• сентября 21, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Разработают стратегию

    Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов провел заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В мероприятии приняли участие руководитель…

  • сентября 21, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Внесут изменения

    Государственная дума рассмотрит правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • сентября 21, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Издан приказ

    В целях обеспечения возможности использования посадочного талона в электронном виде Минтрансом России издан приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок…

  • сентября 21, 2017 37

    Хроника 18 – 24 сентября 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Санкт–Петербург.
    Директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных провел рабочее совещание с пассажирскими перевозчиками Приморского края.
    Курсанты Морского университета имени адмирала Г.И. Невельского приняли присягу.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Акцизные «инвестиции»

Акцизные «инвестиции»В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Формирование системы дорожных фондов в Российской Федерации».

Акцизные «инвестиции»В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Формирование системы дорожных фондов в Российской Федерации». В его работе приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, вице–спикер Государственной думы Олег Морозов, председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игорь Старыгин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина России Игорь Кузин.
 Образно говоря, прошедший «круглый стол» успел вскочить в последний вагон уходящего поезда парламентского процесса. Ведь он проходил 16 июля, в последний день весенней сессии Госдумы. Позже собрать всех представителей комитетов, от которых зависит судьба дорожных фондов, очень проблематично. Между тем в данной ситуации от позиции парламентариев зависит очень многое. Вопрос острый, и решать его надо безотлагательно.
По информации Игоря Левитина, только на финансирование содержания и ремонта федеральных дорог в 2011 году требуется 193,5 млрд рублей. В проекте бюджета предусматривается выделение только 56,8 млрд рублей. Дефицит составляет 136,7 млрд рублей. В части финансирования содержания и ремонта региональных дорог положение еще хуже. Исходя из нормативов финансовых затрат регионам нужно выделить 650 млрд рублей. В 2010 году на эти цели выделено 119 млрд рублей. То есть дефицит составляет 531 млрд рублей. «При таком финансировании армия дорожных рабочих остается не у дел. Строительные организации, закупившие технику и потратившие немалые средства на обучение кадров, окажутся обманутыми. Смертность, вызванная плохим состоянием дорог, будет увеличиваться», – сказал Игорь Левитин.
Главной проблемой организации дорожных фондов является определение источников финансирования. Для решения ее предлагается применить принцип «пользователь платит». Этот принцип применяется в трубопроводном транспорте, при оплате инженерной инфраструктуры и инфраструктуры в электроэнергетике. Пользователь оплачивает 100% затрат владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта при ее эксплуатации. Кроме того, принцип «пользователь платит» соответствует мировой практике. Во всем мире деньги в дорожные фонды поступают в виде налогов на бензин и дизельное топливо. По отношению к финансированию дорожного строительства это справедливый принцип: больше проехал – больше заплатил. Суть предложений Игоря Левитина состоит в постепенном увеличении акцизов на топливо до уровня 3 рублей за литр. Увеличение акциза на топливо даст 240 млрд рублей, которые разделятся между федеральным и региональными дорожными фондами. Одновременно с этим предлагается обнулить ставку транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. «Транспортный налог имеет массу недостатков. Это – возникновение преференций для зарубежных перевозчиков, в том числе в государствах единого таможенного союза, трудности администрирования, отсутствие связи с уровнем и интенсивностью использования инфраструктуры, неравенство пользователей в различных регионах (разница в ставках налога доходит до 10 раз)», – сказал Игорь Левитин.
Кроме повышения акцизов на топливо, Игорь Левитин предложил депутатам задуматься над возможностью использования дополнительных источников по наполнению дорожных фондов. Ведь повышение акцизов на 3 рубля позволит собрать минимальные средства, необходимые только для ремонта и поддержания автодорог. На строительство новых дорог этих средств не хватит. В числе дополнительных источников пополнения фондов – введение платы за проезд по автодорогам грузовых автомобилей с массой в 12 тонн, введение платы по договорам на присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам, введение налога с продаж нефтепродуктов, введение акциза на легковые автомобили с мощностью двигателя менее 90 л.с.
По мнению Игоря Левитина, восстановление дорожных фондов приведет к улучшению состояния дорог и снижению издержек владельцев транспортных средств на ремонт автомобилей. Среднесуточный пробег увеличится с 300 до 500 км. Выравнятся условия пользования дорожной сетью России для пользователей независимо от государства регистрации транспортного средства.
