• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 52

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Проект преткновения

Проект преткновенияВ Перми никак не могут определиться, где, какой и
за чей счет строить новый транспортно–пересадочный узел.

Проект преткновенияВ очередной раз этот вопрос обсуждали в середине мая губернатор Прикамья Виктор Басаргин и первый вице–президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. Последний прибыл в Пермь на новом электропоезде «Ласточка», чтобы оценить перспективы организации межрегионального скоростного движения на Урале. Для проверки возможностей инфраструктуры на дистанции Екатеринбург – Пермь Свердловская железная дорога организовала беспрепятственный и безостановочный пропуск «Ласточки». Этот участок со сложным горным рельефом и потому требует особого внимания при преодолении подъемов и кривых.
Отметим: в 2015 году уже состоялись опытные поездки электропоездов «Ласточка» по маршрутам Екатеринбург – Нижний Тагил – Верхотурье и Екатеринбург – Челябинск – Курган. Рейсы были организованы, чтобы получить данные для оценки технической и экономической возможности развития ускоренного сообщения. Сейчас изучаются перспективы эксплуатации данного типа подвижного состава с точки зрения возможностей инфраструктуры, перспективного пассажиропотока, а также необходимых инвестиционных вложений.
Вместе с тем, по предварительным расчетам (если предположить, что тариф на направлении Екатеринбург – Пермь будет тот же, что и у автотранспортных перевозчиков, а заполненность поезда до 80%), на первом этапе такие перевозки будут убыточны. Затраты на перевозку в дальнем сообщении будут складываться из 100%–ной оплаты услуг инфраструктуры и с учетом НДС 18%. Тариф будет регулировать Федеральная служба по тарифам.
Поэтому для организации курсирования поездов «Ласточка» между областными центрами (на расстоянии более 200 км, в дальнем сообщении) целесо-
образно получить заказ заинтересованных регионов и доработать региональную нормативно–правовую базу. То есть принять на региональном уровне законы (по опыту сотрудничества ОАО «РЖД» с Республикой Ингушетия и Кабардино–Балкарией), позволяющие из бюджета субъектов РФ компенсировать убытки перевозчиков в дальнем следовании по аналогии с пригородным сообщением.
Однако немало времени собеседники – губернатор и первый вице–президент ОАО «РЖД» – уделили вопросам взаимодействия в рамках реализации проекта «Создание транспортно–пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь–2 с обустройством прилегающей территории».
Никто не спорит – вокзал станции Пермь–2 морально устарел и современным требованиям по безопасности и обслуживанию пассажиров не соответствует. Отсутствуют нормальные подходы, взаимосвязь территорий, «отрезанных» железной дорогой в двух направлениях, общественный транспорт останавливается достаточно далеко от пересадки на транспорт железнодорожный.
Поэтому специалистами была разработана концепция и финансовая модель будущего вокзала Пермь–2, ведется разработка проектной документации, градостроительного плана земельного участка. Основной задачей реконструкции определено формирование современного интермодального транспортно–пересадочного узла (ТПУ), предоставляющего высокий уровень обслуживания и комфорта.
Это не первый проект железнодорожного вокзала. Над проектом нового транспортно–пересадочного узла в 2011 году уже работали специалисты Deutsche Bahn International GmbH. Тогда разработку проекта спонсировал краевой бюджет, потратив 24,5 млн руб. В декабре 2012 года губернатор Пермского края Виктор Басаргин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013–2016 годы. Прикамье и РЖД договорились о выделении 150 млн руб. на разработку проектной документации. Для реализации проекта реконструкции железнодорожного вокзала создано ОАО «РВ–Пермь» (край оплатил свой взнос в 150 млн руб. еще в 2013 году, РЖД – до сих пор нет).
По словам разработчика проекта – генерального директора ОАО «РВ–Проект» Алексея Шабалина, в Перми должны появиться современный железнодорожный вокзал с индивидуальным архитектурным обликом, автовокзал для пригородных и городских перевозок, восточная, северная и южная привокзальные площади и другие объекты. Общая площадь всех строений, включая коммерческие, составит 208,6 тыс. кв. м.
В качестве финансовой модели предлагается государственно–частное партнерство с участием средств ОАО «РЖД», краевой и городской казны. По предварительным оценкам, стоимость реконструкции комплекса превысит 9 млрд руб.
