок, вызванный последней пандемией, – наглядный тому пример.
Концепция развития по принципу аэротрополисов используется также в качестве инструмента для брэндинга. Такие запоминающиеся названия, как «Аэротрополис», «Авиаполис», «Аэропорлис», «Авиасити», «Скайсити», «Аэропарк», «Аэровилл», «Айреа», «Авиапорт» являются частью маркетинговой стратегии для позиционирования аэропорта как многофункционального бизнес–парка с развитой инфраструктурой.
К списку тенденций также можно добавить развитие лоу-
костеров и «второстепенных» аэропортов, увеличение зарезервированной территории и развитие градостроения в направлении «город–аэропорт», релокация штаб–квартир крупных компаний ближе к аэропортам, развитие и внедрение умных технологий, развитие общественных пространств аэропортов, а в некоторых случаях даже рост цен на недвижимость, расположенную вблизи авиаузла.
Второстепенные аэропорты, которые получили импульс развития за счет дислокации лоукостеров, также принимают стратегию развития по принципу аэротрополиса, несмотря на изначально скромный пассажиропоток. Такие аэропорты постепенно наращивают необходимую инфраструктуру и привлекают различные заинтересованные компании на ранних этапах развития.
Трансформацией аэропортов в аэротрополисы занялись и у нас.
Огромный парк развлечений площадью 50 га в рамках проекта «Аэротрополис» появится около Домодедово, работы уже начались.
Территория первой фазы реализации проекта «Аэротрополис» составляет 1 тыс. 13 га, более 35% из них уже активно осваиваются. В разной стадии подготовки и реализации находятся более 10 масштабных девелоперских проектов.
Что касается парка развлечений, то здесь будет создана продуманная и удобная инфраструктура для разнообразного досуга: аттракционы для разных возрастных групп, кинотеатр, рекреационные зоны.
В кластере «Аэропорт–сити» началась реализация проекта по строительству гостиничного комплекса, который будет расположен в непосредственной близости к пассажирскому терминалу аэропорта. Проект общей площадью более 31 тыс. кв. м и с номерным фондом 600 номеров включает в себя отели двух типов звездности: «пять звезд» и «три звезды». Комплекс будет связан с пассажирским терминалом аэропорта крытой пешеходной галереей.
К югу от аэропорта Домодедово, в 40 км от МКАД, на участке площадью 244 га планируется строительство индустриального парка «Пестово». Бизнес–проект предполагает размещение объектов промышленно–логистической недвижимости общей площадью около 750 тыс. кв. м. Кроме того, проект индустриального парка «Пестово» включает многофункциональные склады, производственно–логистический комплекс. Также на территории парка разместится сопутствующая недвижимость: офисы, парковки для грузового транспорта, площадки под торговлю, зоны отдыха, административные здания.
Активно идет развитие кластера «Бизнес–парк»: уже функционируют проекты первой очереди многофункционального комплекса – рестораны, автозаправочная станция, автомойка, паркинг. Во второй очереди запланировано дальнейшее развитие придорожных сервисов, строительство торгового молла, бизнес–центра и гостиницы международного уровня на 148 гостиничных номеров.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.