• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 58

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Было бы желание…

Было бы желание…Транспортная инфраструктура должна стать безбарьерной средой для инвалидов.

Было бы желание…В России проживают более 13 млн инвалидов. Кроме 300 000 колясочников, это и инвалиды по зрению, слуху, инвалиды с нарушением опорно–двигательного аппарата. Для всех них доступность среды, в том числе транспортная, остается под вопросом. О том, как сделать городскую среду более «дружественной» для этих людей, мы беседуем с председателем Всероссийского общества инвалидов, депутатом Госдумы ФС РФ, членом Общественного совета Росавтодора Александром Ломакиным–Румянцевым.
– Александр Вадимович, как вы оцениваете политику государства в области обеспечения доступности транспорта и инфраструктуры для инвалидов?
– Политику можно расценивать как хорошую. Но, к сожалению, у нас от слов до реального воплощения в жизнь – дистанция огромного размера. Напомню, соответствующая политика была выработана еще в 1995 году, когда в России был принят закон о социальной защите инвалидов, где содержались конкретные нормы в части доступности транспорта и инфраструктуры. Это было большое достижение, потому что в Советском Союзе таких норм не существовало. Но многое так и осталось на бумаге. На мой взгляд, за 15 лет можно было сделать намного больше.
В последние пять лет работа активизировалась. Но доступность транспорта не должна быть заботой только государства. Более того, конвенция ООН, ратифицированная Госдумой, как раз и говорит о том, что любые компании независимо от формы собственности, предоставляющие услуги населению, должны сделать так, чтобы их услуги были доступны и инвалидам. То есть это обязанность бизнеса, и не только транспортного, а любого.
– Вот уже год в регионах идет реализация Государственной программы «Доступная среда» для инвалидов на 2011–2015 гг. Довольны ли вы результатом?
– Это первая социальная программа, и задумана она очень хорошо. Тем самым государство подчеркивает внимание к проблемам инвалидов и пытается их решить. Пока рано говорить о результатах ее реализации, потому что первые два года отводятся на подготовку необходимых методических разработок, реализацию пилотных проектов. К сожалению, на сегодняшний день нет методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания инвалидов. Да и к работе над этими документами сами организации инвалидов зачастую не привлекаются.
– Почему?
– Это вопрос не ко мне, а к исполнителям того или иного проекта. Например, в прошлом году обсуждались вопросы НИР по изменению условий обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Конкурс выиграла организация, которая никогда раньше этими проблемами не занималась. Представители этой компании сочли возможным для себя самостоятельно изучить кое–какой опыт и подготовили работу, с результатами которой было сложно согласиться. Да, возможно, они хорошие знатоки финансовых потоков, но виды технических средств реабилитации, способы их применения, другие детали они просто не знают. Сейчас этот проект будет дорабатываться. Как было сказано на координационном совете, «его необходимо продолжить, но с привлечением профильной организации инвалидов». Мы встретились с представителями этой организации один раз, после чего они исчезли.
– Какие виды транспорта на сегодня наиболее «дружественны» к инвалидам?
– На железнодорожном транспорте уже давно внедряются элементы безбарьерной среды. Еще в начале 1990–х годов РЖД по своей инициативе и за свой счет, но с активным привлечением организаций инвалидов спроектировали и разработали вагон, в котором есть купе для инвалидов. Такие вагоны сегодня используются. Но жизнь не стоит на месте, сейчас очень активно развивается, например, спорт, туризм инвалидов, и если едет команда, то один человек может ехать нормально, а всем остальным приходится приспосабливаться. Поэтому сегодня надо говорить уже о разработке целого вагона по принципу размещения человека в обычном купе. Но при этом в вагоне должна быть коляска, на которой человек мог бы добраться, скажем, до туалета.
Постепенно адаптируются для нужд инвалидов и новые скоростные поезда, хотя там есть и проблемы.
Гораздо сложнее обстоит дело с электричками. Приведу пример из жизни: в свое время мы на колясках добирались из Голландии в Бельгию на электричках, и при этом не испытали никаких трудностей: двери поезда останавливались точно напротив конкретного места, по отработанной схеме подгонялся подъем, и проблем с посадкой на инвалидном кресле не возникало. Единственное, что электричка ненадолго задерживалась на станции, чтобы люди могли спокойно сесть. У нас этого пока нет, да и сама проблема комплексная – это и организация движения, и технические характеристики подвижного состава, и подготовка персонала.
