• июля 27, 2017 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской…

  • июля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Внесены изменения

    Подписано постановление Правительства РФ об изменениях в Правилах дорожного движения. В целях защиты окружающей среды от воздействия выбросов автомобилями вредных (загрязняющих) веществ введены новые…

  • июля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Противоречия устранены

    Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности». Законопроектом предлагается исключить из…

  • июля 27, 2017 19

    Хроника 24 – 30 июля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха в Улан–Удэ.
    В Казани прошло совещание с начальниками территориальных управлений Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
    Строители приступили к устройству верхней части фарватерных опор моста через Керченский пролив.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

«Черные» списки – эмблема печали…

«Черные» списки – эмблема печали…Когда АЗС перестанут предлагать потребителям суррогатный бензин?
«Черные» списки – эмблема печали…Расход бензина растет, а скорость автомобиль набирает дольше, двигатель хуже заводится, особенно на холоде, при движении слышится характерный детонационный стук, и при разгоне машина подергивается. Опытный водитель безошибочно поставит диагноз – заправились плохим бензином.
Как следствие – при заправке таким бензином свечи «коротят», топливная смесь не воспламеняется, а при длительном использовании некондиционного топлива прогорают клапаны. Естественно, не за одну–две заправки, но если на таком, с позволения сказать, «бензине» проехать несколько тысяч километров, то прогар гарантирован.
На микроуровне, то есть на уровне отдельно взятого водителя, бороться с плохим бензином можно соблюдая ряд правил: во–первых, найдя «честную» заправку, стараться заправляться только там или на заправках этой же нефтяной компании, во–вторых, менять все те же свечи через определенное количество километров пробега. Стопроцентной гарантии такие меры не дадут, так как и на хорошей заправке можно «налететь» на плохой бензин. Исключение составляют АЗС, входящие в систему вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). К последним относятся компании типа ЛУКОЙЛа, ТНК–ВР, Роснефти. Но даже у самых крупных компаний их сеть АЗС отнюдь не покрывает всю Россию. В качестве примера возьмите хотя бы сеть АЗС ЛУКОЙЛа, которая на 70% сосредоточена в европейской части страны.
Но самая большая проблема поддельного бензина по сравнению с теми же самыми контрафактными автозапчастями состоит в том, что деталь можно предварительно посмотреть, оценить ее внешний вид, обратить внимание на слишком низкую цену. А «бодяжный» бензин практически не отличается по цене от настоящего, да и вычислить подделку можно только после того, как после заправки появятся все вышеперечисленные признаки плохого бензина. Обидно, но заправка хорошим топливом решается методом проб и ошибок.
Проблема некачественного топлива – это не проблема отдельно взятого региона. Как показывают результаты опроса, проведенного в феврале 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 70% россиян считают важной проблему незаконного производства некачественного бензина и дизельного топлива. Еще 44% полагают, что этот вопрос требует незамедлительного решения. Как показал опрос, 59% российских автовладельцев в течение последних трех лет сталкивались с низким качеством бензина и дизельного топлива. Чаще всего эта проблема волновала жителей Уральского (76%) и Дальневосточного (72%) федеральных округов.
41% автолюбителей склонны думать, что разница в качестве бензина, вырабатываемого крупными компаниями и мини–заводами, существует. При этом 36% отдают приоритет топливу, производимому крупными нефтяными компаниями. Также большинство россиян считают, что производство топлива в России – дело крупных нефтеперерабатывающих компаний (37%). В первую очередь, так думают жители Уральского (49%) и Сибирского (45%) федеральных округов.
Автомобильное сообщество не только констатирует, что дела с качеством бензина плохи, но и предлагает свои меры борьбы. По данным того же опроса ВЦИОМа, каждый пятый выступает за то, чтобы бензин производили  и компании–гиганты, и мини–заводы (19%), – главным образом это  жители малых городов (23%). В меньшинстве – те, кто отдает приоритет производства топлива мини–заводам (5%).
43% россиян признают необходимость государственной поддержки компаний – производителей бензина и дизельного топлива, причем в большинстве случаев респонденты выступают за помощь крупным нефтеперерабатывающим заводам (27%).
12% полагают, что поддерживать следует все нефтеперерабатывающие компании, независимо от их размера, и лишь 4% предлагают оказывать помощь исключительно мини–заводам.
Впрочем, с точки зрения 24% россиян государство вообще не должно поддерживать предприятия, производящие топливо. 
За государственную поддержку исключительно крупных нефтеперерабатывающих заводов выступают большинство уральцев и сибиряков (45% и 35% соответственно). Им оппонируют волжане и дальневосточники – в этих округах респонденты склонны считать, что государство вообще не должно поддерживать производителей топлива (35% и 34% соответственно). Как видим, разброс мнений велик, но одно несомненно – никого из опрошенных проблема не оставила равнодушным.
Самое время задать вопрос: а как государство реагирует на проблему низкокачественного бензина? От решения проблемы оно вроде бы не устранилось, но… Постоянный перенос сроков введения Евро–4 и Евро–5 в рамках техрегламента создает среду для производства бензина и дизельного топлива с более низкими характеристиками, а подделывать низкосортное топливо и выгоднее, и безопаснее. Фискальные меры по увеличению акцизов на прямогонный бензин также не дали ожидаемого результата, так как производители подпольного «бодяжного» бензина не спешат включать акциз в стоимость топлива. Пока же самый большой штраф по административной статье за низкокачественный бензин 300 тыс. руб., но и его можно оспорить в суде. Регионы борются с подделками, составляя «белые» и «черные» списки АЗС, проводя милицейские рейды. Даже в Москве, где контроль со стороны департамента природопользования и охраны окружающей среды очень жесткий, выявлено, что каждый десятый литр Аи–92 и Аи–95 – поддельный, а чем дальше от столицы, тем количество суррогата больше. Предлагаемые меры по ужесточению ответственности, вплоть до миллионных штрафов и тюремных сроков, вряд ли дадут ожидаемый эффект. Все дело в экономике вопроса – самый большой штраф – 300 тыс. руб., а дневная (!) выручка любой АЗС больше. И предложение по введению уголовной ответственности вызывают большие сомнения, так как суровость российских законов компенсируется полным к ним пренебрежением.
У производства суррогатного бензина есть экономическая основа, связанная с его прибыльностью, – вспомните штрафы за его продажу и выручку рядовой АЗС за день. Но не надо забывать и о рыночном постулате – спрос рождает предложение. Нетребовательный спрос на низкокачественный бензин для большей части российского автомобильного парка удовлетворяется предложением суррогатного бензина. Мы неоднократно писали о том, что из–за неподготовленности отечественной нефтеперерабатывающей промышленности уже дважды переносились сроки введения обязательного использования бензина и дизельного топлива высокого качества и запрещения низкооктанового. Вот и получается замкнутый круг: отечественные машины в большинстве своем довольствуются топливом максимум Евро–2, нефтепереработка не спешит с выпуском более качественного топлива, фальсификаторы продолжают химичить с соляркой, доводя ее с помощью дешевых добавок до кондиций, правоохранительные органы проводят рейды по проблемным АЗС, суды налагают смешные штрафы. Каждый занят своим делом, а между тем экология страдает, машины портятся, а проблема не решается.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

