• декабря 30, 2018 Скорбим

    Ушел из жизни Сергей Алексеевич Аристов – статс-секретарь-заместитель министра транспорта Российской Федерации

    30 декабря 2018 года после тяжелой болезни ушел из жизни Сергей Алексеевич Аристов - статс-секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации. Транспортный комплекс России понес…

  • января 10, 2019 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Одобрены изменения

    Совет Федерации одобрил изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, касающиеся изменения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг,…

  • января 17, 2019 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах пассажиров

    Правительством РФ установлен порядок информирования пассажиров о возможности приобретения «невозвратных» билетов на поезда дальнего следования.

  • января 17, 2019 В ГОСДУМЕ РФ

    Час задержки – 100 рублей

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, подготовленный группой сенаторов, ужесточающий ответственность авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.

  • января 17, 2019 20

    Хроника 14 – 20 января 2019 года

    Росавиация утвердила список субсидируемых

    авиамаршрутов из регионов Центрального федерального округа на текущий год.

    Стартовал первый этап реформы по либерализации тарифов ОСАГО.

    Открыто движение на новом участке 96 – 147 км федеральной дороги М–5 «Урал» на подъезде к Оренбургу.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Предложение диктует спрос

Предложение диктует спросИндекс промышленного
оптимизма снижен.
Как это отразится
на погрузке?

Предложение диктует спросВ первом полугодии 2012 года, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 2 трлн 87,9 млрд ткм. Тем не менее наблюдается общее замедление темпов роста грузооборота транспортной системы страны в целом. Это связано с замедлением темпов роста экономики.

Объективные факторы

Наибольший прирост грузооборота наблюдается на автомобильном (+10,3%), воздушном (+6,7%) и железнодорожном (+6,2%) транспорте. На морском, речном и трубопроводном транспорте грузооборот был снижен – на 23,5%, 6,7% и 0,6% соответственно.
По данным Минэкономразвития, снижение перевозок грузов на морском транспорте обусловлено продажей ОАО «Новороссийское морское пароходство» морских судов, осуществлявших перевозки под российским флагом, самоликвидацией и продажей морского флота ООО «Судоходная компания «Орион», а также из–за повышения конкурентоспособности морских портов сопредельных государств.
В сфере трубопроводного транспорта в наибольшей степени снижены объемы транспортировки нефтепродуктов (–9,4%), объемы транспортировки нефти снижены на 1,5%. Эксперты считают, что необходимо усилить работу с грузовладельцами по максимальному использованию потенциала грузовой базы нефтяных грузов.
Грузооборот на железнодорожном транспорте увеличился на 6,2%. Однако, как и в течение 2011 года, его рост постепенно замедляется. Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны составила 44,3%. Это на 1,6% выше уровня аналогичного периода 2011 года. Доля трубопроводного транспорта снижена на 1,5% – до 49,6%. Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного возросла на 0,5% и составила 87,9% (на уровне докризисного 2008 года).
Темпы роста грузооборота автомобильного транспорта увеличиваются весьма активно. Необходимо отметить, что, поскольку автомобильный транспорт перевозит грузы на небольшие по сравнению с другими видами транспорта расстояния, его удельный вес в грузообороте составил всего 4,2%, однако объемы перевозок грузов более чем в 3,3 раза выше, чем на железнодорожном транспорте.
Реконструкция наиболее загруженных участков автодорог на подходах к крупнейшим городам и строительство обходов населенных пунктов с целью исключения транзитных потоков через них позволят увеличить пропускные способности российских автодорог. В 2012 году на автомобильных дорогах федерального значения планируется провести капитальный ремонт участков общей протяженностью почти 6,5 тыс. км. Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны, составит в 2012 году 700 км.
Значительно увеличить грузопотоки позволит строительство скоростных платных автодорог – на период до 2022 года в одной только Московской области будут введены 6 таких дорог. Платные дороги предусматривают многополосное движение в каждом направлении с разделительной полосой, без светофоров и пересечений в одном уровне, качественное покрытие, уровень загрузки, обеспечивающий движение транспорта в состоянии спокойного потока со скоростью более 100 км/ч. Это позволит грузоперевозчикам экономить ресурсы за счет значительного снижения потребления топлива, износа шин, расходов на ремонт, а также сократить время доставки грузов.
Таким образом, автомобильный транспорт все более активно начнет принимать участие в доставке мелких партий высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усилится.
Такой вывод подтверждается и зарубежным опытом – доля автомобильного транспорта в общем грузообороте различных стран доходит до 80% и более. В Китае и США, сопоставимых с Россией по площади территории и густоте сети железных дорог, доля автомобильного транспорта составляет 30,4% и 32,8% соответственно.
В первом полугодии 2012 года темпы прироста цен на промышленные товары значительно замедлились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+6,5% против +20,2%). Обобщенный индекс рыночных цен на материалы, потребляемые российскими железными дорогами (+2,4%), значительно ниже общего прироста цен на промышленные товары из–за снижения цен на черные металлы и изделия из них, а также запасные части подвижного состава (–1,4%), занимающих более 50% в структуре потребления материалов.
Цены на остальные товары, потребляемые железными дорогами, возросли, но, за исключением цен на строительные материалы, гораздо меньшими темпами, чем в 2011 году.
Интегральное ценовое давление на эксплуатационные расходы РЖД возросло на 3,7%. По–прежнему высоки темпы прироста цен на дизельное топливо, используемое как на тягу поездов, так и на прочие нужды (+16,4%). При этом несколько снижены цены на электроэнергию – на 5,6%.