Постепенно лицом к маломобильным горожанам поворачивается и городской транспорт: я знаю, что в Москве и некоторых других городах принято решение закупать низкопольные автобусы и троллейбусы с тем, чтобы ими удобнее было пользоваться – и не только инвалидам, но и пожилым людям, матерям с колясками.
Самыми «недружественными» на сегодня остаются морской и речной транспорт. Возможно, объясняется это тем, что у нас все суда, особенно речные – старой постройки, и ни о какой доступности там и речи нет. Я помню, в середине 1990–х годов мы проводили фестиваль творчества инвалидов в круизе по Волге. Мы вышли из положения только потому, что матросы переносили людей с палубы на палубу на себе. С тех пор ситуация по сути не изменилась.
– Что вы скажете об авиатранспорте? В Сочи, к примеру, в прошлом году спортсмены–инвалиды остались недовольны тем, как в аэропорту была организована безбарьерная среда в рамках ее подготовки к Паралимпийским играм.
– Действительно, там были проблемы с обеспечением доступности для пассажиров с ограниченными возможностями. В частности, не работал амбулифт, были неправильно расположены тактильные указатели для слепых и т.д. Более того, как рассказывали мне члены комиссии, делегация прилетела в дождь, и люди просто не смогли выйти из аэропорта из–за огромной лужи, которая не стекала из–за неверно спроектированного уклона поверхности дороги. Надеюсь, все эти недочеты уже устранены.
Что касается других аэропортов, то недавно аэропорт Внуково и ВОИ договорились о совместной работе по обеспечению доступности и качества пассажирских авиаперевозок. И сегодня Внуково, на мой взгляд, совсем не уступает самым современным аэропортам мира.
Да, на авиационном транспорте есть проблемы, но они решаются в рабочем порядке.
– Если говорить о городской среде в целом – насколько трудно сегодня она «дается» инвалидам?
– Очень важно, чтобы люди сами захотели выйти из своего дома, перестали стесняться, стали добиваться полноценного участия в жизни. Я знаю, что в Санкт–Петербурге девушка на коляске учится в университете и ежедневно пользуется общественным транспортом, хотя это пока весьма непросто. Не везде, например, в метро можно сделать лифт, но можно обучить людей – служащие метрополитена должны пройти обучение, чтобы помогать человеку. Еще раз повторю: мы можем сделать транспорт доступным, но это не даст никакого эффекта, если люди будут жить в помещениях, из которых трудно выйти. Начать с того, что в России тысячи домов, в которых нет лифта. Вроде бы в последние годы жилищное строительство стало развиваться, в Москве существуют специальные программы по адаптации инвалидов в городской среде, это хорошо. Но опять же – если человек не может дойти от дома до остановки из–за того, что тротуар не чищенный, то все усилия идут насмарку. Это целый комплекс проблем, и ими надо заниматься каждый день и на уровне регионов и муниципалитетов. Существование лишь одной федеральной государственной программы ничего не изменит.
– Какие регионы более передовые в этом отношении?
– Активность есть в Улан–Удэ, Перми, Татарстане, Башкирии, Москве и других регионах. В последние годы активно к решению этого вопроса подключилась прокуратура – она отстаивает интересы инвалидов. Сказать, что ничего не делается, – некорректно.
– А на опыт каких зарубежных стран России можно равняться?
– Конечно, опыт зарубежных стран надо учитывать. Есть чему поучиться в Норвегии, Швеции, Финляндии, Голландии, Германии. В свое время меня пора-зило, что в Японии на каждой автозаправке есть туалеты для инвалидов. У нас нет ни одного. В принципе, все регламенты по доступности уже давно прописаны в мире, ими пользуются многие страны, я не вижу проблем, почему бы в России их не применять. Было бы желание.

Беседу вела Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

11.05.2012

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 140

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 150

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 157

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 150

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 158

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 168

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все