• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 80

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Встать на крыло

4_s.jpgАвиация видит свои перспективы в лоу–косте.

4.jpgНесмотря на негативное воздействие внешних политических факторов, 2014 год стал самым успешным для авиационной отрасли России. Об этом сообщил руководитель Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень на стратегическом форуме лидеров гражданской авиации – 2015. По его данным, количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, увеличилось за прошлый год на 10,2% по сравнению с 2013–м и составило 93,2 млн человек, что на 5,7% больше «пикового» советского уровня – 1991 года. Перевозки почтой грузов также увеличились по объему и составили 1036,5 тыс. тонн, что составляет 95% от того же 1991 года. Пассажирооборот в целом вырос на 7,2%, грузооборот – на 3,8%. Суммарный тонно–километраж, выполненный российскими авиакомпаниями, превысил уровень 1991 года на 69%.
В то же время в России сокращается число аэропортов. Так, если в 2001 году в аэропортовой сети РФ насчитывалось 1450 аэропортов, то на начало 2015 года – всего 290 аэропортов и около 1400 посадочных площадок. Причем число сертифицированных аэропортов продолжает снижаться. Главную нагрузку несут на себе 36 узловых аэропортов, которые концентрируют и распределяют основные пассажиропотоки. В целом аэропортовая сеть развивается стабильно, однако не растет из–за съеживающихся объемов финансирования: за все это время в опорной сети появились всего лишь два новых аэропорта.
Отдельной темой остается развитие авиасообщения в Арктической зоне. По данным статистики, с 2000 по 2014 год объем авиаперевозок через аэропорты, расположенные в Арктической зоне, увеличился в России более чем в 2 раза. Сейчас в Арктике располагаются 73 аэродрома, но проблема в том, что часть из них эксплуатируется более сорока лет без реконструкции и уже достигла критического износа. Кроме того, парк воздушных судов, используемых на этой территории, требует своего расширения и модернизации. В целом Антон Корень уверен, что в России есть возможности реализовать программу импортозамещения в производстве воздушных судов в части всех основных типоразмеров. В частности, для магистральных линий можно использовать Sukhoi Superjet, а начиная с 2021 года – среднемагистральный пассажирский самолет Як–242 (в ходе разработки имеет название МС–21). Что касается региональных самолетов, то это может быть пассажирский самолет Ил–114 или грузовой вариант Ил–112. Кроме того, есть разработка Ростеха – легкие многоцелевые самолеты ЛМС–9 и девятнадцатиместный ЛМС–19.
С оптимизмом Антона Кореня не согласен ответственный секретарь экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Владимир Скоропупов. По его мнению, состояние дел в Арктической зоне по авиаобеспечению находится «на нулевом уровне». «Попытки обустроить аэропорты для Арктики есть, однако они остаются на бюджетном финансировании, и эффективность использования этих средств достаточно низкая, – отметил он. – Аэропорты создаются, но летать не на чем». Хотя в настоящее время Сибирский научно–исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина модернизирует самолет Ан–2.
Основной проблемой Владимир Скоропупов называет то, что законодательная база в области авиаперевозок остается единой как для территории Арктики, так и для центральных регионов России, тогда как условия осуществления деятельности на севере во много раз сложнее из–за сурового климата. Между тем российским законодательством никаких послаблений не предусматривается: нулевой ставки на НДС нет, налоги на землю и имущество – такие же, как и в европейской части страны, тогда как затраты на содержание инфраструктуры очень высоки. Например, согласно существующим требованиям, даже небольшой аэропорт в Арктике должен быть огражден каменным забором, а число сотрудников в службе безопасности может достигать 20 человек при численности сотрудников всего аэропорта в 60.
Что касается перспектив сегмента пассажирских авиаперевозок в целом, то эксперты ЦСР ГА видят их в развитии сегмента лоу–кост, который очень распространен в развитых странах и занимает кое–где чуть более половины рынка. Россия опоздала в этом тренде на десяток с лишним лет: только в прошлом году Центр стратегических разработок в гражданской авиации разработал для Рос-
авиации стратегию развития лоукост–перевозок в РФ. Согласно долгосрочному прогнозу, лоукост–перевозки только на внутренних воздушных линиях России к 2035 году могут достигнуть 56 млн пассажиров в год. И первые ласточки уже появились: это лоукостер «Победа» и дисконт–авиакомпания от Трансаэро. Эксперты ожидают, что при динамическом развитии сценария экономики к 2020 году около 16 млн пассажиров будут пользоваться этой услугой.
На руку авиакомпаниям–лоукостерам должен сыграть даже кризис: как показала практика, в США во время спада в экономике происходило увеличение этого сегмента авиаперевозок. Объясняется это более эффективным управлением и сокращением затрат и издержек. Так, лоукостеры экономят на 57% больше в 10 статьях затрат по сравнению с традиционными сетевыми авиаперевозчиками. В частности, экономия на наземном обслуживании составляет 10%, на аэропортовых сборах – 6%. Также важно использование экономичной аэропортовой инфраструктуры: к примеру, особенностью архитектуры и дизайна аэропорта Франкфурт–Хан является простота конструкций, экономия строительных материалов, отсутствие как таковой внутренней отделки и дизайнерских решений. Все это в конечном итоге сказывается на цене строительства, а в дальнейшем – и на аэропортовых сборах. Также в лоукост–бизнесе значительна экономия на операционных издержках и персонале.

