• июня 22, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально–экономического развития на Дальнем Востоке в…

  • июня 22, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Упорядочить ситуацию

    На очередном заседании верхней палаты парламента сенаторы рассмотрели вопрос о соблюдении требований водного законодательства в свете начала летнего туристического сезона. Речь идет об упорядочении…

  • июня 22, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Реестр для дебоширов

    Депутаты Госдумы Евгений Москвичев, Павел Крашенинников и Ярослав Нилов предложили создать и вести в России «черный список» авиадебоширов. Законопроект о создании и ведении единого реестра людей,…

  • июня 22, 2017 78

    Хроника 19 – 25 июня 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ Чепец Владимир Юрьевич назначен руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялось очередное заседание Общественного совета Федерального агентства железнодорожного транспорта.
    Состоялись консультации между авиационными властями Российской Федерации и Республики Исландия, по результатам которых был подписан Меморандум о взаимопонимании.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Долететь до обещанного

Долететь до обещанногоНе все инициативы ульяновских властей обретают крылья.

Долететь до обещанногоКак уже сообщалось, в конце августа в Ульяновске прошел II Международный авиатранспортный форум МАТФ–2012.
На протяжении трех дней состоялись более 20 конференций, деловых переговоров, дискуссий и «круглых столов». Подписаны порядка 10 соглашений о сотрудничестве с ведущими лидерами авиационной отрасли. Основными темами для обсуждения стали развитие региональных перевозок и аэропортовой деятельности, подготовка кадров для авиационной отрасли, грузовые авиаперевозки и транзитный потенциал России.
Словом, в организационном смысле МАТФ–2012 удался, как, впрочем, и предыдущий – МАТФ–2011. Это безусловное достижение, возможно, и стало следствием равнозначной оценки отдельными представителями авиасообщества данного форума с авиасалоном МАКС. Весомым аргументом в пользу такого сравнения послужило соглашение между организаторами мероприятий, подписанное в 2011 году, в котором указывается, что МАТФ и МАКС будут чередоваться по годам.
Между тем не надо быть специалистом, чтобы легко найти куда более десяти отличий, указывающих, что сопоставлять эти крупные отечественные авиасобытия по меньшей мере некорректно. И дело здесь не в существенном превалировании летных экспонатов в Жуковском и даже не в пристрастиях первых лиц государства, пока навещающих исключительно подмосковное авиашоу. Лучше других эту разницу прояснил главный идеолог ульяновских авиа-инициатив губернатор области Сергей Морозов: «МАКС, по сути, стал выставкой достижений. А для нас крайне важно другое – создать площадку мозгового штурма, экспертную площадку, чтобы двигаться дальше по устранению проблем. Конечно, благодаря ей и мы сможем продвигать Ульяновск как авиационную столицу России и с участием международного экспертного сообщества получать дополнительные импульсы к развитию. И еще: мы бы хотели, чтобы форум стал главной информационной площадкой – чтобы представители всех видов масс–медиа помогали обществу и властям обратить внимание на поднимаемые здесь проблемы. И тогда коллективно их будет легче решить».
Насколько далеко удалось «продвинуть Ульяновск как авиационную столицу» со времени возникновения аналогичного слогана? Ответ на этот вопрос складывается из инициатив областного руководства и реализации конкретных начинаний. В активе – создание в 2009 г. особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) на базе аэропорта Ульяновск–Восточный, ставшей частью авиакластера, который, по признанию самого губернатора в интервью нашей газете, «в региональном масштабе уже давно присутствует на территории области». В его основе – ЗАО «Авиастар СП». До недавнего времени здесь были зарегистрированы три резидента: компании «Волга–Днепр Техникс Ульяновск», «ФЛ Техникс Ульяновск» и авиационный завод «Витязь». Предполагается, что первые два резидента построят в особой экономической зоне центры технического обслуживания соответственно широкофюзеляжных (Ан–124, Боинг–747) и узкофюзеляжных самолетов. Авиационный завод «Витязь» организует в ПОЭЗ сборку 19 местных самолетов канадской разработки DHC – 6 TwinOtter.
