• июля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Утвержден план

    Правительством РФ утвержден план обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленный на развитие паромного сообщения. Планом, в частности, предусматривается строительство трех…

  • июля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Гарантировать каждому

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой принять…

  • июля 20, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Основные задачи

    В Министерстве транспорта РФ состоялось заседание общественно–делового совета по основному направлению стратегического развития проекта «Безопасные и качественные дороги» под председательством…

  • июля 20, 2017 46

    Хроника 17 – 23 июля 2017 года

    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих провел заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта.
    Авиационный учебный и научно–исследовательский центр Boeing получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта.
    Российские и китайские речники и моряки обсудили перспективы сотрудничества.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Транспортно доступны

Необходимо развивать малую авиацию и аэродромную сеть 
Якутии.

Транспортно доступныЯвляясь значительным по территории субъектом РФ, Якутия тем не менее имеет слабо развитую транспортную сеть. Более 90% территории обеспечено только сезонной транспортной доступностью, т. е. до многих населенных пунктов республики в определенное время года невозможно добраться ни по суше, ни по воде. Поэтому в настоящее время, как и в ближайшей и среднесрочной перспективе, альтернативы авиации на Крайнем Севере нет. Необходимость сохранения и развития малой авиации и аэродромной сети в Якутии очевидна.
Якутия – один из немногих субъектов РФ, где, несмотря на экономические трудности 1990–х – начала 2000–х годов и на мировой финансово–экономический кризис, удалось сохранить региональную маршрутную сеть и доступность авиатранспортных услуг для населения. Основными предпосылками восстановления и развития региональной авиации республики стали понимание властью и директорским корпусом гражданской авиации Якутии исключительной роли авиации в обеспечении потребностей граждан и экономики республики, принятие и последовательная реализация республиканской долгосрочной государственной целевой программы развития воздушного транспорта.
Перестройка и постперестроечная разруха отразились на гражданской авиации далеко не лучшим образом. Если в 1992 году на местных воздушных линиях в республике было перевезено около 1 миллиона человек, то в наши дни – 250 тысяч человек, т. е. в четыре раза меньше.
Более чем в четыре раза в стране сократилось количество действующих аэропортов, особенно регионального значения и местных воздушных линий. Тем не менее в республике удалось сохранить 32 аэропорта местного значения и наладить авиационное сообщение между населенными пунктами. Сделано это было благодаря реализации с 2002 года региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2015 года», в которой были заложены программные методы решения задач отрасли. В результате в условиях кризисной ситуации удалось не только сохранить авиационную отрасль, но и наработать задел для дальнейшего развития.
Создание пилотного проекта – единственного в отрасли федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», куда вошли 23 аэропорта, позволило сохранить все базы с малой интенсивностью полетов. Устойчивая работа этого предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики.
Якутия имеет опыт субсидирования региональных авиаперевозок, что позволило в разы увеличить транспортную подвижность даже самых незащищенных слоев населения в отдаленных районах республики.
Всего из регионального бюджета на развитие воздушного транспорта в целом было потрачено порядка 2 млрд рублей.
Тем не менее ключевым вопросом остается проблема обновления парка воздушных судов регионального назначения, которая особенно контрастно проявилась в регионах Крайнего Севера, где авиационный транспорт является основным, а порой единственным средством передвижения населения и доставки грузов.
До 1981 года в нашей стране были выпущены 59 230 легких самолетов, причем 96% из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001–2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан–2 и Як–12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
В настоящее время авиационной промышленностью прекращено производство отечественных самолетов малых типоразмеров, т.е. самолетов до 10, 12, 50 мест. В Якутии большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих внутрирегиональные перевозки, – устаревшей конструкции, они дорабатывают свой ресурс. Это воздушные судна Ан–24, Ан–26, Ан–2, вертолеты Ми–8. Активный парк самолетов будет поэтапно списан в период с 2013 по 2018 год. С учетом графика списания самолетов и изменения динамики пассажиропотока потребность республики в обновлении парка воздушных судов регионального назначения на период с 2011 по 2020 год составит более 40 единиц.
В последние годы в рамках региональной программы обновления парка воздушных судов были приобретены в качестве перспективных 7 самолетов Ан–3 и 4 единицы самолетов Ан–140, которые полностью подтвердили заявленные летно–технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако в настоящее время авиационной промышленностью предпринят ряд шагов, ставящих под угрозу планы в отношении развития малой авиации. Это касается прекращения производства ВС Ан–3 и отсутствие самолета Ан–140 в производственной линейке ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Что ожидает якутских пассажиров по истечении нескольких лет? Ведь серийного выпуска отечественных самолетов для малой авиации, которые могли бы заменить существующие воздушные суда в России, сейчас нет, а дороги к труднодоступным населенным пунктам Якутии продолжают отсутствовать. Республиканские власти неоднократно обращались в федеральный центр с проблемой необходимости производства воздушных судов малой авиации, но дело так и не двигается с мертвой точки.
В прошлом году в Якутске прошли очередное заседание Клуба командиров авиапроизводства России и общее собрание Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), где была утверждена стратегия деятельности на ближайшую перспективу. Одним из приоритетных направлений деятельности признана поддержка развития региональной, в первую очередь малой авиации.
Необходимость решения важнейшей проблемы авиационной отрасли – обновления парка гражданских самолетов, в особенности региональных, недавно обсуждалась на самом высоком федеральном уровне. Перед российским авиапромом были поставлены задачи создания передовых и перспективных моделей авиационной техники и их серийного производства. Иными словами, многие авиаторы и госчиновники отрасли понимают, в каком направлении надо двигаться дальше. Но все, что удалось сделать на сегодня, – это только предпосылки для начала практической деятельности в интересах авиационного бизнеса, экономики и граждан.
Повышение доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развитие являются важнейшими государственными задачами, актуальность которых еще более возрастает в связи с предполагаемым усилением экономической деятельности в Арктике и ряде районов Севера.
Для решения этих задач требуются комплексный подход, совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти. В связи с этим необходима государственная поддержка и долгосрочная техническая политика в сфере производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на Севере.

Михаил СЕРГЕЕВ

№ 29 (992) 17 – 23 июля 2017 года

Новости 111

Импульс развития

В подмосковном Жуковском проходит XIII международный авиационно–космический салон МАКС–2017. В первый день работы салона в присутствии министра…
Новости 116

ИННОПРОМ–2017

Начало четвертой промышленной революции. Эту мысль неоднократно подчеркивали участники и гости международной промышленной выставки ИННОПРОМ–2017,…
Железнодорожный транспорт 143

Куда движется вокзал?

О стратегии интеграции железнодорожных вокзальных комплексов в городскую среду. Транспортно–пересадочный узел (ТПУ) многие из нас представляют как…
Речной транспорт 105

Верят в ветер перемен

Волжские речники в будущее смотрят с оптимизмом. Уже третья часть речной навигации в Волжском бассейне пройдена. В низовьях Волги она стартовала еще…
Транспортное машиностроение 147

Без господдержки не обойтись

Придать импульс развитию транспортного машиностроения. В Госдуме прошло первое заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения…
Спорт 98

Пусть знают наших!

Авиадиспетчеры Московского центра АУВД побеждают. на чемпионате Европы В спорткомплексе Московского технологического университета состоялся открытый…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все