• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 52

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Доступность: пути и подходы

Доступность: пути и подходыВ Госдуме РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы доступности железнодорожной инфраструктуры и транспорта для инвалидов. Инновационные решения».

Доступность: пути и подходыВ Госдуме РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы доступности железнодорожной инфраструктуры и транспорта для инвалидов. Инновационные решения». Его организаторами выступили Комитет Госдумы по транспорту  и Межфракционное депутатское объединение по делам инвалидов.
В своем обращении к участникам «круглого стола» председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев напомнил, что на первом заседании Совета по делам инвалидов  Президент России  Дмитрий Медведев отметил, что в связи с подписанием международной Конвенции о правах инвалидов потребуется серьезная корректировка законодательной, нормативно–правовой базы. По итогам заседания в поручениях Президента РФ обращено внимание Правительства РФ, руководителей регионов на существующие проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость его обновления с учетом потребностей инвалидов. Доступность транспорта и транспортной инфраструктуры призвана улучшить качество жизни инвалидов и является важным условием достижения равенства возможностей и активного участия маломобильных категорий граждан в социальной и культурной жизни общества. Конституция РФ гарантирует заботу об инвалидах, но, по словам Сергея Шишкарева, наша транспортная инфраструктура до сих пор вопреки нормам, прописанным в Конституции, зачастую остается для инвалидов недоступной. Из–за этого люди с ограниченными возможностями не могут нормально передвигаться, отдыхать, лечиться и трудиться.
Транспортной стратегией России до 2030 года поставлена задача обеспечить доступность пассажирского транспорта для маломобильных групп населения на 90%. Между тем, заметил глава думского комитета, в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» нет даже раздела, не говоря уже о плане мероприятий, по обеспечению доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям. Невнятно прописана мера ответственности за несоблюдение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и транспорту.
Сопредседатель Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Олег Смолин дополнил перечень нерешенных проблем, усложняющих жизнь российских инвалидов. Он затронул, в частности, вопрос о такой социальной льготе, как проездной билет на электропоезд. Во многих регионах в большинстве сельских районов железных дорог нет, и эта льгота инвалидам ничего не дает. По мнению депутата, необходимо подумать над тем, чем можно ее заменить.
Существуют проблемы с использованием специально оборудованных вагонов для пассажиров–колясочников. Часто даже при наличии свободных мест в эти вагоны не допускаются, например, инвалиды по зрению. Остается непонятным, почему специальными вагонами не могут пользоваться все инвалиды. Ясно, что колясочники должны иметь в данной ситуации приоритет, но уж если появляются свободные места, почему бы не продавать билеты другим категориям пассажиров с ограниченными возможностями?
Несмотря на эти и другие сложности, участники «круглого стола» отмечали, что наметились позитивные тенденции в обеспечении доступности транспортной инфраструктуре для маломобильных групп населения. Разрабатывается государственная программа «Доступная среда», интересы инвалидов учитываются при модернизации железнодорожной инфраструктуры. Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов отметил, что обеспечение доступности железнодорожной инфраструктуры для всех категорий пассажиров, и прежде всего инвалидов, является основной задачей компании. Речь идет о вокзальных комплексах, подвижном составе, а также инфраструктуре, связанной с приобретением проездных документов, оказанием других услуг.
«Трудности, с которыми мы столкнулись, – сказал Сергей Абрамов, – носят объективный характер. В советское время в проектных решениях не учитывались ограничения для маломобильных групп населения, поэтому сегодня нам приходится реконструировать и модернизировать железнодорожную инфраструктуру, а это требует  огромных капиталовложений».
В ближайшие годы более 300 российских вокзалов ждут серьезные перемены. Они должны превратиться в современные многофункциональные комплексы, связывающие между собой различные виды транспорта. В соответствии со специальной программой модернизации вокзалов на первом этапе будут осуществлены работы на вокзалах в Москве, Санкт–Петербурге, в Сочинском узле, на Дальнем Востоке. Во все проекты в обязательном порядке закладываются решения, обеспечивающие доступность железнодорожной инфраструктуры для всех категорий маломобильного населения. Работа проводится в тесном контакте с немецкими специалистами, накопившими большой опыт в этой области.
«Оценивая программу, мы понимаем, что без активной поддержки государства и заинтересованных инвестиционных институтов, законодателей мы эту задачу решить не сможем», – подчеркнул Сергей Абрамов. С учетом масштабности проектов, объемов капиталовложений необходимо введение так называемых финансовых стимулов для инвестиционной деятельности и привлечения частного капитала, использование механизма государственно–частного партнерства. Вопросы финансирования должны быть учтены при разработке государственной программы «Доступная среда», заказчиком которой выступает Минздравсоцразвития России. Отдельное направление – развитие «интеллектуальных транспортных систем» пользовательского, клиентского типа, которые позволят использовать современные инновационные решения.
Заместитель руководителя Росжелдора Алан Лушников остановился на той роли, которую призвано сыграть государство в обеспечении доступной среды на железнодорожном транспорте. Это прежде всего установление нормативных требований к техническим средствам и объектам инфраструктуры. Уже практически готовы технические регламенты, которые станут первым шагом к полноценному и современному регулированию технических средств и объектов инфраструктуры. Согласно законодательству о техническом регулировании технические регламенты – это первый уровень, дальше идут отраслевые стандарты, которые должны быть разработаны в ближайшие несколько лет.
Но встает вопрос: требования установим, а как приводить инфраструктуру в соответствие с этими требованиями? Алан Лушников констатировал, что новых вагонов, предназначенных для перевозки инвалидов, других маломобильных групп населения, пока, к сожалению, немного, и реконструкция вокзалов идет достаточно медленно. Дело упирается в финансирование. Даже программы, утвержденные на уровне правительства, в настоящее время не выполняются. Общая позиция финансово–экономического блока правительства состоит в том, что все это документы докризисного периода, сейчас иная реальность, иные подходы к расходованию бюджетных средств.
Вопреки трудностям железнодорожники по мере сил заботятся о пассажирах с ограниченными возможностями. Так, созданы необходимые условия для инвалидов на вокзалах, прошедших реконструкцию после 2002 года. К ним относятся Челябинск, Самара, Ростов и другие. На ряде вокзалов для инвалидов установлены специальные лифты. Они есть на вокзалах Липецка, Белгорода, Красноярска, Саратова, Калининграда и т.д. Но, как  отмечалось в ходе «круглого стола», железнодорожникам при формировании доступной транспортной среды для пассажиров с ограниченными возможностями необходима помощь и со стороны законодателей, и со стороны исполнительной власти как в федеральном центре, так  и в регионах.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 96

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 133

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 116

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 115

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 109

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 96

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все