• мая 25, 2017 В КРЕМЛЕ

    Подготовка к Госсовету

    Помощник Президента России, секретарь Государственного совета Игорь Левитин провел второе заседание рабочей группы по подготовке заседания президиума Государственного совета на тему

  • мая 25, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Предоставят субсидии

    Подписано постановление Правительства РФ о порядке предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских…

  • мая 25, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Белорусам – зеленый свет

    В Госдуму РФ поступил законопроект «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который предлагает не распространять на граждан…

  • мая 25, 2017 33

    Хроника 22 – 28 мая 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Мадрид.
    В Новосибирске прошел VI Международный форум «Транспорт Сибири» с участием заместителя министра транс- порта РФ Валерия Окулова.
    В Краснодаре прошел Совет главных инженеров органов управления дорожного хозяйства Росавтодора.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Транспортно доступны

Необходимо развивать малую авиацию и аэродромную сеть 
Якутии.

Транспортно доступныЯвляясь значительным по территории субъектом РФ, Якутия тем не менее имеет слабо развитую транспортную сеть. Более 90% территории обеспечено только сезонной транспортной доступностью, т. е. до многих населенных пунктов республики в определенное время года невозможно добраться ни по суше, ни по воде. Поэтому в настоящее время, как и в ближайшей и среднесрочной перспективе, альтернативы авиации на Крайнем Севере нет. Необходимость сохранения и развития малой авиации и аэродромной сети в Якутии очевидна.
Якутия – один из немногих субъектов РФ, где, несмотря на экономические трудности 1990–х – начала 2000–х годов и на мировой финансово–экономический кризис, удалось сохранить региональную маршрутную сеть и доступность авиатранспортных услуг для населения. Основными предпосылками восстановления и развития региональной авиации республики стали понимание властью и директорским корпусом гражданской авиации Якутии исключительной роли авиации в обеспечении потребностей граждан и экономики республики, принятие и последовательная реализация республиканской долгосрочной государственной целевой программы развития воздушного транспорта.
Перестройка и постперестроечная разруха отразились на гражданской авиации далеко не лучшим образом. Если в 1992 году на местных воздушных линиях в республике было перевезено около 1 миллиона человек, то в наши дни – 250 тысяч человек, т. е. в четыре раза меньше.
Более чем в четыре раза в стране сократилось количество действующих аэропортов, особенно регионального значения и местных воздушных линий. Тем не менее в республике удалось сохранить 32 аэропорта местного значения и наладить авиационное сообщение между населенными пунктами. Сделано это было благодаря реализации с 2002 года региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2015 года», в которой были заложены программные методы решения задач отрасли. В результате в условиях кризисной ситуации удалось не только сохранить авиационную отрасль, но и наработать задел для дальнейшего развития.
Создание пилотного проекта – единственного в отрасли федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», куда вошли 23 аэропорта, позволило сохранить все базы с малой интенсивностью полетов. Устойчивая работа этого предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики.
Якутия имеет опыт субсидирования региональных авиаперевозок, что позволило в разы увеличить транспортную подвижность даже самых незащищенных слоев населения в отдаленных районах республики.
Всего из регионального бюджета на развитие воздушного транспорта в целом было потрачено порядка 2 млрд рублей.
Тем не менее ключевым вопросом остается проблема обновления парка воздушных судов регионального назначения, которая особенно контрастно проявилась в регионах Крайнего Севера, где авиационный транспорт является основным, а порой единственным средством передвижения населения и доставки грузов.
До 1981 года в нашей стране были выпущены 59 230 легких самолетов, причем 96% из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001–2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан–2 и Як–12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
В настоящее время авиационной промышленностью прекращено производство отечественных самолетов малых типоразмеров, т.е. самолетов до 10, 12, 50 мест. В Якутии большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих внутрирегиональные перевозки, – устаревшей конструкции, они дорабатывают свой ресурс. Это воздушные судна Ан–24, Ан–26, Ан–2, вертолеты Ми–8. Активный парк самолетов будет поэтапно списан в период с 2013 по 2018 год. С учетом графика списания самолетов и изменения динамики пассажиропотока потребность республики в обновлении парка воздушных судов регионального назначения на период с 2011 по 2020 год составит более 40 единиц.
В последние годы в рамках региональной программы обновления парка воздушных судов были приобретены в качестве перспективных 7 самолетов Ан–3 и 4 единицы самолетов Ан–140, которые полностью подтвердили заявленные летно–технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако в настоящее время авиационной промышленностью предпринят ряд шагов, ставящих под угрозу планы в отношении развития малой авиации. Это касается прекращения производства ВС Ан–3 и отсутствие самолета Ан–140 в производственной линейке ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Что ожидает якутских пассажиров по истечении нескольких лет? Ведь серийного выпуска отечественных самолетов для малой авиации, которые могли бы заменить существующие воздушные суда в России, сейчас нет, а дороги к труднодоступным населенным пунктам Якутии продолжают отсутствовать. Республиканские власти неоднократно обращались в федеральный центр с проблемой необходимости производства воздушных судов малой авиации, но дело так и не двигается с мертвой точки.
В прошлом году в Якутске прошли очередное заседание Клуба командиров авиапроизводства России и общее собрание Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), где была утверждена стратегия деятельности на ближайшую перспективу. Одним из приоритетных направлений деятельности признана поддержка развития региональной, в первую очередь малой авиации.
Необходимость решения важнейшей проблемы авиационной отрасли – обновления парка гражданских самолетов, в особенности региональных, недавно обсуждалась на самом высоком федеральном уровне. Перед российским авиапромом были поставлены задачи создания передовых и перспективных моделей авиационной техники и их серийного производства. Иными словами, многие авиаторы и госчиновники отрасли понимают, в каком направлении надо двигаться дальше. Но все, что удалось сделать на сегодня, – это только предпосылки для начала практической деятельности в интересах авиационного бизнеса, экономики и граждан.
Повышение доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развитие являются важнейшими государственными задачами, актуальность которых еще более возрастает в связи с предполагаемым усилением экономической деятельности в Арктике и ряде районов Севера.
Для решения этих задач требуются комплексный подход, совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти. В связи с этим необходима государственная поддержка и долгосрочная техническая политика в сфере производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на Севере.

Михаил СЕРГЕЕВ

№ 21 (984) 22 – 28 мая 2017 года

Транспортная политика 68

Новые символы Дона

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Ростов–на–Дону Максим Соколов принял участие в церемонии открытия…
Новости 78

И опыт, и молодость

В Краснодаре прошел Всероссийский конкурс «Лучший водитель автобуса» Более 50 лучших водителей автобусов со всей страны боролись за призовой…
Автомобильный транспорт 84

Рекомендации для оптимизации

Их обсудили на конференции, посвященной управлению грузовым автопарком Конференция «Управление грузовым автопарком», прошедшая недавно
Рынок услуг 74

Высок ли сервис на высоте?

В Москве прошел второй Международный форум Sky Service–2017 Прошедший форум – мероприятие не только полезное и интересное, но и красивое. Форум стал…
Факультет.ru 67

Подкрепиться и не разориться

Зачем студенты ПГУПСа рисуют плакаты, которые украсят стены столовых На дорогу от дома до Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора…
Безопасность 68

«Подвиги» автохамов

Долго ли еще терпеть их грубость, наглость т безнаказанность? Владимир Путин призвал бороться c автохамством «не только силой закона»,
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все