a1.jpg

Емкость рынка лоукост–авиаперевозок в России довольно существенна: эксперты ЦСР ГА насчитали 12 аэропортов, в которых с большой вероятностью можно забазировать сразу несколько лоукост–перевозчиков. В частности, только в Москве к 2035 году можно будет обслуживать 82 авиалинии в лоукост–сегменте. Мощный спрос на дешевых перевозчиков прогнозируется в Санкт–Петербурге, Екатеринбурге, Сочи, Новосибирске. Еще в 16 городах, по подсчетам специалистов, потенциально можно забазировать до двух воздушных судов–лоукостеров. Таким образом, Россия еще может вписаться в общемировой тренд.
Впрочем, есть еще одна тенденция на рынке, которую Россия не может не повторить, к тому же обладая огромной территорией. Это – взаимоувязка и параллельное развитие воздушного и высокоскоростного железнодорожного транспорта, отметил генеральный директор Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Владимир Косой. По его словам, сейчас уже есть понимание, что развитие инфраструктуры очень серьезно влияет на экономику, тем более в условиях замедления темпов ее роста. И один из ключевых моментов выхода из тупика – это комплексное развитие транспортной инфраструктуры.
Тем более что мобильность в России растет год от года, а утверждение, что население России – малоподвижно, не соответствует действительности. Согласно полевым исследованиям ЦЭИ, в России очень высока доля автомобильных перевозок на личном транспорте. Например, по направлению Москва – Астрахань 25% всего пассажиропотока осуществляются на личном транспорте, еще 11% – на автобусе, то есть почти 40% перевозок проходят мимо авиационного транспорта. Примерно такая же статистика по Волгограду, Белгороду, Воронежу. На корреспонденции Нижний Новгород – Казань доля автотранспорта вообще составляет 55%, а с учетом автобусного сообщения – 70%. «Все эти направления – явно для авиации», – утверждает Владимир Косой.
При этом он увязывает развитие авиатранспорта с появлением высокоскоростных железнодорожных магистралей. Напомним, что в настоящее время началась разработка проектной документации для строительства участка Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Соответствующий договор подписали ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания ОАО «РЖД»), консорциум компаний–проектировщиков при участии ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и китайская China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. Это при том, что у китайцев в принципе очень высок интерес к развитию направления Европа – Китай и рынку строительства ВСМ. На сегодня их мощности позволяют строить 3000–4000 км ВСМ в год.
«Тем не менее мы считаем, что развитие ВСМ не должно привести к снижению авиационных перевозок, – отметил Владимир Косой. – Конечно, будут потери, например, по корреспонденции Москва – Екатеринбург. Однако мировой опыт показывает, что железные дороги – это не конкурент для авиаотрасли: все пункты назначения, которые располагаются далее 800 км, остаются прерогативой авиации». Более того, с учетом всех этих тенденций может возникнуть ситуация, когда основную перевозку будет выполнять именно ВСМ, а авиация останется «на подхвате». Хотя раньше было наоборот.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

9.07.2015

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 244

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 246

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 286

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 235

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 244

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 207

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все