Министр транспорта не скрывал, что предлагаемые меры по наполнению дорожных фондов имеют и свои недостатки. Главные из них состоят в том, что рост акцизов приведет к увеличению себестоимости перевозок общественным транспортом на 50 копеек. Увеличатся издержки сельхозпроизводителей и расходы бюджетных учреждений.
В целом участники «круглого стола», организованного Комитетом ГД по строительству и земельным отношениям, поддержали идею организации дорожных фондов, но при этом обратили внимание на ряд сопутствующих проблем.
Председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум предложил не ограничиваться предложениями Игоря Левитина. Он считает, что дорожные фонды должны стать внебюджетными. По его мнению, проблема организации финансирования дорожного хозяйства не только в том, что денег не хватает. Она состоит еще и в том, что логика строительства, обслуживания, содержания дорог «привязана» к бюджетному процессу. В результате финансирование начинается не тогда, когда нужно – в период марта – октября, а в зимний период, после того как Минфин и МЭР согласуют федеральную адресную инвестиционную программу. «При таком раскладе эффективность использования каждого рубля в два раза ниже. Как только в регионах дорожные фонды перешли в состав бюджетов, они сократились с 480 млрд рублей в 2000 году до 133 млрд рублей в 2010 году», – пояснил Мартин Шаккум.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев считает, что предложения Игоря Левитина по сути являются поиском обходных путей, чтобы вопреки позиции Минфина сохранить дорожную отрасль. «Вместе с тем то, что сегодня предлагается, ляжет тяжким бременем на плечи наших граждан. Повышение акцизов увеличит стоимость проезда и увеличит расходы автотранспортных предприятий, которые сегодня работают на грани рентабельности».
Директор Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина Игорь Кузин выступил против предложения Мартина Шаккума о придании фондам статуса внебюджетных. «Мы предлагаем депутатам воздержаться от создания внебюджетных фондов. Дорожный фонд должен существовать на тех же принципах, что и Инвестиционный фонд. Это предполагает перенос неиспользованных остатков на следующий год. Средства фонда никто не может секвестировать и эти средства не могут распределяться на другие цели. Оперативность управления и сохранность средств гарантируется», – считает представитель Минфина.
По итогам «круглого стола» было принято решение. В нем Правительству Российской Федерации рекомендовано:
– ускорить подготовку и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающего переход с 1 января 2011 года на финансирование дорожной отрасли за счет федерального и региональных дорожных фондов;
– обеспечить при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов направление в федеральный дорожный фонд ассигнований из федерального бюджета на уровне не ниже расходов текущего года, включая бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство и субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации, без учета дополнительных источников формирования федерального дорожного фонда в виде акцизов на нефтепродукты и иных поступлений;
– рассмотреть возможность реализации дополнительных мер, направленных на увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в целях достижения объемов расходов, предусмотренных подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в среднесрочной перспективе;
– обеспечить приоритетное финансирование расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог в целях приведения транспортно–эксплуатационных показателей действующих федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог федерального значения;
– при разработке общих принципов и порядка формирования и использования средств федерального дорожного фонда предусмотреть возможность гибкого управления средствами этого фонда, в том числе упрощение бюджетных процедур.
Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рекомендовано образовать рабочую группу по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для формирования системы дорожных фондов в Российской Федерации, включив в ее состав членов и сотрудников аппарата Комитета ГД по строительству и земельным отношениям.

Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 38 (1001) 18 – 24 сентября 2017 года

Транспортная политика 84

Развитие – уверенное

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Костромскую область.В ходе поездки глава Минтранса вместе с губернатором региона…
Транспортная политика 93

МТК «Север – Юг»: второе дыхание

Российско–индийское сотрудничество обретает транспортную составляющую.В ближайшее время Россия, Индия, Иран и Азербайджан планируют начать перевозки…
Транспортная инфраструктура 100

У каждого моста своя высота

Об особенностях мостостроения в России. Немного истории Искусство наведения мостов было развито на Руси с древнейших времен. Основным строительным…
Морской транспорт 87

Драйвер туристической мобильности

В Санкт–Петербурге состоялся IX Международный форум «Водный туризм».По данным Всемирной туристической организации ООН, водный туризм в последнее…
Безопасность 88

Дороги, которые нас выбирают

Участники «Дорожной инспекции ОНФ/Карта убитых дорог» изучили ситуацию в нескольких регионах страны. Саратов Рейды по улицам столицы Саратовской…
Безопасность 98

Подозрительный посетитель

Как сотрудники ведомственной охраны надежно защитили мост.В Тобольске под руководством директора Уральского филиала ФГУП «УВО Минтранса России»…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