• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 47

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

В условиях санкций

144444_s.jpgГотов ли российский рынок транспортно–логистических услуг
к непростым временам?

В условиях санкций
VI Балтийский транспортный форум, организованный компанией «ICF – Международные конференции», который по традиции прошел в Санкт–Петербурге, с од-
ной стороны, был посвящен актуальным вопросам развития транспортной системы Северо–Запада России и ближайших соседей. А с другой – проблемам форс–мажорного порядка, а именно перспективам развития грузоперевозок и ведения бизнеса в условиях, сложившихся в результате введения взаимных санкций России и Европейского союза. Причем интерес к этим вопросам у участников форума был чисто практический, поскольку именно северо–западное направление грузопотоков первым почувствовало влияние санкций. Но обо всем по порядку…

Как отмечалось на форуме, в развитие железнодорожной инфраструктуры в Северо–Западном регионе и  терминальной инфраструктуры портов Балтийского бассейна будет инвестировано к 2020 году 302,1 млрд руб., а объем перевозок к этому периоду прогнозируется на уровне 1,66,4 млн.
Также планируется развитие Вологодского, Череповецкого, Волховстроевского железнодорожных узлов, станции Бабаево и усиление инфраструктуры направления Вологда – Волховстрой. Предварительный объем инвестиций, которые запланированы на реализацию данных мероприятий, составляет 18,7 млрд руб. Работа будет проводиться и в отношении участка Волховстрой – Мурманск – объем инвестиций к 2020 году составит 63,4 млрд руб.
Развитие транспортной инфраструктуры «тянет» за собой обустройство пограничной инфраструктуры. Так, строительство нового морского пункта пропуска Брусничное начнется уже в 2015 году. Возведение пункта пропуска на Сайменском канале будет идти в рамках исполнения поручений Правительства РФ и протокольных решений Морской коллегии при Правительстве РФ по обустройству морских пунктов пропуска, принадлежащих Балтийскому бассейну. В настоящее время осуществляется проектирование объекта и оформляется земельный участок, а в 2015–м начнется строительство, которое будет идти с использованием механизма государственно–частного партнерства.
Это обеспечит судоходство по Сайменскому каналу. К тому же регистрация судов и товаров, которые они перевозят, будет проходить в одном конкретном месте и соответствовать всем современным требованиям. Сейчас же таможенный контроль и пограничная служба находятся друг от друга на расстоянии порядка 20 км.
Совершенствуется администрирование на постах таможенного контроля Балтийской таможни. В результате в 2013–2014 годах удалось сократить срок нахождения контейнеров в Большом порту Санкт–Петербург с 6,5 до 4,1 суток. Только 10% грузов проходят транзитом в Большом порту Санкт–Петербург, остальные оформляются на местах.
В течение 2013 года и в I полугодии 2014–го совместно со стивидорами осуществлялся мониторинг времени нахождения контейнеров в морских портах. Так, в I квартале прошлого года средний срок нахождения грузов с момента их поступления до вывоза с территории составлял 6,5 суток. Из них 1,5 суток (27 часов) занимали таможенные операции, связанные с декларированием товаров. Уже в IV квартале 2013 года время нахождения в порту сократилось до 4,6 суток, из которых 0,64 суток (15 часов) потребовалось на оформление таможенных документов. В I и II кварталах 2014–го срок пребывания контейнеров в порту составил уже 4,1 суток, а 9 часов заняли таможенные операции.
В итоге меньше чем за два года за счет усиления администрирования процессов сотрудникам таможенной службы удалось сократить время на проведение таможенных операций на 7%.
Также на сокращение сроков нахождения контейнерных грузов повлиял переход на 100%–ное электронное декларирование с 1 января 2014 года. Из 1500 поступающих в день деклараций 67% полностью подаются в электронном виде. Для сравнения: в I полугодии 2013–го этот показатель составлял 46%.
От развития главной магистрали Северо–Запада – Октябрьской железной дороги – в транспортном комплексе региона зависит многое, и прежде всего работа морских портов. Пропускная способность железной дороги на Усть–Лугу в 2015 году составит 64 млн тонн в год. В 2013 году пропускная способность составляла 38,3 млн тонн, а к 2020 году возрастет до 80,3 млн тонн в год. При этом порт Усть–Луга является основным драйвером роста грузопотока по железной дороге. В целом, по прогнозам Октябрьской железной дороги, в 2014 году объем железнодорожных перевозок на порты Северо–Запада составит порядка 117 млн тонн, что на 13,8% больше, чем за 2013 год.
Транспортное бизнес–сообщество понимает, что санкции ухудшат показатели работы ТК в целом и во всех его семгментах: грузоперевозки, логистическое обслуживание, инфраструктурное обустройство и т. д. Для  Северо–Западного региона с его транспортно–транзитной направленностью последствия санкций – тема более чем актуальная.