В июле этого года члены совета ПОЭЗ рассмотрели и одобрили еще две заявки от компаний – претендентов на статус резидента в особой зоне – ООО «Интеравионика» и «Авиаприбор Холдинг», которые входят в Госкорпорацию «Ростехнологии», и «ААР–Рус» – совместный проект американской корпорации AAR и российского частного инвестора Мухарбека Аушева.
ООО «Интеравионика» построит в ПОЭЗ производственно–сервисный центр, основными задачами которого будут производство элементной базы для авиационных приборов, а также производство высокотехнологичного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для иностранной и отечественной авиационной техники. Кроме этого, компания планирует освоить ремонт БРЭО российского и иностранного производства.
«ААР–Рус», входящая в Топ–10 мировых MRO провайдеров, подразумевает создание на территории ПОЭЗ логистического центра для осуществления поставок в Россию авиационных запасных частей и компонентов, а также хранение товаров резидентов ПОЭЗ и других компаний.
Пока основным достижением в этой группе резидентов стало подписание на прошедшем форуме соглашения между региональным правительством и «ФЛ Техникс Ульяновск», в соответствии с которым на производственных площадях в ПОЭЗ компания будет производить базовое техническое обслуживание воздушных судов семейства Airbus 320, Boeing 737 Classic, Boeing 737NG, Bombardier CRJ 200, Suhoj Super Jet 100.
Остальные компании пока, увы, находятся в стадии проектирования своих предприятий в ПОЭЗ, а также занимаются оформлением земельных участков.
Помимо инфраструктурных, ульяновцы озвучивали и непосредственно производственные намерения. Одно из них настойчиво и пока без-успешно пробивает авиакомпания «Волга–Днепр». Ею совместно с ОАК проведена работа по анализу и определению технологического облика нового модернизированного самолета Ан–124. Самолет является признанным мировым лидером на рынке перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов. Сочетание таких технических характеристик, как габариты, объем грузовой кабины, дальность полета, возможность загрузки с колес и без специального погрузочного оборудования, позволяет перевозить сверхтяжелые и крупногабаритные грузы массой до 120 тонн в более чем 1700 аэропортов по всему миру.
Специалисты пришли к заключению, что модернизированные Ан–124–111–747 и Ан–124–300–747 обеспечат лидирующее положение России на рынке перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов на 40–50 лет. В то же время этот проект позволил бы надолго загрузить производственные мощности ЗАО «Авиастар СП».
Сообщалось и о других, не менее амбициозных планах ульяновцев. Прежде всего, это проекты, намеченные к реализации в рамках ПОЭЗ, – с чешской компанией EVEKTOR по выпуску нового четырнадцатиместного турбовинтового воздушного судна EV–55 и канадской «Викинг Эйр» – производство девятнадцатиместного турбовинтового воздушного судна DHC–6 ТwinОtter серии 400. Планировалось выйти на годовую программу выпуска суммарно порядка 100 единиц авиатехники.
Этими планами Сергей Морозов поделился с нашими читателями более полутора лет назад. За это время ни один из презентованных самолетов не сошел с ульяновского конвейера ПОЭЗ. Более того, о проекте их производства говорится все меньше и меньше.
Отметим, что идея строительства малого воздушного флота органично вплеталась в стратегический замысел – возрождение внутри– и межрегиональных перевозок. «Стоимость нового самолета вполне доступна для приобретателей. Реализация этой программы позволит в достаточно короткие сроки решить проблему нехватки региональных самолетов на всей территории Российской Федерации», – обосновал в вышеупомянутом интервью эту зависимость ульяновский губернатор.
Проблема региональных перевозок остается в центре внимания областных властей. «Приволжский федеральный округ первым разработал пилотный проект региональных перевозок, и у него есть все шансы запустить его первым», – напомнил Сергей Морозов участникам и гостям МАТФ–2012. При этом среди главных проблем, препятствующих развитию региональных авиа-перевозок, он назвал отсутствие самолетов и низкую популярность авиауслуг среди граждан: «Не все регионы готовы осуществлять софинансирование производства самолетов. Кроме того, у большинства людей нет желания пользоваться авиауслугами. Например, загруженность недавно открытого рейса «Ульяновск–Центральный – Санкт–Петербург» составляет всего 50%. Необходимо прививать людям культуру, любовь к авиаперелетам».
