• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 57

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Речному флоту – быть!

Речному флоту – быть!Экспертный совет при Правительстве РФ обсудил проект Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года.

Речному флоту – быть!Экспертное обсуждение документа состоялось в формате Открытого правительства. Как сообщила входившая в состав авторов проекта проректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Татьяна Панина, в числе целей Стратегии обеспечение приоритетного использования внутреннего водного транспорта (ВВТ) в транспортной системе России, создание условий для переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на ВВТ, обеспечение роста его конкурентоспособности по отношению к другим видам транспорта, повышение доступности и качества услуг ВВТ для грузоотправителей, обеспечение его социальной функции по перевозке пассажиров и повышение уровня безопасности судоходства.
Стратегия подготовлена в двух вариантах развития – инновационном и базовом. Экономический эффект при инновационном сценарии оценивается в 1,28 трлн рублей, в базовом сценарии предусмотрен эффект в 932 млрд рублей.
При разработке документа впервые проведен масштабный анализ всей отрасли. Как отметил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, один из выводов исследования состоит в том, что вряд ли возможно достичь грузооборота на речном транспорте, который был в советское время, поскольку изменилась структура промышленности, формы собственности.
Президент Национальной палаты судоходства Алексей Клявин добавил, что сегодня, когда реально упали перевозки по внутренним водным путям (ВВП), спрогнозировать ситуацию достаточно сложно. К сожалению, за последние 30 лет объемы перевозок и грузооборот на ВВТ упали более чем в четыре раза. На протяжении 20 лет практически не финансировалось в необходимом объеме содержание ВВП.
Глава НПС напомнил о ситуации, которая сложилась в морском флоте в середине 90–х годов. Поскольку в то время в стране не был создан нормальный режим эксплуатации флота, он в массовом порядке пошел под иностранные флаги. И что имеем сегодня? В настоящее время у нас практически нет морского торгового флота. Своим флотом Россия перевозит всего 4% внешнеторговых грузов. По мнению Алексея Клявина, страна может потерять и речной флот, если не будет принята в ближайшее время Стратегия развития внутреннего водного транспорта.
Алексей Клявин отметил также, что в проекте Стратегии достаточно подробно прописаны меры по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов на ВВП. Сегодня из–за недостаточных глубин практически невозможно организовать нормальную работу флота. Суда идут с недогрузом в 20–25%, соответственно, прибыль минимальна и судовладельцы не получают инвестиционной составляющей, которую можно было бы направить на обновление флота.
«Мы согласны с разработчиками Стратегии, – сказал Алексей Клявин. – Без государственной поддержки мы не сможем развивать внутренний водный транспорт, а значение его для экономики страны, для экологии огромно. В обновленной Транспортной стратегии России четко обозначены приоритеты по развитию ВВТ. Проведена колоссальная экспертная работа, и можно сказать, если мы вернем параметры гарантированных габаритов судовых ходов, которые были в начале 90–х, мы сможем выйти на хорошие показатели».
По мнению президента НПС, необходимо как можно скорее пролонгировать действие постановления Правительства РФ о компенсации судостроительной процентной ставки по кредитам. Вопрос стоит остро, но до сих пор не решен.
Коллегу поддержал президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Александр Зайцев. Он отметил, что в настоящий момент из–за того, что не решается вопрос о пролонгации постановления Правительства РФ № 383, резко затормозился процесс строительства речного флота.
Что касается проекта Стратегии, то, по словам главы АПСРТ, его принятие и реализация позволят масштабно решать проблемы речного транспорта. Если сегодня не принять кардинальных мер по восстановлению отечественного речного транспорта, то в скором времени он просто прекратит свое существование.
Вместе с тем, считает Александр Зайцев, в проекте недостаточно внимания уделено вопросам повышения производительности труда на ВВТ. В частности, не прописана возможность совмещения профессий, которое, к слову, успешно практиковалось десятилетиями на всем флоте. Сейчас вопрос прорабатывается совместно Минтрансом и Минобрнауки России и желательно не тянуть с его решением.
Говоря о субсидировании пассажирских перевозок, президент АПСРТ обратил внимание на то, что бюджетное финансирование должно идти не только из субъектов РФ и муниципалитетов, но и из федерального бюджета. Сегодня складывается такая картина: железнодорожники получают миллиардные субсидии на пригородные пассажирские перевозки, началось субсидирование авиаперевозок, а речной транспорт, как говорится, опять «мимо денег». И особенно, по мнению Александра Зайцева, нуждается в поддержке скоростной речной флот.
В ходе обсуждения проекта ряд экспертов выступил за уточнение формулировок целей Стратегии и за их увязку с Транспортной стратегией, которая также обсуждалась и корректировалась экспертным советом при Правительстве РФ. В частности, генеральный директор Центра стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом Елена Мясоедова предложила учесть замедление экономического роста и детально прописать развитие отрасли в условиях базового сценария.
Заместитель генерального директора Первой грузовой компании Алексей Лапиков также предложил отразить в проекте вариант при минимальном размере инвестиций.
Все участники встречи пришли к общему мнению, что Стратегию необходимо принять как программный документ. По результатам состоявшегося обсуждения замечания экспертов будут обобщены и представлены Минтрансу России. Ожидается, что проект документа будет рассмотрен на заседании Правительства 17 октября.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

26.09.2013

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 143

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 169

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 173

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 378

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 151

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 168

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все