• декабря 14, 2017 В КРЕМЛЕ

    Отказать – вправе

    Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

  • декабря 14, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    «Инфляция минус»

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание о тарифном регулировании железнодорожных перевозок на 2018 год и долгосрочную перспективу.
    Целый ряд вопросов, рассмотренных на…

  • декабря 14, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Равные условия

    Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по…

  • декабря 14, 2017 13

    Хроника 11 – 17 декабря 2017 года

    Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о готовности России открыть прямое авиасообщение с Египтом.
    Состоялось заседание Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.
    Федеральное дорожное агентство в пятый раз приняло участие в Общероссийском дне приема граждан.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

В поисках тренда

В поисках трендаКто удержится на качелях кризиса?

В поисках трендаВ свое время гражданские самолеты преодолели звуковой барьер, но удержаться на сверхзвуке не удалось – скорость оказалась не по карману потребителям. Сегодня коммерческая авиация стоит перед иным, экономическим барьером. Смогут ли авиакомпании сохранить положительную динамику роста вопреки отрицательным тенденциям в макроэкономике? Ответ не очевиден. Все зависит от определяющих кризисные явления факторов, характер которых, при всех тревожных проявлениях, пока не сформирован в однозначный положительный либо отрицательный тренд. Если мы имеем дело, как утверждается, с началом конца кризиса, сопровождаемого частным рецидивом негативных проявлений, то это одно дело. Совсем другое, если мы в конце начала временных позитивных сдвигов – так называемой положительной коррекции, за которой последует вторая кризисная волна.
Разумеется, очень хотелось бы, чтобы события развивались в позитивном ключе. Тем более что ситуация в отечественной гражданской авиации в настоящее время не предвещает  бедственных эксцессов. Отчетность Росавиации за май более чем оптимистична. Пассажирооборот увеличился на 20%, а количество перевезенных пассажиров превысило апрельскую планку более чем на 900 тыс. человек, или на 24 процентных пункта. Немного скромнее на этом фоне выглядит рост показателей по грузообороту и перевозкам грузов, соответственно 6,7 и 8,3%, что тоже довольно прилично.
Значительный рост пассажироперевозок вполне совместим с сезонной картой и усилен отсутствием таких внешних факторов, как печально известный  природный катаклизм исландского происхождения и чрезмерное давление на рынок отечественных авиаперевозок в рассматриваемый период со стороны глобальных страновых негативов. Более того, экономические неурядицы в Европе, судя по отчетности, сыграли на руку отечественным авиапредприятиям. Пассажиров на международных линиях перевезено ими более чем на 700 тыс. больше, чем в предыдущем месяце, что составило 40% роста. Правда, как водится, внутренние перевозки при этом возросли всего на 200 тыс. человек, а местные – на процент допустимой погрешности – порядка 17 тыс. пассажиров.
Темпы роста грузоперевозок не имели в мае столь экстравагантного взлета, что вполне объяснимо спецификой сегмента. Однако и здесь заграница нам здорово помогла – объем международных перевозок за месяц скакнул сразу на 135% (!). Другими словами, практически весь потенциал роста пришелся на обеспечение контрактов с иностранными контрагентами.
Соответственны и показатели эксплуатантов в рамках рассматриваемых сегментов. Пассажироперевозчики демонстрируют большую стабильность. Единственным из перевозчиков, занимающих первые пятнадцать ступенек турнирной таблицы, кто не смог преодолеть свой апрельский результат, стала авиакомпания «Северный Ветер» (–10,7%). Остальные – в плюсе. В пятерке лидеров без перестановок. «Аэрофлот – российские авиалинии» с 15% роста по–прежнему уверенно держит первенство. Правда, следующая за ним  «Трансаэро» не собирается вечно быть второй, о чем свидетельствует превышение апрельских показателей сразу на 33%. Но, чтобы выйти на первую позицию, ей понадобится удвоить последнее достижение, что в среднесрочной перспективе сродни чуду. Наиболее стабильна «Сибирь» (3–е место). Однако следующая за ней «ЮТэйр», похоже, грезит оказаться в призерах, отставая от конкурента по числу перевезенных пассажиров менее чем на 60 тыс. человек. И лишь заметное преимущество «Сибири» по пассажирообороту  дает ей возможность пока не опасаться неожиданного наскока тюменцев. Не оставили амбиций и замыкающие пятерку «Оренбургские авиалинии». Надо отдать должное авиакомпании – при более чем двукратном отставании от ближайшего конкурента оренбуржцы не опускают руки и уже третий месяц кряду являются лидерами пятерки по темпам роста. Да еще какими лидерами – в мае этот показатель зашкалил за 60%!
Словом, процесс идет к выравниванию позиций перевозчиков, что обещает еще более интересную интригу в конкурентной борьбе. Этому способствует и позиция Минтранса, который планирует обсудить возможность расширения круга российских назначенных перевозчиков и изменения процедуры рассмотрения заявок на допуск к выполнению чартерных рейсов. В значительной степени реализация этого проекта скажется на интересах Аэрофлота, являющегося назначенным перевозчиком на большей части международных маршрутов.  «Это позволит большему числу авиаперевозчиков выполнять полеты на направлениях массового туризма», – считает представитель Трансаэро – главного конкурента аэрофлотовцев в сегменте пассажироперевозок.
Впрочем, если говорить о туризме, то надо вспомнить новобранца «лиги», компанию «Ай Флай», аффилированную, как уже сообщалось, с туроператором TEZ Tour. Казалось бы, самое время эксплуатанту пожинать плоды на ниве отпускной путины. Ан нет, разгар турсезона не дал ему особых преимуществ. Показав «дежурный» прирост в 2,9%, авиаперевозчик уступил свое 21–е место «Татарстану».
Ранжир десятки, следующей за лидерами, по обыкновению подвергся изменениям. Престижный пелотон с в общем–то неплохим майским привесом (9,6%) покинула «Нордавиа – региональные авиалинии», а «Ред Вингс» вернулся, пусть и замыкающим, в основную группу.  Эта рокировка позволила «Атлант–Союзу» и «Дон-авиа» подняться на ступеньки выше, соответственно на 13–е и 14–е места. Кроме того, привычно обменялись местами «Владивосток Авиа» и «Северный Ветер».
Результаты пятерки лидеров сегмента грузоперевозок указывают на нарастающее напряжение конкурентной борьбы. Вклинившись в апреле в «семейную» пару – «ЭйрБриджКарго» (1–е место) и «Волга–Днепр» (3–е место), «Аэрофлот – российские авиалинии», видимо, посчитал свою задачу решенной и в мае нарастил объемы перевозок всего на 600 т (3,9% роста). Между тем разлученные «родственники», судя по всему, думают иначе, о чем свидетельствуют их «привесы», соответственно 12,7 и 11,9%. В футболе такой прием называется «коробочкой». Позволит ли он восстановить былую позицию, во многом будет зависеть от тактики аэрофлотовцев.
Еще раз удивил «Полет». Если в апреле компания стала однозначным лидером по снижению (–30%), то в мае уже одна из лучших по росту (52,4%). Такие кульбиты никак не указывают на стабильность, примером которой видится замыкающая пятерку «Трансаэро», показавшая 2,7% роста в апреле и 6,2% в мае. Что это – смирение с пятым местом или демонстрация основательности и планомерного развития, думается, увидим к концу отчетного сезона.
Нижеследующая десятка грузоперевозчиков – в том же составе, но с небольшими изменениями. Обменялись местами «Аэростарз» (9) и «224 летный отряд» (10), «Уральские авиалинии» (11) и «КАПО Авиа» (13), а также аутсайдеры пелотона «Якутия» (14) и «Авиастар–ТУ» (15).
Словом, май–баловник позволил отрасли нарастить определенные ресурсы, что очень может пригодиться уже в ближайшем будущем. Авиакомпаниям сейчас непросто. Очевидность увеличения провозных мощностей в пик перевозок может обернуться серьезными потерями в случае наступления кризисных рецидивов. Приходится гадать, какой из пресловутых трендов развития экономики  окажется верным.  Будем надеяться, что менеджмент эксплуатантов окажется на приличествующей  высоте.

Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 гг.

Диаграмма 

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 гг. 

Диаграмма1

 

Основные показатели работы гражданской авиации России за май 2009 и 2010 гг.

Таблица

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 50 (1013) 11 – 17 декабря 2017 года

Транспортная политика 35

Стратегический вектор

Транспортный комплекс России становится более экологичным. В России завершается Год экологии. Снижение выбросов в атмосферу от автомобильного…
Транспортная политика 42

Искусство управлять трафиком

Оно помогает сделать дорожное движение безопасным. Вопросы безопасности дорожного движения, развития транспортных систем российских городов и…
Железнодорожный транспорт 31

Заглянуть за горизонт

В приоритете – развитие железнодорожной инфраструктуры и совершенствование сервиса. Как уже сообщала наша газета, в Москве прошел III Железнодорожный…
Автомобильные дороги 37

Все начинается с проекта

Без применения инновационных инженерных решений сегодня невозможно строительство сложных транспортных объектов. Актуальные вопросы проектирования,…
Подготовка кадров 34

Создать касту профессионалов

Для работы в Арктике нужны стрессоустойчивые, целеустремленные и готовые прийти на помощь коллегам специалисты. Формирование арктической повестки –…
Безопасность 35

Меры нужны комплексные

На повестке дня – вопрос совершенствования весогабаритного контроля. Это было недавно… В октябре 2014 года в Новосибирске прошло заседание президиума…
Показать все