• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 62

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Мультипликативный авиаспрос

Мультипликативный авиаспросСубсидирование региональных авиаперевозок подстегнуло
и нельготных пассажиров.

Мультипликативный авиаспросНакануне открытия очередного сезона субсидирования региональных авиаперевозок, масштаб которых с каждым годом расширяется, а также начала реализации пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок в Москве прошла пресс–конференция с участием замминистра транспорта РФ Валерия Окулова и заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олега Клима.

Многодетные в плюсе

Дальневосточный проект имеет уже определенную историю с хорошей динамикой, оценил успешную региональную программу Валерий Окулов. Стартовал проект в 2009 году как антикризисная мера и оказался востребованным и успешным. В 2009 году в программе дальневосточных субсидированных перевозок участвовали 7 авиакомпаний. По 18 направлениям были перевезены 163 тыс. человек, выплачено субсидий на 1,2 млрд рублей из 1,74 млрд рублей, зарезервированных в федеральном бюджете.
В 2010 году маршрутная сеть была увеличена с 18 до 26 направлений, а бюджетные ассигнования увеличились с 1,74 до 2,5 млрд рублей. В результате этих мер в 2010 году из центральной части России на Дальний Восток и обратно 12 российских авиакомпаний перевезли 327 тыс. пассажиров, полностью освоив лимит ассигнований, выделенных авиаперевозчикам в качестве субсидий.
В 2011 году объем финансирования перевозок был сохранен, маршрутная сеть была дополнена четырьмя городами, география полетов расширилась до 30 направлений. Были перевезены 372 тыс. пассажиров, авиакомпании полностью освоили зарезервированные в бюджете 2,5 млрд рублей.
За четыре года проект вышел за границы Дальневосточного округа. Расширена география – субсидирование авиаперевозок охватило такие населенные пункты, как Норильск, Кызыл, Нарьян–Мар. Правом на льготную перевозку сегодня могут воспользоваться граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребенка–инвалида.
В результате в 2012 году льготными перевозками по 33 направлениям воспользовались уже 456,4 тыс. пассажиров на общую сумму 3 млрд рублей. Это на 23% больше по сравнению с 2011 годом и в 2,8 раза больше к уровню 2009 года.
Вывод – субсидирование низкодоходных пассажиров, к которым относятся учащиеся, студенты и пенсионеры, со всей очевидностью стимулирует в охваченных проектом регионах авиационную мобильность населения в целом. Проект показал как социальную востребованность, так и отраслевую успешность.
Валерий Окулов назвал еще один эффект практики субсидирования – мы увидели прирост перевозок на местных воздушных линиях. Пассажиры летят не только из региональных центров, но и до них. Но главное, на маршрутах, где действует субсидирование, были обслужены 3 млн 381 тыс. пассажиров против 1 млн 815 тыс. в 2009 году (рост в 1,9 раза). Это значительно выше роста на внутрирегиональном рынке в целом. Доля льготных пассажиров здесь в 2012 году составила 13,5%, что на 4,5% больше, чем их было на начальном этапе проекта. За ними активно потянулись и нельготники.
Причину этого эффекта пояснил Олег Клим. Как ни странно, значительную часть пассажиров, которые не вписывались в рамки авиасубсидий, составили многодетные семьи. Для них перелеты оказались очень выгодными, так как экономия на тарифах для детей, которые летят с родителями (при оплате полной стоимости билета для взрослых), значительно снижает среднюю стоимость перевозки для семьи в целом. Причем на особо конкурентных маршрутах, обслуживаемых несколькими эксплуатантами, по словам замглавы ФАВТ, в пик сезона стоимость субсидируемых перевозок порой снижалась до 70%. «Реализация программы по субсидированию авиаперевозок на Дальнем Востоке инициировала серьезный мульпликативный эффект в части усиления внутрирегиональных перевозок, – сказал он. – Только в Республике Саха (Якутия), где авиация является безальтернативным видом транспорта, внутренние авиаперевозки увеличились за это время на 28%. В целом по Дальневосточному ФО внутриокружные перевозки за эти годы увеличились на 14%. Программа стала популярной не только у населения». По словам замруководителя Росавиации, ажиотаж присутствует и в среде эксплуатантов. «Мне постоянно звонят представители авиакомпаний с вопросом: когда можно начать продажи билетов?» – сообщил Олег Клим.
Расширение географии проекта в предыдущие годы позволило включить в субсидируемые маршруты ряд неэффективных с точки зрения прибыльности для авиаперевозчиков населенных пунктов. В этом году в программу включены Горно–Алтайск, а также прямые авиакоммуникации с Дальнего Востока на курорты – Минеральные Воды, Анапу и Геленджик.
На этот год на реализацию дальневосточных льготных перевозок выделяется 3 млрд 550 млн рублей. В 2009 году эта цифра составляла 1,2 млрд рублей, в прошлом – около 3 млрд рублей. По прогнозам специалистов Федерального агентства воздушного транспорта, в этом году авиакомпании, участвующие в программе субсидируемых перевозок, обслужат более 520 тыс. пассажиров.
В 2013 году Росавиация заключила с 10 авиакомпаниями (ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО АК «Алроса», ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Авиакомпания «Вим–Авиа», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии») договоры на осуществление дальневосточных льготных перевозок с 1 апреля 2013 года по 31 октября 2013 года. В программу субсидированных полетов были включены девять дополнительных направлений: Горно–Алтайск – Москва – Горно–Алтайск; Якутск – Анапа – Якутск; Норильск – Анапа – Норильск; Норильск – Геленджик – Норильск; Хабаровск – Геленджик – Хабаровск; Якутск – Геленджик – Якутск; Норильск – Минеральные Воды – Норильск; Хабаровск – Минеральные Воды – Хабаровск; Якутск – Минеральные Воды – Якутск. Москва – Кызыл – Москва (взамен Красноярск – Кызыл – Красноярск, этот маршрут был упразднен).
О востребованности субсидирования говорит успешность продаж авиабилетов. Так, еще до начала открытия сезона только авиакомпанией «Трансаэро» уже продана 61 тыс. льготных билетов. Это очень хороший результат, подчеркнул замминистра.