Высокий уровень – низкий доход

В I полугодии 2012 года погрузка грузов на сети железных дорог составила 628,7 млн тонн (3454 тыс. тонн в сутки), что в среднесуточном исчислении на 2,9% выше уровня I полугодия 2011 года, а в абсолютном исчислении (с учетом «дополнительного» дня) – на 3,5%.
Вместе с тем с начала года отмечается тенденция замедления динамики погрузки (особенно в экспортном сообщении), что во многом обусловлено текущей экономической конъюнктурой.
Погрузка низкодоходных грузов наиболее динамична: +5,7% (104 тыс. тонн в сутки). Значительный прирост обеспечен по погрузке строительных грузов (+18,4%, или 74 тыс. тонн в сутки). Прирост погрузки каменного угля, занимающего 24% в объемах сетевой погрузки, составил +2,9% (24 тыс. тонн в сутки).
В высокодоходном сегменте погрузка (в среднесуточном исчислении) увеличена на 0,8%. Положительная динамика сформирована в основном за счет нефтяных грузов (+1,9% при доле в сетевой погрузке более 20%). Кроме того, увеличена погрузка грузов в контейнерах (+3,5%), продовольственных товаров (+18,2%), автомобилей (+5,5%).
По оперативной информации, погрузка на сети российских железных дорог в июле 2012 года составила 109,1 млн тонн, превысив показатель аналогичного периода прошлого года на 3%. Грузооборот за июль 2012 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 3,9% и составил 185,1 млрд тарифных тонно–км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за этот же период вырос на 1,8% и составил 230,8 млрд тонно–км.
Погрузка за январь – июль 2012 года, по оперативным данным, составила 737,8 млн тонн, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Публикуемый Росстатом индекс предпринимательской уверенности, базирующийся на данных обследований деловой активности, в добывающих производствах остался на прежнем уровне, а в обрабатывающих производствах даже снизился. Среди основных факторов, сдерживающих, по мнению опрошенных респондентов, рост производства, указываются неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. В обрабатывающих производствах наиболее часто отмечаемым фактором является недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке.
Рассчитываемый Институтом экономической политики индекс промышленного оптимизма также снизился. При этом индекс прогнозов относительно промышленности сохраняется на уровне IV квартала 2009 года, а оценки спроса на промышленную продукцию свидетельствуют о стагнации продаж.
Основными драйверами роста промышленности являются обрабатывающие производства, в частности, промышленность строительных материалов и металлургия. Наибольшее позитивное влияние на динамику выпуска промышленной продукции в первом полугодии оказали обрабатывающие производства.
Выпуск продукции обрабатывающих отраслей промышленности возрос на 4,8%. При этом добыча полезных ископаемых увеличилась на 1,1%, а объемы сельскохозяйственного производства – на 4,4%.
По отдельным видам обрабатывающих производств выпуск продукции характеризовался следующей динамикой: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов) возросло на 9,1%; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий возросло на 6,3%; производство кокса и нефтепродуктов – на 2,3%; химическое производство – на 0,9%.
По отдельным видам полезных ископаемых: добыча нерудных строительных материалов увеличилась на 17,7%; угля – на 5,8%; металлических руд – на 3,6%; нефти – на 1,5%.