Но как ее, любовь, привить, если соотношение стоимости авиабилета к средней зарплате в Ульяновске составляет 110%? В Московском регионе этот показатель значительно ниже. Вероятнее всего, суть проблемы лежит не в плоскости эмоциональной предрасположенности населения к авиаперелетам. Проблема усугубляется, с одной стороны, тем, что в отдаленных регионах проживает самая малоимущая часть населения, с другой – отсутствием развитой аэродромной инфраструктуры. Словом, нужны деньги.
Между тем планы развития региональной авиации являются существенной частью более глобального проекта – «Волжский транзит», цель которого – создание транспортно–логистического кластера. Суть мегаидеи, по мнению Сергея Морозова, в создании здесь крупнейшего мультимодального транспортно–логистического комплекса, который соединится через железную дорогу, автомобильные трассы и воздушные ворота как с другими регионами, так и с иностранными государствами. И главная его составляющая – грузовая авиация. Представляется, что грузы в Россию будет доставлять авиакомпания «Волга–Днепр», но не через перегруженную Москву, а через аэропорт Ульяновск–Восточный, который станет мощнейшим авиационным грузовым хабом, куда грузы будут поступать из стран зарубежья, а затем доставляться в разные города страны через все многообразие транспортных путей, идущих из Ульяновска. Отсутствие в обрисованном механизме региональных авианаправлений заметно снизит потенциал проекта в целом.
Что же остается? Ждать денег и самолетов. Насчет денег – вопрос неоднозначный. С одной стороны, сказываются мировой кризис и последующая рецессия, в результате чего государственные инфраструктурные инвестиции сюда на период 2009–2011 годов сокращены в девять раз – с предполагаемых 6,7 млрд рублей до 761 млн рублей. С другой – областной бюджет направил на развитие инфраструктуры 375 млн рублей, что, конечно, панацеей не явилось. Серьезным подспорьем в решении этой проблемы могут стать инвестиции в рамках пилотного проекта развития региональных авиаперевозок, реализация которого по поручению Правительства РФ предусмотрена в Приволжском федеральном округе с учетом возможности приоритетного использования отечественных самолетов. Этой новостью порадовал организаторов форума министр транспорта РФ Максим Соколов.
Может сложиться впечатление, что желания руководства Ульяновской области не всегда совпадают с возможностями, ввиду чего ряд громких проектов могут обернуться прожектами. Возможно, кто–то убежден в этом, полагая, что даже в случае неудачного стечения обстоятельств Ульяновск все равно останется авиационной столицей, поскольку–де это название заблаговременно и дальновидно «запатентовано». Но выводы делать рано. Резюмировать сказанное лучше всего словами присутствовавшего на форуме заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, который обратил внимание на наличие у Ульяновской области значительного потенциала для развития авиации и выразил надежду на дальнейшее успешное развитие региональных проектов.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

06.09.2012

№ 25 (988) 19 – 25 июня 2017 года

Транспортная политика 217

Здоровье дорожных артерий Татарстана

оценил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в ходе рабочей поездки в республику.Уже сегодня почти 70% федеральных…
Транспортная политика 250

Горный Алтай: как живет глубинка

Член Совета Федерации Владимир Полетаев – о транспортной инфраструктуре и пассажирских перевозках в Республике Алтай.Обеспечение качественных и…
Автомобильные дороги 259

Технология роста

С учетом каких факторов выстраивается государственная политика в дорожной отрасли.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента…
Подготовка кадров 599

Ситуацию необходимо менять в корне

Автошколы России отстают даже от автошкол СНГ.На вопросы корреспондента «ТР» отвечает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей…
Безопасность 233

Отточенное мастерство

на земле помогает избежать ошибок в воздухе.Самолеты летают не сами – ими управляют пилоты. Которым, чтобы взяться за штурвал, нужно учиться. Причем…
Контроль и надзор 249

Порядок в воздухе определяется законом

И ему должны неукоснительно следовать все.Применение беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в целях удовлетворения…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все