По мнению аналитиков, на переориентацию продовольственных поставок в Россию уйдет как минимум два–три месяца, при этом в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только в следующем году. Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки. Замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется «отложенный эффект экономических санкций». По прогнозам на 2015–2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5–2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4–5,5%, темп роста мировой экономики в целом – 3,4%.
В долгосрочной перспективе на мировую торговлю повлияют факторы, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Это ухудшение долговой ситуации в развивающихся странах; изменение структуры инвестиций в китайскую экономику; снижение спроса на промышленное сырье при падающем ценовом тренде.
В перспективе с учетом возможных ограничений на организацию мировой торговли важно правильно оценивать не только позицию самой России, но и учитывать влияние тех союзов и ассоциаций, в которые наша страна входит полноправным членом. В первую очередь речь о БРИКС с фактическим влиянием на страны ЕврАзЭС и ШОС с потенциальным воздействием на страны Южноафриканского сообщества, Союза южно-
американских наций, а также страны АТЭС. Речь идет практически о всех мегаблоках, за исключением Трансатлантического альянса, что понятно в нынешней ситуации.
Что касается перспектив развития российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ), то, по мнению специалистов, они не блестящие. Стагнация рынка ТЛУ началась уже в 2013 году. После пикового 2010 года с темпом роста 20,2% рынок двигался по нисходящей, а оценка 2014 года оптимизма не добавляет.
Показатели работы транспорта во второй половине года ухудшатся, роста грузооборота не предвидится. Рынок ТЛУ упадет на 7,6% в долларовом эквиваленте из–за снижения курса рубля, но при этом сохранятся высокие темпы роста в сегментах складских услуг и экспресс–доставки.
Для такого пессимизма есть основания – напряжение в геополитике, санкции и, как следствие, удорожание финансовых ресурсов, снижение потребительского и инвестиционного спроса, замедление темпов российской экономики. До провала экспортно–импортного грузопотока 2009 года далеко, но отрицательная тенденция налицо (график 1).
Чтобы представить себе последствия взаимных ограничений ЕС и России, обратимся к статистике.
В 2013 году на долю ЕС (28 стран) приходилось 28,4% импорта РФ продовольствия (включая напитки и табачные изделия), в том числе 36,7% мяса, 33,2% молочных продуктов и яиц, 30,5% овощей (диаграмма 1).
Совокупный объем импорта из ЕС составил 27 млн т, в т. ч. продовольствия 7,28 млн т (26,6%).
Определяющую роль в доставке импортных грузов из ЕС играет автомобильный транспорт, его доля в импорте продовольствия из ЕС превышает 54% (дo 4 млн т в 2013 году). Данные по I полугодию 2014 года представлены на диаграмме 2.
B 2013 году перевалка рефгрузов в Большом порту Санкт–Петербурга составила около 6 млн т, из них в контейнерах – 4 млн т.
Уже в первом полугодии 2014 года импортный грузопоток из ЕС сократился на 10,6%, перевалка рефгрузов в Большом порту Санкт–Петербурга – на 5%.
Импортную продукцию, на которую наложены санкции, планируется заменить поставками из Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и др.), Турции, частично – из Китая, Ирана, Израиля и Египта. Но на полную переориентацию поставок уйдет минимум 2–3 месяца, в полной мере последствия санкций проявятся в 2015 году.
Сокращение импортного грузопотока из стран ЕС неизбежно приведет к сокращению международных автомобильных перевозок на европейском направлении. Как следствие, повысится значение портов как Северо–Запада, так и Юга в перевалке грузов на те страны, которые работают с Россией в новых условиях. Одновременно увеличатся объемы внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом по мере реализации программы импортозамещения.
И сокращение внешнеторговых грузопотоков, и изменение географии поставок, и неустойчивость финансово–экономической ситуации, равно как падение объема инвестиций, в том числе в инфраструктуру, – это условия, в которых рынку транспортно–логистических услуг предстоит работать в 2015 году и далее. И к этому надо быть готовыми.

d1.jpg
g1.jpg

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

 

30.10.2014

 

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 89

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 127

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 109

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 109

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 103

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 90

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все