• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 80

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Капризы рынка

Капризы рынка Несколько слов о достижениях авиаотрасли: пассажирооборот – 122,6 млрд пассажиро-километров, грузооборот – 3,69 млрд тонно–километров, перевозки пассажиров – 49,8 млн человек и грузоперевозки – 779,4 тыс. тонн.

Капризы рынка Для начала, во избежание недомолвок, несколько слов о достижениях авиаотрасли. Прошлогодние ориентиры на отрезке январь–октябрь по основным позициям превышены почти на треть. Скептики укажут на низкую прошлогоднюю отчетную базу, обусловленную, как известно, жесточайшим кризисом. Однако этот довод теряется в рекордных цифрах абсолютных показателей. Напомню лучшие достижения отечественной гражданской авиации, отмеченные в новейшей истории государства: пассажирооборот – 122,6 млрд пассажиро-километров, грузооборот – 3,69 млрд тонно–километров, перевозки пассажиров – 49,8 млн человек и грузоперевозки – 779,4 тыс. тонн. Так вот, уже сегодня можно с максимальной долей вероятности утверждать, что вся эта отчетность будет обновлена. Впрочем, по таким позициям, как пассажиро– и грузооборот, рекорды уже состоялись, и в отчетности последних двух месяцев года их планка будет только повышаться.
Даже при нынешних темпах производства отрасль по итогам года вполне может рассчитывать на 55 и более млн обслуженных пассажиров, а также на не менее 900 тыс. тонн перевезенных грузов. Словом, привес ожидается солидный, несмотря на традиционное сезонное снижение в доминирующем пассажироперевозочном сегменте.
Тем временем отчетность Росавиации наглядно демонстрирует, что все без исключения эксплуатанты подвержены издержкам капризного рынка. И ни у одного из них нет иммунитета от сезонных, кризисных, административных и прочих понижающих факторов. Это наглядно прослеживается на примере октябрьской отчетности Росавиации. Ситуация здесь неоднозначная. Пассажирооборот за месяц «подсел» сразу на 13%, потянув за собой показатель пассажироперевозок, который, хочется надеяться, достиг своей предельной глубины снижения (–15,4%). С другой стороны, продолжает расти грузооборот (+5,3%), что, в свою очередь, благотворно сказывается на темпах роста грузоперевозок (+ 6%). Ситуация объясняется известной цикличностью деятельности эксплуатантов и предрекалась нами в обзоре сентябрьской отчетности. Отмечается в целом и снижение эффективности использования воздушного парка. Так, процент занятости кресел снизился сразу на 2,7 пункта, а коммерческой загрузки – почти на 2. Отрадно видеть продолжающуюся позитивную динамику, указывающую на снижение задержек вылетов. Худший усредненный показатель здесь у «Северного Ветра» – 22%, то есть компания задерживает каждый пятый вылет. Лучший – у Аэрофлота, впрочем, в абсолютных величинах эксплуатант по–прежнему в числе лидеров по долговременным задержкам, уступая только коллегам из «Уральских авиалиний». А отслеживаемый нами «Небесный экспресс» наконец–то навел порядок в плане своевременности взлетов, снизив этот показатель до менее среднестатистического.
В разрезе авиакомпаний производственная динамика следующая. В сегменте пассажироперевозок царит дружный негатив. «Большая пятерка» недобрала к сентябрьским объемам более 11%. При этом показатели четырех эксплуатантов лучше данного ориентира, и только Трансаэро спикировала на целых 19,8%. Понятно, что все команды лидирующей группы сохранили за собой прежние места на турнирном отрезке.
Не изменилась диспозиция и в нижеследующей десятке. И ситуация здесь не лучше. Средняя величина снижения за месяц составила чуть более 20% (дабы не повторяться, отметим, что ни один из пассажироперевозчиков не превысил свой сентябрьский результат). ГТК «Россия», сохраняя здесь первую позицию, не смогла сократить отставание по пассажирообороту от замыкающих первый квинтет «Оренбургских авиалиний», тем самым снизив вероятность перехода в элитную группу и усиления в ней аэрофлотовской команды.
Перестановки рокировочного типа в замыкающей турнирную таблицу двадцатке компаний внесли некоторое разнообразие в достаточно унылую и неприветливую осеннюю динамику. Наибольший спад здесь продемонстрировал «Татарстан» (–41,5%), что позволило дебютанту лиги «Ай Флай» оттеснить конкурента с 22–й позиции. Кстати, этот чартерный перевозчик – один из немногих, помимо, разумеется, аэрофлотовского конгломерата, которому Росавиация согласовала сразу 3 зимних чартерных рейса (Москва – Зальцбург). Эта небольшая преференция – хорошее подспорье для маленькой компании в период межсезонья.
У грузоперевозчиков, как говорилось выше, сальдо положительное. Однако и здесь не все так гладко. Из 35 эксплуатантов, заявленных в отчете Росавиации, 16 показали минусовой баланс грузоперевозок за октябрь. Причем двое из них – «Волга–Днепр» (–14,2%) и «Трансаэро» (–1,5%) – занимают соответственно третью и пятую позиции в турнирной таблице, что не служит хорошим примером для остальных. Однако и лучший результат в грузоперевозочном сегменте, если взять за основу стабильность показателей, у набирающего темпы «Аэростарза» (87,7%) и команд из лидирующего квинтета – «Полета», укрепившего сентябрьскую динамику роста сразу на 20%, и Аэрофлота, увеличившего свой темп на 14,5%. Разумеется, формальными лидерами отчетного списка считаются «МЧС России» (+843%), «224 летный отряд» (+117%) и «ИрАэро» (+35,7%). Но мы–то знаем о серьезном сентябрьском недоборе этих эксплуатантов. К примеру, компания «МЧС России» месяц назад продемонстрировала не менее феноменальный результат, только со знаком «минус».
В целом наибольшую стабильность в октябре показали авиакомпании, занимающие места с 6 по 10. У них и самый высокий средний процент «успеваемости» – (7,3%), что заметно больше показателя большой грузоперевозочной пятерки – (4,7%).
Несмотря на «рваные» темпы роста, больших перестановок не отмечено и в данном сегменте. Привычной рокировкой ограничились «КАПО Авиа» и «Алроса», соответственно 14 и 15 места, а аутсайдер прошлого месяца «Московия» покинула место в престижном списке, уступив его вернувшейся, возможно ненадолго, «КрасАвиа».
До календарного финиша осталось два месячных этапа. Они же, согласно спиралевидной закономерности развития отрасли, должны стать для грузоперевозчиков самыми «тучными». Надеюсь – так и случится. А пассажироперевозчиков, судя по всему, ожидает нелегкий «мертвый сезон».

Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы 

Диаграмма

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы 

Диаграмма1

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 244

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 246

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 286

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 235

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 244

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 207

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все