• августа 10, 2017 В КРЕМЛЕ

    На дорогах – без аварий!

    Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства РФ.
    Одним из главных на совещании был вопрос безопасности дорожного движения. Президент отметил, что в основном ДТП с тяжелыми…

  • августа 10, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Законопроект – доработать

    На заседании Комитета СФ по экономической политике сенаторы рассмотрели внесенный в Госдуму законопроект «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении…

  • августа 10, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Создан совет

    В Госдуме создан Экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в…

  • августа 10, 2017 67

    Хроника 7 – 13 августа 2017 года

    Распоряжением Правительства РФ скорректированы основные характеристики Нижегородского гидроузла.

    Состоялся визит руководителя Росавиации Александра Нерадько в Монголию.

    Вступил в силу приказ о форменной одежде сотрудников Росморречфлота и подведомственных ему организаций.

    Парусник «Мир» завершил участие в Балтийской регате.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

В поисках тренда

В поисках трендаКто удержится на качелях кризиса?

В поисках трендаВ свое время гражданские самолеты преодолели звуковой барьер, но удержаться на сверхзвуке не удалось – скорость оказалась не по карману потребителям. Сегодня коммерческая авиация стоит перед иным, экономическим барьером. Смогут ли авиакомпании сохранить положительную динамику роста вопреки отрицательным тенденциям в макроэкономике? Ответ не очевиден. Все зависит от определяющих кризисные явления факторов, характер которых, при всех тревожных проявлениях, пока не сформирован в однозначный положительный либо отрицательный тренд. Если мы имеем дело, как утверждается, с началом конца кризиса, сопровождаемого частным рецидивом негативных проявлений, то это одно дело. Совсем другое, если мы в конце начала временных позитивных сдвигов – так называемой положительной коррекции, за которой последует вторая кризисная волна.
Разумеется, очень хотелось бы, чтобы события развивались в позитивном ключе. Тем более что ситуация в отечественной гражданской авиации в настоящее время не предвещает  бедственных эксцессов. Отчетность Росавиации за май более чем оптимистична. Пассажирооборот увеличился на 20%, а количество перевезенных пассажиров превысило апрельскую планку более чем на 900 тыс. человек, или на 24 процентных пункта. Немного скромнее на этом фоне выглядит рост показателей по грузообороту и перевозкам грузов, соответственно 6,7 и 8,3%, что тоже довольно прилично.
Значительный рост пассажироперевозок вполне совместим с сезонной картой и усилен отсутствием таких внешних факторов, как печально известный  природный катаклизм исландского происхождения и чрезмерное давление на рынок отечественных авиаперевозок в рассматриваемый период со стороны глобальных страновых негативов. Более того, экономические неурядицы в Европе, судя по отчетности, сыграли на руку отечественным авиапредприятиям. Пассажиров на международных линиях перевезено ими более чем на 700 тыс. больше, чем в предыдущем месяце, что составило 40% роста. Правда, как водится, внутренние перевозки при этом возросли всего на 200 тыс. человек, а местные – на процент допустимой погрешности – порядка 17 тыс. пассажиров.
Темпы роста грузоперевозок не имели в мае столь экстравагантного взлета, что вполне объяснимо спецификой сегмента. Однако и здесь заграница нам здорово помогла – объем международных перевозок за месяц скакнул сразу на 135% (!). Другими словами, практически весь потенциал роста пришелся на обеспечение контрактов с иностранными контрагентами.
Соответственны и показатели эксплуатантов в рамках рассматриваемых сегментов. Пассажироперевозчики демонстрируют большую стабильность. Единственным из перевозчиков, занимающих первые пятнадцать ступенек турнирной таблицы, кто не смог преодолеть свой апрельский результат, стала авиакомпания «Северный Ветер» (–10,7%). Остальные – в плюсе. В пятерке лидеров без перестановок. «Аэрофлот – российские авиалинии» с 15% роста по–прежнему уверенно держит первенство. Правда, следующая за ним  «Трансаэро» не собирается вечно быть второй, о чем свидетельствует превышение апрельских показателей сразу на 33%. Но, чтобы выйти на первую позицию, ей понадобится удвоить последнее достижение, что в среднесрочной перспективе сродни чуду. Наиболее стабильна «Сибирь» (3–е место). Однако следующая за ней «ЮТэйр», похоже, грезит оказаться в призерах, отставая от конкурента по числу перевезенных пассажиров менее чем на 60 тыс. человек. И лишь заметное преимущество «Сибири» по пассажирообороту  дает ей возможность пока не опасаться неожиданного наскока тюменцев. Не оставили амбиций и замыкающие пятерку «Оренбургские авиалинии». Надо отдать должное авиакомпании – при более чем двукратном отставании от ближайшего конкурента оренбуржцы не опускают руки и уже третий месяц кряду являются лидерами пятерки по темпам роста. Да еще какими лидерами – в мае этот показатель зашкалил за 60%!
Словом, процесс идет к выравниванию позиций перевозчиков, что обещает еще более интересную интригу в конкурентной борьбе. Этому способствует и позиция Минтранса, который планирует обсудить возможность расширения круга российских назначенных перевозчиков и изменения процедуры рассмотрения заявок на допуск к выполнению чартерных рейсов. В значительной степени реализация этого проекта скажется на интересах Аэрофлота, являющегося назначенным перевозчиком на большей части международных маршрутов.  «Это позволит большему числу авиаперевозчиков выполнять полеты на направлениях массового туризма», – считает представитель Трансаэро – главного конкурента аэрофлотовцев в сегменте пассажироперевозок.
Впрочем, если говорить о туризме, то надо вспомнить новобранца «лиги», компанию «Ай Флай», аффилированную, как уже сообщалось, с туроператором TEZ Tour. Казалось бы, самое время эксплуатанту пожинать плоды на ниве отпускной путины. Ан нет, разгар турсезона не дал ему особых преимуществ. Показав «дежурный» прирост в 2,9%, авиаперевозчик уступил свое 21–е место «Татарстану».
Ранжир десятки, следующей за лидерами, по обыкновению подвергся изменениям. Престижный пелотон с в общем–то неплохим майским привесом (9,6%) покинула «Нордавиа – региональные авиалинии», а «Ред Вингс» вернулся, пусть и замыкающим, в основную группу.  Эта рокировка позволила «Атлант–Союзу» и «Дон-авиа» подняться на ступеньки выше, соответственно на 13–е и 14–е места. Кроме того, привычно обменялись местами «Владивосток Авиа» и «Северный Ветер».
Результаты пятерки лидеров сегмента грузоперевозок указывают на нарастающее напряжение конкурентной борьбы. Вклинившись в апреле в «семейную» пару – «ЭйрБриджКарго» (1–е место) и «Волга–Днепр» (3–е место), «Аэрофлот – российские авиалинии», видимо, посчитал свою задачу решенной и в мае нарастил объемы перевозок всего на 600 т (3,9% роста). Между тем разлученные «родственники», судя по всему, думают иначе, о чем свидетельствуют их «привесы», соответственно 12,7 и 11,9%. В футболе такой прием называется «коробочкой». Позволит ли он восстановить былую позицию, во многом будет зависеть от тактики аэрофлотовцев.
Еще раз удивил «Полет». Если в апреле компания стала однозначным лидером по снижению (–30%), то в мае уже одна из лучших по росту (52,4%). Такие кульбиты никак не указывают на стабильность, примером которой видится замыкающая пятерку «Трансаэро», показавшая 2,7% роста в апреле и 6,2% в мае. Что это – смирение с пятым местом или демонстрация основательности и планомерного развития, думается, увидим к концу отчетного сезона.
Нижеследующая десятка грузоперевозчиков – в том же составе, но с небольшими изменениями. Обменялись местами «Аэростарз» (9) и «224 летный отряд» (10), «Уральские авиалинии» (11) и «КАПО Авиа» (13), а также аутсайдеры пелотона «Якутия» (14) и «Авиастар–ТУ» (15).
Словом, май–баловник позволил отрасли нарастить определенные ресурсы, что очень может пригодиться уже в ближайшем будущем. Авиакомпаниям сейчас непросто. Очевидность увеличения провозных мощностей в пик перевозок может обернуться серьезными потерями в случае наступления кризисных рецидивов. Приходится гадать, какой из пресловутых трендов развития экономики  окажется верным.  Будем надеяться, что менеджмент эксплуатантов окажется на приличествующей  высоте.

Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 гг.

Диаграмма 

Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 гг. 

Диаграмма1

 

Основные показатели работы гражданской авиации России за май 2009 и 2010 гг.

Таблица

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 33 (996) 14 – 20 августа 2017 года

Транспортная политика 14

Установить стандарты

транспортного обслуживания населения с учетом региональных особенностей.Помощник Президента России, секретарь Государственного совета Игорь Левитин…
Воздушный транспорт 14

В авангарде прогресса

На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Светлана ПЕТРОВА.– Светлана…
Финансы. Инвестиции. Налоги 11

В условиях дефицита

механизм государственно–частного партнерства получает дополнительный импульс для своего развития.Начиная с 2015 года с финансированием крупных…
Финансы. Инвестиции. Налоги 10

«Фабрика финансирования»

Новая стратегия банковского сектора. Проблемы с отечественной инфраструктурой, в том числе транспортной, связаны с проблемами финансирования, даже…
Морской транспорт 11

Беспрецедентная поддержка

оказывается государством гражданскому судостроению.Собственно, повторилась обычная российская история. За годы «реформ» (особенно в лихие 90–е),…
Безопасность 12

Сетевые технологи

помогут предупреждать ДТП по ходу движения.Дорожная обстановка в современном мире и с современным плотным трафиком меняется буквально каждую секунду.…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все