• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 64

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Вагоностроение – конфликтная отрасль

Вагоностроение – конфликтная отрасль Такую характеристику дал этому виду железнодорожного машиностроения
эксперт Владимир Савчук.

1517.jpg

Конференция «Рынок подвижного состава», которая прошла уже в пятый раз, вызывает неизменный интерес не только у вагоностроителей. В ее работе принимают участие операторы и владельцы подвижного состава, логисты, производители комплектующих, юристы, финансисты, представители ФАС и ряда других служб. Такой интерес к форуму не случаен – в ходе дискуссий поднимаются актуальные, порой нелицеприятные вопросы, которые можно обсудить со всех сторон и с определенной долей открытости.
Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, назвал вагоностроение отраслью проблемной, где много острых вопросов, которые требуют публичного обсуждения, в частности, таких животрепещущих проблем, как срок службы вагонов, какие вагоны считать инновационными и т. д.
Сегодня в России функционируют более 25 вагоностроительных предприятий, в работе которых задействованы 39 тыс. человек. Ежегодная мощность этих предприятий составляет около 90 тыс. грузовых вагонов. В связи с сокращением спроса, по оценкам ИПЕМ, по итогам 2014 года ожидается снижение производства. Как отметил Владимир Савчук, с учетом падения спроса решение вопроса о поддержке вагоностроения становится предельно актуальным.
В этой связи эксперт выделил ряд ключевых проблем в области вагоностроения: во–первых, на протяжении нескольких месяцев наиболее актуальным и дискутируемым вопросом является отказ от продления сроков службы грузовых вагонов. Особую остроту обсуждениям придал тот факт, что 1 августа 2014 года вышло постановление правительства № 731, которое сделало невозможным на территории России продление срока службы вагонов без модернизации.
Если до этого обсуждения носили больше обобщенный характер и касались в основном будущих рисков, задач и проблем введения продления срока службы с обязательной модернизацией, то после принятия этого постановления и вступления в силу технического регламента о безопасности железнодорожного подвижного состава все заинтересованные лица и предприятия были поставлены перед проблемой в кратчайшие сроки выработать решения и соответствующие нормативные и правовые акты в сфере технического регулирования.
Теперь фактор времени является одним из самых существенных стимулов решения проблемы, так как промедление с выработкой консолидированной позиции оборачивается издержками для всех. На сети скапливаются грузовые вагоны, для дальнейшей эксплуатации которых необходимо продление срока службы. В настоящее время их количество уже превысило 50 тыс. и ежедневно это количество увеличивается на 200–300 вагонов.
Эксперты уверены, что решение есть, но начать нужно с определения основных положений и направлений, по которым целесообразно искать компромиссы. Одним словом, нужно договариваться, и переговоры будут очень непростыми и, скорее всего, длительными по времени.
Во–вторых, сегодня обсуждается вопрос унификации тележек грузовых вагонов. При проведении унификации существует риск повышения цен на тележки и их комплектующие, а также роста стоимости обслуживания и ремонта.
В–третьих, еще одним риском для вагоностроителей являются ограниченные сроки действия государственной программы субсидирования лизинговых платежей, что может в дальнейшем привести к замедлению перехода на инновационные грузовые вагоны. Таким образом, парк подвижного состава может оказаться не подготовленным в полном объеме к запуску тяжеловесного движения.
В–четвертых, в настоящий момент действует скидка с тарифа на пробег порожних инновационных вагонов, что, по мнению Владимира Савчука, стимулирует неэффективную работу операторов. Если, к примеру, инновационный вагон управляется собственником максимально эффективно, без порожнего пробега, то скидка в этом случае не предоставляется. Необходимо предоставлять скидку на груженый рейс и делать ее двухставочной: за счет сниженного воздействия на путь и при эксплуатации вагона в тяжеловесном движении. По оценкам ИПЕМ, в случае полной замены вагонов на сети ОАО «РЖД» инновационным подвижным составом только за счет увеличения грузоподъемности удастся сократить требующий парк на 10%.
Также существует проблема значительной зависимости объема ремонта вагонов от доли инновационных вагонов на сети. Согласно подсчетам ИПЕМ замена 50% парка грузовых вагонов на инновационные приведет к снижению объемов деповских ремонтов вагонов на 16,6%, отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР) на 36,5%, а также сокращению персонала ремонтных предприятий на 12 тыс. человек.
Наконец, стоит вопрос о неопределенности критериев инновационности грузовых вагонов. Сегодня различными субъектами рынка – ОАО «РЖД», производителями, операторами – выработаны свои критерии, которые суммарно содержат более 50 пунктов. Такое количество критериев является избыточным и существенно осложнит работу по практическому внедрению государством системы поддержки обновления парка инновационными вагонами.
При решении о покупке вагона оператор учитывает ряд технических и эксплуатационных характеристик. При этом согласно оценкам ИПЕМ ключевые характеристики для потребителя грузовых вагонов – грузоподъемность и размеры скидки с тарифа. Такая оценка сформирована на основе разработанной институтом методики расчета экономически обоснованных цен на новые модели грузовых вагонов, которая была утверждена НП ОПЖТ в 2012 году. Применение такой методики помогает потребителю определить, на что стоит обращать внимание при эксплуатации вагона с улучшенными техническими характеристиками, а также оптимизировать количество критериев инновационности.
Сегодня, как считает эксперт, для развития вагоностроения необходимо взвешенно и комплексно проводить расчеты всех рисков реализации того или иного комплекса мер поддержки и находить пути их минимизации. При этом следует учитывать совокупные эффекты во всей экономике: для производителей грузовых вагонов и комплектующих, потребителей продукции вагоностроения, железнодорожного транспорта, бюджетной системы и социальной сферы.

Подготовила
 Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»

 

30.12.14

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 186

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 192

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 232

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 177

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 183

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 155

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все