• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 94

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Деструктивно, господа!

Деструктивно, господа!Отрицание будущего у ВВТ разработчиками Стратегии – 2020 противоречит объективной реальности.

Деструктивно, господа!Россия имеет одну из самых протяженных в мире эксплуатируемую сеть внутренних водных путей – 101,3 тыс. км. В европейской части страны действует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, входящая в состав важнейших внутренних водных путей международного значения.Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено ускорение экономического развития предприятий внутреннего водного транспорта и повышение их конкурентноспособности, а также увеличение доли перевозок по внутренним водным путям, в том числе и для реализации транзитного потенциала Российской Федерации.
По итогам пленарного заседания Всероссийской конференции Союза транспортников России, состоявшегося 8 ноября 2011 года,  Правительством Российской Федерации было поручено откорректировать Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, обратив особое внимание на развитие внутренних водных путей в целях повышения  эффективности внутреннего водного транспорта и совершенствование нормативно–правового регулирования внутреннего водного транспорта, направленного на создание условий для оптимизации распределения грузопотоков между наземными видами и водным транспортом.
К сожалению, в противоречие как объективной реальности, так и вышеперечисленным программным документам выступают авторы так  называемой Стратегии – 2020.
Анализ структуры, содержания и выводов по главе 15 Стратегии–2020 «Новая модель роста – новая социальная политика» показывает отсутствие у разработчика системного подхода к формированию сценариев стратегического развития транспортной инфраструктуры страны, несбалансированность рассмотрения вопросов развития отдельных видов транспорта как элементов единой транспортной системы и фокусирование внимания на вопросах развития автомобильных дорог.
Подраздел «Внутренний водный транспорт» Стратегии–2020 включает следующие констатирующие предложения:
– утверждение о прекращении сквозного судоходства по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части России (ЕГС) к 2014 году;
– мнение о маловероятных перспективах использования внутреннего водного транспорта для транзитных перевозок, а также  о малой продуктивности идеи частичной разгрузки улично–дорожной сети  в Московском транспортном узле.
Утверждение о прекращении сквозного судоходства по Единой глубоководной системе является абсолютно безосновательным. Напротив, для решения существующих проблем наличия «узких мест» на Единой глубоководной системе ведется большая работа. В 2008 году была построена вторая нитка Кочетовского гидроузла, в текущем году планируется приступить к аналогичному строительству на Нижне–Свирском гидроузле, ведутся изыскания для обоснования строительства низконапорного гидроузла на Нижнем Дону. Для решения проблемы с осадкой судов на участке Городец – Нижний Новгород по заказу ОАО «Русгидро» разрабатывается проектная документация по наполнению Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м, где заложено решение вопроса судоходства.
Следует подчеркнуть, что не то что утверждение, а даже гипотетическое  предположение о нарушении целостности ЕГС деструктивно. Это привело бы к резкому увеличению интенсивности движения грузового автотранспорта, необходимости дополнительного строительства автомагистралей и, как следствие, повышению транспортных издержек в цене товаров, росту стоимости строительства объектов (в том числе автодорог), увеличению количества несчастных случаев, существенному ухудшению экологии регионов.
Также остается неясным мнение авторов о «малореальности» идеи использования внутренних водных путей для реализации транзитного потенциала.
В настоящий период транспортная инфраструктура страны становится сдерживающим фактором дальнейшего развития, что и не отрицают авторы Стратегии–2020. При существующих темпах инвестирования, как заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания не сможет обеспечить уже в ближайшее время транспортировку до 70% новой произведенной продукции, к 2015 году невывоз грузов составит 270 млн тонн. В связи с чем на проведенном 6 февраля 2012 года заседании Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре президентом РЖД была отмечена необходимость переключения грузов с железной дороги на водный транспорт.  В это же время четверть автомагистралей федерального значения работает в режиме перегрузок (для Москвы и Московской области  эта цифра вдвое больше). В условиях ограниченности пропускной способности автомобильных и железных дорог именно внутренние водные пути способны реализовать колоссальный транспортный потенциал Российской Федерации. 
Поверхностное рассмотрение вопросов развития внутреннего водного транспорта авторами стратегии придает декларативный характер выводу о том, что он «перестает быть предметом федеральной транспортной политики». Данная позиция авторов представляется необоснованной и требует пояснения.
Необходимость усиления федеральной (точнее – государственной) политики в области внутреннего водного транспорта определяется следующими основными факторами: 
– внутренний водный транспорт – один из элементов транспортной системы России, исключение которого из сферы государственной политики приведет к нарушению целостности системы и снижению эффективности управления;
– обеспечение безопасности  транспорта, в том числе безопасности судоходства и эксплуатации СГТС, является приоритетным направлением государственной транспортной политики;
– содержание внутренних водных путей осуществляется за счет средств федерального бюджета, при этом, с учетом достигнутого грузооборота, вложение средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей в четыре раза эффективнее, чем на содержание автомобильных дорог;
– магистральные реки с находящимися на них судоходными гидротехническими сооружениями представляют целостные объекты управления и не могут быть разделены между регионами.
При отсутствии дополнительных резервов бюджетного финансирования для строительства новых автомобильных и железных дорог концентрация усилий на реализации потенциальной пропускной способности внутренних водных путей могла бы стать существенным фактором снижения расходов на инфраструктуру, уменьшения транспортной составляющей в цене товаров и улучшения экологии регионов европейской части страны.
Выполнение этой задачи возможно при обеспечении адекватных условий судоходства по внутренним водным путям, прежде всего на ЕГС, на основе реализации в полном объеме проектов ликвидации лимитирующих участков и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» при относительно низком уровне капиталоемкости по сравнению с проектами развития автомобильных и железных дорог.
Объем финансирования внутреннего водного транспорта из федерального бюджета в рамках ФЦП составляет 165 млрд руб., или 3,1% от общего объема, соответственно, удельные инвестиции по отношению к протяженности водных путей ЕГС составляют 25 млн руб./км (и это учитывая наличие 723 судоходных гидротехнических сооружений). Для сравнения: средняя стоимость строительства двухпутной железной дороги около 125 млн руб./км, автомобильной дороги – порядка 1 млрд руб., причем без учета расходов на другие сооружения.
Исходя из современных тенденций, целей и задач развития отрасли целесообразно выделить следующие стратегические направления развития внутреннего водного транспорта:
– повышение инвестиционной привлекательности судоходного бизнеса, создание возможностей и условий для активного обновления транспортного флота и существенного роста конкурентоспособности речных перевозок;
– модернизация и развитие инфраструктуры внутренних водных путей, прежде всего ЕГС, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»;
– переключение части грузопотоков с автомобильного транспорта на речной в ряде европейских регионов страны с ограниченной пропускной способностью автодорог с целью уменьшения потерь из–за простоев автотранспорта, улучшения экологии регионов, снижения себестоимости перевозок грузов на основе принятия нормативно–правовых актов в области транспортного и налогового регулирования;
– интеграция водных путей России и зарубежных государств на основе поэтапного открытия внутренних водных путей России для плавания судов под иностранным флагом, создания сетевой инфраструктуры для обслуживания речных судов, в том числе прогулочного и маломерного флота, развития транзитных перевозок грузов.
На уровне федерального законодательства уже приняты действенные меры, направленные на поддержку российского судоходства и судостроения. Уже в ближайший период можно прогнозировать существенный приток частных инвестиций в сферу судоходного бизнеса.
Принятие и реализация положений Федерального закона от 07.11.11 №ФЗ–305 (см. табл.), направленного на поддержку российского судоходства и судостроения, создает условия для активного обновления транспортного флота в период 2012–2027 годов и роста конкурентоспособности речных перевозок.

