• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Дешево и невозвратно

Дешево и невозвратноРоссийские авиакомпании получили право применять невозвратные тарифы.

Дешево и невозвратноСегодня в России 70% пассажирских перевозок осуществляется авиакомпаниями «Аэрофлот–российские авиалинии», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Сибирь» и «ЮТэйр». По оценкам экспертов, сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от полета, с учетом процентного количества повторной продажи билетов составляет в среднем 8% от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами. Например, в 2010 году это составило 22,7 млрд руб. Именно такую сумму переплатили добросовестные пассажиры при покупке авиабилетов, так как эти риски были заложены российскими авиакомпаниями в действующие тарифы.
В Российской Федерации цены на авиаперевозки с 1995 года формируются рыночным способом. В этих условиях снизить стоимость авиабилетов можно только за счет сокращения расходов и рисков, учитываемых при формировании тарифов.
В настоящее время в соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания и получить обратно уплаченную сумму. В случае, если пассажир отказывается от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна, перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки.
В случае отказа от полета позднее установленного срока пассажир также имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, но с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от стоимости билета. Отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и ведет к увеличению их стоимости для всех пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того, отказывается он от перевозки или нет.
В то же время общепринятая международная практика предусматривает заключение различных договоров воздушной перевозки:
– с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;
– с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
– с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается, т. е. невозвратные тарифы.
Благодаря возможности заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и могут предложить услуги по перевозке пассажирам с разным уровнем дохода.
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Граждане с низкими доходами, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки, и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации авиабилеты по более низким невозвратным тарифам, получают конкурентные преимущества, что позволяет им «перетягивать» значительную часть пассажиров с российских авиакомпаний, которые таким правом не обладают.
По оценкам экспертов, применение российскими авиакомпаниями 30% невозвратных тарифов от установленных на маршруте воздушной перевозки тарифов позволит исключить из них риски, связанные с отказом пассажира от перевозки, снизив их уровень на 6,8 млрд руб. (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).
Для сравнения: в 2010 году объем субсидирования авиа-
компаний в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении составил 2,5 млрд руб., что позволило снизить стоимость авиабилетов. Только эта мера привела к увеличению объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях почти на 25%.
Сегодня 90% пассажирооборота выполняется по маршрутам, на которых имеется конкуренция. Ожидается, что по этим направлениям конкурентная борьба между авиакомпаниями также будет способствовать снижению уровня невозвратных тарифов.
Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Изменения направлены на создание условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров. Закон устанавливает порядок и условия возврата уплаченных пассажиром за воздушную перевозку суммы при его отказе от полета, а также правила применения невозвратных тарифов.
Впервые российские авиакомпании получили право устанавливать два вида тарифов: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и тарифы, из которых такие риски исключены (невозвратные тарифы). В свою очередь, потребителю при покупке авиабилета дано право выбора: либо заключить договор по возвратному тарифу, подстраховав себя на случай отказа от перевозки, либо приобрести билет по более низкому невозвратному тарифу.
Важно, что пассажиру, купившему билет по невозвратному тарифу, даются гарантии полного возврата уплаченной за перевозку суммы в случае отказа от перевозки в связи с болезнью своей или следующего с ним члена семьи либо смертью члена его семьи.
Кроме того, законом предусмотрено, что сбор в размере не более 25% от уплаченной за перевозку суммы (возвратный тариф), взимаемый в случае отказа пассажира от перевозки менее чем за 24 часа, не взимается в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, или смертью члена его семьи, а также если отказ вызван задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика. По действующему законодательству этот сбор применяется независимо от причин отказа пассажира от перевозки.
В случае, если пассажир совершает противоправные действия в аэропорту до его посадки на борт воздушного судна, нарушает правила поведения на борту, создавая угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, не выполняет распоряжения командира воздушного судна, то провозная плата согласно законопроекту пассажиру не возвращается.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законом предусмотрено, что фактически понесенные до отказа пассажира от перевозки расходы перевозчика, связанные с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки, удерживаются из возвращаемой пассажиру суммы.

 Татьяна ЛАРИОНОВА,
 обозреватель «ТР»

15.05.2014

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 156

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 206

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 178

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 175

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 170

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 162

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все