• июля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Утвержден план

    Правительством РФ утвержден план обеспечения транспортной доступности Калининградской области, направленный на развитие паромного сообщения. Планом, в частности, предусматривается строительство трех…

  • июля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Гарантировать каждому

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой принять…

  • июля 20, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Основные задачи

    В Министерстве транспорта РФ состоялось заседание общественно–делового совета по основному направлению стратегического развития проекта «Безопасные и качественные дороги» под председательством…

  • июля 20, 2017 58

    Хроника 17 – 23 июля 2017 года

    Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих провел заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта.
    Авиационный учебный и научно–исследовательский центр Boeing получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта.
    Российские и китайские речники и моряки обсудили перспективы сотрудничества.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Капризы рынка

Капризы рынка Несколько слов о достижениях авиаотрасли: пассажирооборот – 122,6 млрд пассажиро-километров, грузооборот – 3,69 млрд тонно–километров, перевозки пассажиров – 49,8 млн человек и грузоперевозки – 779,4 тыс. тонн.

Капризы рынка Для начала, во избежание недомолвок, несколько слов о достижениях авиаотрасли. Прошлогодние ориентиры на отрезке январь–октябрь по основным позициям превышены почти на треть. Скептики укажут на низкую прошлогоднюю отчетную базу, обусловленную, как известно, жесточайшим кризисом. Однако этот довод теряется в рекордных цифрах абсолютных показателей. Напомню лучшие достижения отечественной гражданской авиации, отмеченные в новейшей истории государства: пассажирооборот – 122,6 млрд пассажиро-километров, грузооборот – 3,69 млрд тонно–километров, перевозки пассажиров – 49,8 млн человек и грузоперевозки – 779,4 тыс. тонн. Так вот, уже сегодня можно с максимальной долей вероятности утверждать, что вся эта отчетность будет обновлена. Впрочем, по таким позициям, как пассажиро– и грузооборот, рекорды уже состоялись, и в отчетности последних двух месяцев года их планка будет только повышаться.
Даже при нынешних темпах производства отрасль по итогам года вполне может рассчитывать на 55 и более млн обслуженных пассажиров, а также на не менее 900 тыс. тонн перевезенных грузов. Словом, привес ожидается солидный, несмотря на традиционное сезонное снижение в доминирующем пассажироперевозочном сегменте.
Тем временем отчетность Росавиации наглядно демонстрирует, что все без исключения эксплуатанты подвержены издержкам капризного рынка. И ни у одного из них нет иммунитета от сезонных, кризисных, административных и прочих понижающих факторов. Это наглядно прослеживается на примере октябрьской отчетности Росавиации. Ситуация здесь неоднозначная. Пассажирооборот за месяц «подсел» сразу на 13%, потянув за собой показатель пассажироперевозок, который, хочется надеяться, достиг своей предельной глубины снижения (–15,4%). С другой стороны, продолжает расти грузооборот (+5,3%), что, в свою очередь, благотворно сказывается на темпах роста грузоперевозок (+ 6%). Ситуация объясняется известной цикличностью деятельности эксплуатантов и предрекалась нами в обзоре сентябрьской отчетности. Отмечается в целом и снижение эффективности использования воздушного парка. Так, процент занятости кресел снизился сразу на 2,7 пункта, а коммерческой загрузки – почти на 2. Отрадно видеть продолжающуюся позитивную динамику, указывающую на снижение задержек вылетов. Худший усредненный показатель здесь у «Северного Ветра» – 22%, то есть компания задерживает каждый пятый вылет. Лучший – у Аэрофлота, впрочем, в абсолютных величинах эксплуатант по–прежнему в числе лидеров по долговременным задержкам, уступая только коллегам из «Уральских авиалиний». А отслеживаемый нами «Небесный экспресс» наконец–то навел порядок в плане своевременности взлетов, снизив этот показатель до менее среднестатистического.
В разрезе авиакомпаний производственная динамика следующая. В сегменте пассажироперевозок царит дружный негатив. «Большая пятерка» недобрала к сентябрьским объемам более 11%. При этом показатели четырех эксплуатантов лучше данного ориентира, и только Трансаэро спикировала на целых 19,8%. Понятно, что все команды лидирующей группы сохранили за собой прежние места на турнирном отрезке.