Приволжье к полетам готово!

Начиная с 1 апреля по 30 ноября 2013 года на территории Приволжского федерального округа начнется реализация пилотного проекта, целью которого является повышение заинтересованности авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок и росте пассажиропотока. Финансовый механизм реализации проекта предполагает одновременное предоставление средств федерального и региональных бюджетов в размере 600 млн рублей на субсидирование авиакомпаний, обеспечивающих регулярные авиаперевозки на территории Приволжского федерального округа. «Цель проекта – повысить заинтересованность авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок», – сказал Валерий Окулов.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском ФО в 2013 году» Федеральное агентство воздушного транспорта заключило с пятью российскими авиакомпаниями договоры на выполнение воздушных перевозок граждан по специальным тарифам по маршрутам в Приволжском федеральном округе.
Конкурсной комиссией Росавиации в качестве базового авиаперевозчика, прошедшего конкурсный отбор, определено ОАО «Авиакомпания «ТАТАРСТАН», в качестве привлекаемых перевозчиков определены: ГУП «Международный аэропорт «Оренбург», ОАО «АК БАРС АЭРО», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп». Условия конкурса предполагали наличие соответствующего авиапарка, репутацию авиакомпании в регионе, ее финансовое положение и т. д. Одним из главных критериев отбора, по словам Валерия Окулова, являлась ставка на эксплуатацию отечественных самолетов. Пока этот важный пункт работает слабо. «Удручающая ситуация у нас с парком региональных самолетов. Лишь в последние два–три года авиакомпании местных воздушных линий стали серьезно заниматься обновлением своего авиапарка. И тенденция эта внушает определенный оптимизм. Серьезным подспорьем здесь является постановление правительства, предусматривающее субсидирование лизинга самолетов для эксплуатации на местных и региональных линиях. В этом году мы внесли в него дополнение, в соответствии с которым действие постановления стало распространяться и на самолеты Ан–148 и Сухой Суперджет», – пояснил замминистра.
Полеты в рамках указанного проекта предусмотрены по 114 воздушным линиям, основными узловыми аэропортами будут Нижний Новгород, Самара и Казань. Предусмотрена поэтапная реализация полетов по 57 парным маршрутам – по мере приобретения авиакомпаниями воздушных судов регионального типа. В основном ставка сделана на самолеты Pilatus и Cessna Caravan.
По предварительным расчетам, за этот сезон планируется перевезти в рамках данного проекта около 160 тыс. человек. Кроме того, в Росавиации надеются, что программа окажет аналогичный дальневосточному мультипликативный эффект и значительно расширит авиамобильность населения, сказал Олег Клим.
В чем его привлекательность? Основные принципы построения пилотной программы – равное софинансирование из регионального и федерального бюджетов. Таким образом будет погашена половина стоимости авиабилетов. Вторую половину тарифа оплачивает пассажир. Маршрутная сеть, которая охватит все областные центры Приволжского ФО, предусматривает 37 прямых направлений и 20 транзитных. Консолидатор проекта – одна авиакомпания, которая выбирается на конкурсной основе и сама привлекает дополнительных авиаперевозчиков в зависимости от структуры авиапарка эксплуатантов и объема пассажиропотока на конкретных маршрутах.
В дальнейшем, уже в 2014 году, по словам замминистра, проект планируется сделать круглогодичным. Кроме того, в дальнейшем к проекту, возможно, будут подключаться и другие федеральные округа. Однако, заметил Валерий Окулов, здесь будет учитываться и успешность несколько отличных от данной программы проектов, запускаемых одновременно в других четырех федеральных округах. Базовым для тиражирования станет наиболее успешная, а значит оптимальная с точки зрения реализации модель.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

04.04.2013

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 182

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 187

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 225

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 172

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 178

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 151

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все