• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 45

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Транспортно доступны

Необходимо развивать малую авиацию и аэродромную сеть 
Якутии.

Транспортно доступныЯвляясь значительным по территории субъектом РФ, Якутия тем не менее имеет слабо развитую транспортную сеть. Более 90% территории обеспечено только сезонной транспортной доступностью, т. е. до многих населенных пунктов республики в определенное время года невозможно добраться ни по суше, ни по воде. Поэтому в настоящее время, как и в ближайшей и среднесрочной перспективе, альтернативы авиации на Крайнем Севере нет. Необходимость сохранения и развития малой авиации и аэродромной сети в Якутии очевидна.
Якутия – один из немногих субъектов РФ, где, несмотря на экономические трудности 1990–х – начала 2000–х годов и на мировой финансово–экономический кризис, удалось сохранить региональную маршрутную сеть и доступность авиатранспортных услуг для населения. Основными предпосылками восстановления и развития региональной авиации республики стали понимание властью и директорским корпусом гражданской авиации Якутии исключительной роли авиации в обеспечении потребностей граждан и экономики республики, принятие и последовательная реализация республиканской долгосрочной государственной целевой программы развития воздушного транспорта.
Перестройка и постперестроечная разруха отразились на гражданской авиации далеко не лучшим образом. Если в 1992 году на местных воздушных линиях в республике было перевезено около 1 миллиона человек, то в наши дни – 250 тысяч человек, т. е. в четыре раза меньше.
Более чем в четыре раза в стране сократилось количество действующих аэропортов, особенно регионального значения и местных воздушных линий. Тем не менее в республике удалось сохранить 32 аэропорта местного значения и наладить авиационное сообщение между населенными пунктами. Сделано это было благодаря реализации с 2002 года региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2015 года», в которой были заложены программные методы решения задач отрасли. В результате в условиях кризисной ситуации удалось не только сохранить авиационную отрасль, но и наработать задел для дальнейшего развития.
Создание пилотного проекта – единственного в отрасли федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», куда вошли 23 аэропорта, позволило сохранить все базы с малой интенсивностью полетов. Устойчивая работа этого предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики.
Якутия имеет опыт субсидирования региональных авиаперевозок, что позволило в разы увеличить транспортную подвижность даже самых незащищенных слоев населения в отдаленных районах республики.
Всего из регионального бюджета на развитие воздушного транспорта в целом было потрачено порядка 2 млрд рублей.
Тем не менее ключевым вопросом остается проблема обновления парка воздушных судов регионального назначения, которая особенно контрастно проявилась в регионах Крайнего Севера, где авиационный транспорт является основным, а порой единственным средством передвижения населения и доставки грузов.
До 1981 года в нашей стране были выпущены 59 230 легких самолетов, причем 96% из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001–2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан–2 и Як–12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
В настоящее время авиационной промышленностью прекращено производство отечественных самолетов малых типоразмеров, т.е. самолетов до 10, 12, 50 мест. В Якутии большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих внутрирегиональные перевозки, – устаревшей конструкции, они дорабатывают свой ресурс. Это воздушные судна Ан–24, Ан–26, Ан–2, вертолеты Ми–8. Активный парк самолетов будет поэтапно списан в период с 2013 по 2018 год. С учетом графика списания самолетов и изменения динамики пассажиропотока потребность республики в обновлении парка воздушных судов регионального назначения на период с 2011 по 2020 год составит более 40 единиц.
В последние годы в рамках региональной программы обновления парка воздушных судов были приобретены в качестве перспективных 7 самолетов Ан–3 и 4 единицы самолетов Ан–140, которые полностью подтвердили заявленные летно–технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако в настоящее время авиационной промышленностью предпринят ряд шагов, ставящих под угрозу планы в отношении развития малой авиации. Это касается прекращения производства ВС Ан–3 и отсутствие самолета Ан–140 в производственной линейке ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Что ожидает якутских пассажиров по истечении нескольких лет? Ведь серийного выпуска отечественных самолетов для малой авиации, которые могли бы заменить существующие воздушные суда в России, сейчас нет, а дороги к труднодоступным населенным пунктам Якутии продолжают отсутствовать. Республиканские власти неоднократно обращались в федеральный центр с проблемой необходимости производства воздушных судов малой авиации, но дело так и не двигается с мертвой точки.
В прошлом году в Якутске прошли очередное заседание Клуба командиров авиапроизводства России и общее собрание Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), где была утверждена стратегия деятельности на ближайшую перспективу. Одним из приоритетных направлений деятельности признана поддержка развития региональной, в первую очередь малой авиации.
Необходимость решения важнейшей проблемы авиационной отрасли – обновления парка гражданских самолетов, в особенности региональных, недавно обсуждалась на самом высоком федеральном уровне. Перед российским авиапромом были поставлены задачи создания передовых и перспективных моделей авиационной техники и их серийного производства. Иными словами, многие авиаторы и госчиновники отрасли понимают, в каком направлении надо двигаться дальше. Но все, что удалось сделать на сегодня, – это только предпосылки для начала практической деятельности в интересах авиационного бизнеса, экономики и граждан.
Повышение доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развитие являются важнейшими государственными задачами, актуальность которых еще более возрастает в связи с предполагаемым усилением экономической деятельности в Арктике и ряде районов Севера.
Для решения этих задач требуются комплексный подход, совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти. В связи с этим необходима государственная поддержка и долгосрочная техническая политика в сфере производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на Севере.

Михаил СЕРГЕЕВ

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 146

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 147

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 184

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 139

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 137

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 116

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все