Опережающая динамика грузовой базы в сегменте добывающих отраслей промышленности является основной причиной общего превышения темпов роста потенциальной грузовой базы над темпами роста промышленного производства и погрузки. При этом отставание погрузки от динамики грузовой базы главным образом связано с умеренным увеличением объемов погрузки угля и снижением погрузки металлических руд на фоне сравнительно более высоких темпов роста их добычи.
Грузовая база, формируемая продукцией сельского хозяйства, значительно возросла вследствие увеличения валового сбора зерна в 2011 году.
Структура потенциальной грузовой базы железнодорожного транспорта, как уже упоминалось, ухудшилась: повысилась доля низкодоходных грузов. В анализируемом периоде произошли существенные изменения в ее структуре. Повысилась доля промышленности строительных материалов (+1,6% и сельского хозяйства (+0,5%). В то же время снизился удельный вес топливной (–0,9%) и химической (–0,6%) промышленности. Увеличился удельный вес продукции, относящейся к низкодоходному сегменту грузовой базы (+1,3%), при одновременном уменьшении удельного веса среднедоходных (–0,3%) и высокодоходных (–1%) грузов.
Более динамичному росту погрузки препятствовало снижение уровня использования потенциальной грузовой базы. Факторный анализ показывает, что при увеличении объема потенциальной грузовой базы в первом полугодии 2012 года на 30,3 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2011 года прирост погрузки грузов по сети железных дорог составил лишь 18 млн тонн. То есть уровень использования грузовой базы снизился.
Существенно ухудшилось использование потенциальной грузовой базы по металлическим рудам, углю, лесным грузам, импортным грузам. В то же время по дизельному топливу использование грузовой базы значительно улучшилось, что способствовало увеличению объемов его погрузки.
В целях более полного использования потенциала грузовой базы, рекомендуют эксперты, особое внимание следует уделить привлечению к погрузке дополнительных объемов импортных грузов, черных металлов и нефти. При работе с грузовладельцами необходимо сделать упор на привлечение к погрузке дополнительных объемов импортных грузов, черных металлов и нефти, то есть тех грузов, по которым недоиспользование грузовой базы приводит к наибольшим потерям потенциальных доходов от перевозок. Важным условием при этом является эффективное использование погрузочных ресурсов и провозных возможностей железных дорог.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

23.08.2012

№ 3 (1070) 14 – 20 января 2019 года

Новости 48

Перспективы развития

транспортного комплекса региона обсудили министр транспорта РФ Евгений Дитрих и глава Амурской области Василий Орлов.
Транспортная политика 47

Важнейшая часть национального проекта

Минтранс России рассмотрел заявку на создание государственной системы весогабаритного контроля грузовых автомобилей.
Транспортная политика 63

Потенциал требует развития

Арктика: настоящее и будущее транспортной системы.
Городской пассажирский транспорт 51

Автобус против легковушки

Что нужно сделать, чтобы передвижение по городу на общественном транспорте стало более удобным и выгодным?
Подготовка кадров 48

Слабое звено

Новые вызовы требуют новых компетенций, новых высокотехнологичных специальностей.
Безопасность 42

Аттракцион ужаса

«маршруточная» аварийность уносит все больше жизней.

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все