И это не единственная проблема, связанная с будущим вокзалом. В апреле градостроительный совет при Пермской городской думе уже провел публичное обсуждение реконструкции железнодорожного вокзала. И тогда выяснилось, что у предложенного проекта немало как сторонников, так и противников. Ведь что, по сути, предлагается?
Информацию об обеспеченности транспортной инфраструктурой нового ТПУ представил начальник департамента дорог и транспорта городской администрации Илья Денисов. РЖД предлагает провести реконструкцию вокзала, создав многофункциональный комплекс (собственно сам вокзал с системой переходов к пересадке на автобусы, троллейбусы и трамваи) с выносом до трамвайного кольца общей площадью 84 тыс. кв. м. Комплекс будет состоять из четырех наземных и трех подземных этажей. Площадь нового железнодорожного вокзала составит 13,6 тыс. кв. м, в том числе 766 – коммерческих. Также предлагается реконструировать тоннель и соединить Горнозаводское и Главное направления Транссибирской магистрали. В южной части планируется построить новое здание автовокзала площадью 5 тыс.
кв. м с 30 посадочными перронами. В полосе отвода железной дороги предполагается строительство четырехэтажного офисного центра площадью
31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажной гостиницы и перехватывающей парковки. На землях бывшего Товарного двора предусматривается строительство гипермаркета площадью 48 тыс. кв. м – так называемая инвестиционная составляющая.
Глава краевого минтранса Алмаз Закиев и сити–менеджер Перми Дмитрий Самойлов проект поддержали.
 Но и противников у предложенного проекта нашлось немало. Скажем, большие сомнения вызывает предложение о переносе автовокзала поближе к вокзалу железнодорожному. Именно это предполагает первый этап создания транспортно–пересадочного узла. Однако куда переносить автовокзал из центра города – до сих пор непонятно. Дело в том, что железнодорожный вокзал стоит посреди путей: с одной стороны – перроны пригородных электричек, так называемое Горнозаводское направление, с другой – Главное направление Транссиба, куда прибывают поезда дальнего следования. А еще предлагается, напомним, построить четырехэтажный офисный центр площадью 31,5 тыс. кв. м, восьмиэтажную гостиницу и перехватывающую парковку.
 Как заметил член градостроительного совета Денис Галицкий, получается не совсем транспортно–пересадочный узел: «Концепт состоит не в том, чтобы уменьшить расстояние между местами выхода с транспорта, а фактически в заполнении привокзальной площади несвойственной транспортно–пересадочному узлу функцией – торговлей».
А руководитель Центра дорожной информации Михаил Якимов отметил, что три года назад существовали две «честные, но принципиально разные концепции» развития. Первый вариант предусматривал создание единого автовокзала в центре города, на который стягиваются все потоки. Второй – создание такой схемы движения, когда в центр идут только междугородные автобусы, а все пригородные сообщения замыкаются на периферийные автостанции, откуда пассажиры разъезжаются городским транспортом. Но эти предложения так и повисли в воздухе…
И таких спорных вопросов было выявлено немало. В частности, непонятно, какие изменения должны быть внесены в транспортную схему города, не изучены возможные изменения пассажиропотока, перспективы – с учетом создания транспортно–пересадочного узла – строительства нового моста через Каму и т. д. Как выразился депутат Законодательного собрания Олег Жданов, проект абсолютно противоречив – одновременно ставятся задачи и разгрузить транспортные потоки, и притягивать людей в район вокзала. Как совместить эти две задачи – проект ответа не дает. Нет ясности и с источниками финансирования столь масштабного и амбициозного проекта.
Пермяки намерены продолжить обсуждение перспектив развития своего вокзала, а точнее – транспортно–пересадочного узла. С тем, что проблему решать надо, никто не спорит. Главное – найти такое решение, за которое не будет стыдно перед потомками. Все–таки вокзалы обычно строятся на века…

Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»

На снимке: вокзал станции Пермь–2 и окрестности

25.06.2015

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 95

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 132

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 115

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 114

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 108

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 95

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все