• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 76

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Коррекция или обвал?

Коррекция или обвал?За девять месяцев текущего года принцип спирально–цикличной активности авиакомпаний был нарушен лишь единожды. Сентябрьская статистика вновь вошла в прогнозную колею.

Коррекция или обвал?За девять месяцев текущего года принцип спирально–цикличной активности авиакомпаний был нарушен лишь единожды. Это случилось в августе, когда грузоперевозочный сегмент допустил снижение вместо ожидаемого роста производственных показателей. Этот факт был расценен как первый тревожный звонок. Сентябрьская статистика вновь вошла в прогнозную колею. Однако это не радует – отскок в сегменте пассажироперевозок мало походит на привычную рыночную волотильность. На фондовом рынке тринадцатипроцентное пике (а именно настолько снизился за месяц показатель объема перевозок пассажиров) однозначно назвали бы обвалом.
Аналогичное снижение наблюдается по пассажирообороту (12,4%), и тонно–километров эксплуатанты «накатали» на восемь с небольшим процентов менее итога предыдущего месяца. В какой–то мере этот негатив скрасили цифры грузоперевозчиков. Так, грузооборот вырос за месяц на 8%, что, соответственно, сказалось на результатах перевозки грузов и почты – «привес» на 10%. Этот позитив, разумеется, приятен, но не настолько, чтобы расслабиться в предвкушении добрых ожиданий. Грузоперевозки в авиа-
отрасли пока погоду не делают, ибо составляют порядка 2% общего производственного объема. А если учесть, что впереди нас ожидает период снижения активности населения в плане его транспортной подвижности, то выводы удручают. В связи с этим уровень озабоченности сложившейся ситуацией можно отнести к пронзительному вою сирены.
В чем же дело? Авиаперевозки являются весьма тонким индикатором экономики государства в целом. В этом сегменте сплетены интересы серьезных производственных групп и широких социальных слоев. Разветвленные цепочки стоимостных мотивов регулируют не простые отношения, которые в результате сводятся к «тет–а–тет» между конкретными авиакомпаниями и конкретными пассажирами у билетных касс. В настоящее время не позавидуешь обеим сторонам. И те и другие зажаты в тисках незначительных доходов и высокой стоимости. Перевозчики, за исключением крупных компаний, озабочены серьезными финансовыми проблемами. Аналогичная головная боль у граждан – по утверждению Минэкономразвития, накопления более чем 80% населения уходит на текущее потребление. Однако у пассажиров в отличие от эксплуатантов есть выбор – альтернативные виды транспорта. И, судя по всему, они ими не пренебрегают.
Если говорить о результатах персональной деятельности авиакомпаний в сентябре, то следует отметить, что только две команды из отчетного списка Росавиации показали положительную динамику – это «Северный Ветер» (+7,7%) и «Авиалинии Дагестана» (+27,4%). Поэтому к единственному позитиву в данном сегменте авиаперевозок следует отнести долгожданное снижение количества задержек вылетов. И сразу более чем на 38%. Определяющую роль здесь сыграла открытая и бескомпромиссная позиция Росавиации. Как видим, общественное мнение для авиа-перевозчиков не пустое словосочетание – никто из них не заинтересован фигурировать в доступном для всеобщего обозрения списке нерадивых. Как результат – максимальный уровень задержек рейсов составил 20% (Красавиа). А регулярно склоняемый в последнее время «Небесный экспресс» довел этот показатель до 9%, что никак не сопоставимо с июльскими 45%. Абсолютное лидерство по числу самых продолжительных задержек вылетов (превышающих 6 часов) удерживает «Аэрофлот – российские авиалинии» – 32 факта, из которых 31 допущен при отправке регулярных рейсов.
Последнее не мешает аэрофлотовцам прочно удерживать первую позицию по пассажироперевозкам. В рамках большой пятерки компания допустила наименьшее снижение среднемесячного объема (–8,8%). Вслед за ней по потерям стоит «ЮТэйр» (–9%). Тюменцы, судя по всему, стараются войти в тройку лучших, но для этого им надо значительно увеличить пассажирооборот и ликвидировать разрыв более чем в 1,5 млн пассажирокилометров, отделяющий их от «Сибири», допустившей в свою очередь 12%–ное снижение объемов. Однако рокировка здесь маловероятна. Разве что в следующем году. А вот ГТК «Россия», поднатужившись, вполне способна вернуть себе почетное место в первой пятерке, благо по количеству перевезенных пассажиров компания опережает вышестоящего конкурента, однако почти 20%–ный сентябрьский спад значительно уменьшил возможность такого сценария.
Динамика ранжирования пассажироперевозчиков на редкость скучна. Оживление привнесено разве что обменявшимися местами «ЮТэйр–Экспресс» (31 место) и «Саратовскими авиалиниями» (32 место) и покинувшей турнир в результате банкротства компанией «Заполярье», на замыкающее таблицу место которой вернулся «Космос».
Следует обратить внимание и на снижение эффективности использования эксплуатантами собственного парка воздушных судов. Уровень занятости пассажирских кресел у перевозчиков снизился почти на 3 пункта, составив в целом по сегменту 81,9%, что указывает на благодушное отношение эксплуатантов к серьезным рыночным вызовам.
В сегменте грузоперевозок процент коммерческой загрузки бортов тоже снизился и также на относительно существенную величину – 2%, пробив вниз 70%–ную психологическую отметку. Но общая ситуация здесь, как уже говорилось, куда привлекательнее. Авиакомпании легко компенсировали неожиданный 4%–ный августовский срыв десятью с хвостиком процентами роста. Активность в перемещениях по турнирной лестнице здесь также незначительна – места с 1 по 22 остались за прежними эксплуатантами. Поэтому интереснее будет отметить лидеров в части роста–снижения сентябрьских объемов перево-зок. Абсолютного первенства в положительном тренде добился «Космос» – 130% роста! За ним с не менее внушительным результатом (+110%) следуют «Авиалинии Дагестана». Немногим менее (+96%) нарастила объемы «Капо Авиа», за которой последовала «Авиастар–ТУ» со своими 74,5 процентными пунктами. Замкнул пятерку самых преуспевающих «Полет» (4–е этапное место в турнирной таблице), показатель которого на фоне предыдущих не столь впечатляющ, но достоин уважения – 57% роста.
Безусловным лидером среди компаний, сработавших в минус, стала «МЧС России». Эксплуатант недобрал до своего августовского результата 92% (!) объемов, перебросив за месяц всего каких–то 15 тонн коммерческого груза. В тройку нелучших вошли также «Вим–Авиа» и «Таймыр», соответственно 21,8 и 16,2% недобора.
Тем не менее неудачники тура, коих набралось свыше десятка компаний, на ситуацию в сегменте, по счастью, не повлияли. Хочется верить, что и по итогам октября грузоперевозчики не обманут наши прогнозы и последуют по спиральной траектории развития, указывающей им на положительный тренд. Этим они предоставят нам возможность сослаться на них как на положительный пример – некую ложку меда в бочке дегтя, которую нам предсказывает все тот же спиральный механизм вкупе с отчетливо наметившейся негативной тенденцией в стане пассажироперевозчиков. Остается надеяться, что последние не согласятся с такой перспективой и обманут наши ожидания.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 г. г.

Диаграмма

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 г г.

Диаграмма1

Основные показатели работы гражданской авиации России за сентябрь 2009 и 2010 гг.

Таблица

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 221

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 222

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 261

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 210

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 217

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 184

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все