Не изменилась диспозиция и в нижеследующей десятке. И ситуация здесь не лучше. Средняя величина снижения за месяц составила чуть более 20% (дабы не повторяться, отметим, что ни один из пассажироперевозчиков не превысил свой сентябрьский результат). ГТК «Россия», сохраняя здесь первую позицию, не смогла сократить отставание по пассажирообороту от замыкающих первый квинтет «Оренбургских авиалиний», тем самым снизив вероятность перехода в элитную группу и усиления в ней аэрофлотовской команды.
Перестановки рокировочного типа в замыкающей турнирную таблицу двадцатке компаний внесли некоторое разнообразие в достаточно унылую и неприветливую осеннюю динамику. Наибольший спад здесь продемонстрировал «Татарстан» (–41,5%), что позволило дебютанту лиги «Ай Флай» оттеснить конкурента с 22–й позиции. Кстати, этот чартерный перевозчик – один из немногих, помимо, разумеется, аэрофлотовского конгломерата, которому Росавиация согласовала сразу 3 зимних чартерных рейса (Москва – Зальцбург). Эта небольшая преференция – хорошее подспорье для маленькой компании в период межсезонья.
У грузоперевозчиков, как говорилось выше, сальдо положительное. Однако и здесь не все так гладко. Из 35 эксплуатантов, заявленных в отчете Росавиации, 16 показали минусовой баланс грузоперевозок за октябрь. Причем двое из них – «Волга–Днепр» (–14,2%) и «Трансаэро» (–1,5%) – занимают соответственно третью и пятую позиции в турнирной таблице, что не служит хорошим примером для остальных. Однако и лучший результат в грузоперевозочном сегменте, если взять за основу стабильность показателей, у набирающего темпы «Аэростарза» (87,7%) и команд из лидирующего квинтета – «Полета», укрепившего сентябрьскую динамику роста сразу на 20%, и Аэрофлота, увеличившего свой темп на 14,5%. Разумеется, формальными лидерами отчетного списка считаются «МЧС России» (+843%), «224 летный отряд» (+117%) и «ИрАэро» (+35,7%). Но мы–то знаем о серьезном сентябрьском недоборе этих эксплуатантов. К примеру, компания «МЧС России» месяц назад продемонстрировала не менее феноменальный результат, только со знаком «минус».
В целом наибольшую стабильность в октябре показали авиакомпании, занимающие места с 6 по 10. У них и самый высокий средний процент «успеваемости» – (7,3%), что заметно больше показателя большой грузоперевозочной пятерки – (4,7%).
Несмотря на «рваные» темпы роста, больших перестановок не отмечено и в данном сегменте. Привычной рокировкой ограничились «КАПО Авиа» и «Алроса», соответственно 14 и 15 места, а аутсайдер прошлого месяца «Московия» покинула место в престижном списке, уступив его вернувшейся, возможно ненадолго, «КрасАвиа».
До календарного финиша осталось два месячных этапа. Они же, согласно спиралевидной закономерности развития отрасли, должны стать для грузоперевозчиков самыми «тучными». Надеюсь – так и случится. А пассажироперевозчиков, судя по всему, ожидает нелегкий «мертвый сезон».

Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы 

Диаграмма

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы 

Диаграмма1

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 29 (992) 17 – 23 июля 2017 года

Новости 139

Импульс развития

В подмосковном Жуковском проходит XIII международный авиационно–космический салон МАКС–2017. В первый день работы салона в присутствии министра…
Новости 147

ИННОПРОМ–2017

Начало четвертой промышленной революции. Эту мысль неоднократно подчеркивали участники и гости международной промышленной выставки ИННОПРОМ–2017,…
Железнодорожный транспорт 175

Куда движется вокзал?

О стратегии интеграции железнодорожных вокзальных комплексов в городскую среду. Транспортно–пересадочный узел (ТПУ) многие из нас представляют как…
Речной транспорт 131

Верят в ветер перемен

Волжские речники в будущее смотрят с оптимизмом. Уже третья часть речной навигации в Волжском бассейне пройдена. В низовьях Волги она стартовала еще…
Транспортное машиностроение 178

Без господдержки не обойтись

Придать импульс развитию транспортного машиностроения. В Госдуме прошло первое заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения…
Спорт 129

Пусть знают наших!

Авиадиспетчеры Московского центра АУВД побеждают. на чемпионате Европы В спорткомплексе Московского технологического университета состоялся открытый…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все