Систематизация мер Федерального закона от 07.11.2011 №ФЗ–305
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства»

Таблица


Другой законодательной мерой, направленной на интеграцию внутренних водных путей в систему международных перевозок, является открытие с навигации 2012 года внутренних водных путей России для плавания маломерных и прогулочных судов под флагом иностранных государств, а также возможность коммерческого судоходства иностранных судов в рамках двусторонних соглашений.
Переключение части грузопотоков с автомобильного транспорта на внутренний водный соответствует направлениям транспортной политики европейских стран и рекомендациям ЕК ООН. Ежегодный экологический ущерб от функционирования транспортного комплекса России составляет более 3,5 млрд долл. США и продолжает расти. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3,1%. В целом общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн т. 
Конечно, идентификация точек роста речных перевозок, определение стратегических направлений его развития, оценка ожидаемых результатов и  эффекта требуют комплексного обоснования. С этой целью Минтрансом России начата разработка Стратегии развития внутреннего водного транспорта  Российской Федерации  на период до 2030 года.  В настоящее время разработана концепция и структурная схема Стратегии.
Разработка этого стратегического документа систематизирует все аспекты развития внутреннего водного транспорта и  станет важным элементом государственной транспортной политики не только в этой области, но и в сфере всего транспорта в целом.

Татьяна ПАНТИНА,
проректор
ФБОУ ВПО «Санкт–Петербургский государственный
университет водных коммуникаций»

19.07.2012

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 279

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 282

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 320

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 275

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 277

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 238

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все