№ 30 (993) 24 – 30 июля 2017 года

Транспортная политика 50

Безопасность – главное!

Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ Одной из главных на совещании стала тема обеспечения безопасности…
ЧМ-2018 58

На футбол – проезд бесплатный

Соответствующие билеты можно будет бронировать уже под Новый год ИЗ ПЕРВЫХ РУК Результаты работы бесплатного транспорта для болельщиков во время…
Автомобильные дороги 44

Когда бюджет сказал «нет»

Рынок инфраструктурных проектов замер в ожидании ПРАВОВОЕ ПОЛЕ Расходы российского бюджета на инфраструктуру в денежном выражении продолжают…
Транспортная инфраструктура 52

«Крымская волна» – сюрпризами полна

Новый аэропорт Симферополя примет первых пассажиров уже в марте 2018 годаАЭРОПОРТЫ В день профессиональной экскурсии – посещения строительной…
Воздушный транспорт 42

«Открытое небо»

Его столицей стал центр авиации общего назначения на аэродроме Первушино, что в пригороде Уфы СЛЕТ Творцами авиации с самого ее зарождения были…
Безопасность 38

Высокая оценка экспертов

На тысячу требований – ни одного несоответствия ОБОЗРЕНИЕ Статистики давно доказали, что самый безопасный вид транспорта – это самолет. Подсчитано,…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все

Ежедневный мониторинг. Транспортный комплекс в зеркале прессы