• ноября 16, 2017 В КРЕМЛЕ

    Заседание комиссии

    Под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно–информационных технологий на…

  • ноября 16, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Защитить пассажира

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам совершенствования регулирования пассажирских авиаперевозок.
    В совещании приняли участие заместитель Председателя…

  • ноября 16, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Необходима оптимизация

    Госдума рассмотрит законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта,…

  • ноября 16, 2017 79

    Хроника 13 – 19 ноября 2017 года

    В Маниле состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с министром транспорта Республики Филиппины Артуром Тугаде.
    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих принял участие в форуме министров транспорта по безопасности дорожного движения.
    Открылась зимняя навигация на Москве–реке.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Транспортно доступны

Необходимо развивать малую авиацию и аэродромную сеть 
Якутии.

Транспортно доступныЯвляясь значительным по территории субъектом РФ, Якутия тем не менее имеет слабо развитую транспортную сеть. Более 90% территории обеспечено только сезонной транспортной доступностью, т. е. до многих населенных пунктов республики в определенное время года невозможно добраться ни по суше, ни по воде. Поэтому в настоящее время, как и в ближайшей и среднесрочной перспективе, альтернативы авиации на Крайнем Севере нет. Необходимость сохранения и развития малой авиации и аэродромной сети в Якутии очевидна.
Якутия – один из немногих субъектов РФ, где, несмотря на экономические трудности 1990–х – начала 2000–х годов и на мировой финансово–экономический кризис, удалось сохранить региональную маршрутную сеть и доступность авиатранспортных услуг для населения. Основными предпосылками восстановления и развития региональной авиации республики стали понимание властью и директорским корпусом гражданской авиации Якутии исключительной роли авиации в обеспечении потребностей граждан и экономики республики, принятие и последовательная реализация республиканской долгосрочной государственной целевой программы развития воздушного транспорта.
Перестройка и постперестроечная разруха отразились на гражданской авиации далеко не лучшим образом. Если в 1992 году на местных воздушных линиях в республике было перевезено около 1 миллиона человек, то в наши дни – 250 тысяч человек, т. е. в четыре раза меньше.
Более чем в четыре раза в стране сократилось количество действующих аэропортов, особенно регионального значения и местных воздушных линий. Тем не менее в республике удалось сохранить 32 аэропорта местного значения и наладить авиационное сообщение между населенными пунктами. Сделано это было благодаря реализации с 2002 года региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2015 года», в которой были заложены программные методы решения задач отрасли. В результате в условиях кризисной ситуации удалось не только сохранить авиационную отрасль, но и наработать задел для дальнейшего развития.
Создание пилотного проекта – единственного в отрасли федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», куда вошли 23 аэропорта, позволило сохранить все базы с малой интенсивностью полетов. Устойчивая работа этого предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики.
Якутия имеет опыт субсидирования региональных авиаперевозок, что позволило в разы увеличить транспортную подвижность даже самых незащищенных слоев населения в отдаленных районах республики.
Всего из регионального бюджета на развитие воздушного транспорта в целом было потрачено порядка 2 млрд рублей.
Тем не менее ключевым вопросом остается проблема обновления парка воздушных судов регионального назначения, которая особенно контрастно проявилась в регионах Крайнего Севера, где авиационный транспорт является основным, а порой единственным средством передвижения населения и доставки грузов.
До 1981 года в нашей стране были выпущены 59 230 легких самолетов, причем 96% из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001–2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан–2 и Як–12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
В настоящее время авиационной промышленностью прекращено производство отечественных самолетов малых типоразмеров, т.е. самолетов до 10, 12, 50 мест. В Якутии большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих внутрирегиональные перевозки, – устаревшей конструкции, они дорабатывают свой ресурс. Это воздушные судна Ан–24, Ан–26, Ан–2, вертолеты Ми–8. Активный парк самолетов будет поэтапно списан в период с 2013 по 2018 год. С учетом графика списания самолетов и изменения динамики пассажиропотока потребность республики в обновлении парка воздушных судов регионального назначения на период с 2011 по 2020 год составит более 40 единиц.
В последние годы в рамках региональной программы обновления парка воздушных судов были приобретены в качестве перспективных 7 самолетов Ан–3 и 4 единицы самолетов Ан–140, которые полностью подтвердили заявленные летно–технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако в настоящее время авиационной промышленностью предпринят ряд шагов, ставящих под угрозу планы в отношении развития малой авиации. Это касается прекращения производства ВС Ан–3 и отсутствие самолета Ан–140 в производственной линейке ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Что ожидает якутских пассажиров по истечении нескольких лет? Ведь серийного выпуска отечественных самолетов для малой авиации, которые могли бы заменить существующие воздушные суда в России, сейчас нет, а дороги к труднодоступным населенным пунктам Якутии продолжают отсутствовать. Республиканские власти неоднократно обращались в федеральный центр с проблемой необходимости производства воздушных судов малой авиации, но дело так и не двигается с мертвой точки.
В прошлом году в Якутске прошли очередное заседание Клуба командиров авиапроизводства России и общее собрание Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), где была утверждена стратегия деятельности на ближайшую перспективу. Одним из приоритетных направлений деятельности признана поддержка развития региональной, в первую очередь малой авиации.
Необходимость решения важнейшей проблемы авиационной отрасли – обновления парка гражданских самолетов, в особенности региональных, недавно обсуждалась на самом высоком федеральном уровне. Перед российским авиапромом были поставлены задачи создания передовых и перспективных моделей авиационной техники и их серийного производства. Иными словами, многие авиаторы и госчиновники отрасли понимают, в каком направлении надо двигаться дальше. Но все, что удалось сделать на сегодня, – это только предпосылки для начала практической деятельности в интересах авиационного бизнеса, экономики и граждан.
Повышение доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развитие являются важнейшими государственными задачами, актуальность которых еще более возрастает в связи с предполагаемым усилением экономической деятельности в Арктике и ряде районов Севера.
Для решения этих задач требуются комплексный подход, совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти. В связи с этим необходима государственная поддержка и долгосрочная техническая политика в сфере производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на Севере.

Михаил СЕРГЕЕВ

№ 46 (1009) 13 – 19 ноября 2017 года

Новости 206

Первая ласточка президентского проекта

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в открытии автомобильного обхода Звенигорода. В церемонии открытия также участвовали губернатор…
Транспортная политика 233

Транспортный потенциал

Он в значительной степени определяется возможностями транзита. Прошедший в Санкт–Петербурге Международный форум «Транспортный потенциал» вот уже в…
Городской пассажирский транспорт 268

Нацеленность на инновации

демонстрирует отечественный пассажирский транспорт. Состоявшийся недавно в Санкт–Петербурге Международный инновационный форум пассажирского…
Рынок услуг 203

Зигзаги авиастраховщиков

Какие проблемы существуют на рынке и как их решить? Тема страхования в довольно специфической авиатранспортной нише затрагивается нечасто. С точки…
Безопасность 237

Наравне с водителями

пешеходы должны нести ответственность за нарушение правил. Инспекторы из народа Наверняка многим знакома такая картина: пешеход переходит дорогу, не…
Экология 217

Сезон охоты у дельфинов

Ученые наблюдают за ними в районе строительства Крымского моста. В Керченском проливе завершается осенняя экспедиция биологов и экологов, ведущих…
Показать все