• апреля 27, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Распределили трансферты

    Подписано постановление Правительства РФ о распределении в 2017 году межбюджетных трансфертов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Подписанным постановлением распределяются…
  • апреля 27, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Осознанные возможности

    Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев представил депутатам Госдумы отчет о деятельности правительства за 2016 год.Дмитрий Медведев подчеркнул, что прошедший год был непростым, прошел в режиме жесткой экономии ресурсов, но дал главное – стал…
  • апреля 27, 2017 73

    Хроника 24 – 30 апреля 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Бурятия.
    Министр транспорта РФ Максим Соколов встретился с представителями общероссийских профсоюзов транспорта.
    В Новосибирске состоялся всероссийский семинар по вопросам подготовки плавсостава.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Для бедных мест нет?

Для бедных мест нет?Если театр начинается с вешалки, то железная дорога – с вокзала. Это «лицо» главного транспорта страны. От того, как встретят пассажира на вокзале, зависит и то, захочет ли он еще раз воспользоваться услугами железной дороги. Но встречают на вокзалах по–разному.

Для бедных мест нет?Если театр начинается с вешалки, то железная дорога – с вокзала. Это «лицо» главного транспорта страны. От того, как встретят пассажира на вокзале, зависит и то, захочет ли он еще раз воспользоваться услугами железной дороги. Но встречают на вокзалах по–разному. 

Вокзал – зона бизнеса

Железнодорожный вокзал в Новосибирске после реставрации стал настоящим дворцом. Перед ним даже очистили площадь от мелких лавочек, чтобы не мешали любоваться блистательным творением архитекторов. Он красив и внутри – с огромными залами и высокими потолками. Вокзал вмещает 4 тыс. пассажиров. Здесь все вокруг них и крутится. Работает сервис–центр, вход в него – свободный и бесплатный. Там можешь купить билет, обменять валюту, отправить факс и сделать копии документов. Тебе также вызовут носильщика и такси, организуют экскурсию по городу. Все услуги, которые там оказывают, не перечислить – их около 70 видов.
На вокзале круглосуточно открыты кафе с набором горячих блюд и ресторан, в котором можно устроить «праздник желудка». Разумеется, есть и гостиница с уютными номерами, комната матери и ребенка и даже… почасовой детский сад. Кстати, этой услугой пользуются не только пассажиры, но и жители города, если не с кем оставить ребенка на пару часов. В последнее время заявки от пассажиров на номера в гостинице, бронирование мест в поездах, заказ такси стали принимать прямо в фирменном поезде «Сибиряк». Удобно? Конечно, удобно! И пассажиры за такую заботу о них благодарны.
С удовольствием идет народ и на вокзал в Челябинске. Там тоже есть чем полюбоваться – цветной мозаикой окон, фонтаном, «садом камней». Пассажиров принимают как желанных гостей – сотрудники вокзала доброжелательны, а сервис продуман.
Вообще, вокзалы в Челябинске и Екатеринбурге относятся к новому поколению «интеллектуальных зданий». Электронная «начинка» позволяет обеспечить максимальный уровень безопасности и комфорта пассажиров, контролировать ситуацию в залах и переходах.
Хотелось бы, чтобы все вокзалы в стране так же радовали глаз и душу. Но их более 4,5 тыс., и немалая часть из них нуждается в ремонте. Все сразу не обновишь – на это нужны большие деньги. Но тем не менее работа идет. В последние годы построены и реконструированы десятки маленьких вокзалов на Московской железной дороге. И в первую очередь в местах паломничества туристов.
В самой столице десять красивейших вокзалов. Но не на всех пассажиры чувствуют себя комфортно. Вокзалы тесны – потоки людей втекают и вытекают из них, как река. В часы «пик» на перронах толпа, к кассам не протиснуться. А когда людской поток иссякает, после него остаются кучи мусора, окурков, пустых бутылок. И если внутри зданий чистота и порядок все же поддерживаются, то на прилегающей площади – часто помойка. Особенно вокруг Казанского вокзала – там всегда грязь и запах сортира. Вокруг него вечно вьются бомжи и цыгане. Выходит человек из поезда, и вот она, столица, радуйся!
Хорошо бы помыть перроны и привокзальные площади хорошим шампунем и сбрызнуть дезодорантом. Но прежде нужно убрать облепившие вокзалы торговые палатки и весь полукриминальный бизнес на привокзальных площадях вместе с благосклонно взирающей на это милицией. И на земле и в воздухе сразу станет чище. Но кто должен навести порядок? До недавнего времени Иван кивал на Петра, а Петр – на Ивана. Теперь наконец–то консенсус найден: правительство Москвы и ОАО «РЖД» подписали соглашение, по которому железнодорожники здесь будут хозяевами.
Два года назад была создана Дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД», в ведение которой передали 323 самых крупных железнодорожных вокзала страны. И она очень рьяно взялась за дело, разработав массу проектов. Так, был объявлен открытый конкурс для предприятий общественного питания и розничной торговли, по итогам которого с победителями будут подписаны партнерские соглашения. Они предусматривают заключение договора аренды площадей сроком на 10 лет по фиксированным арендным ставкам на период действия договора. Всего на аукцион выставлены 9 лотов, из которых 6 – для предприятий общественного питания и 3 лота – для розничной торговли. Затем создадут операторские компании, 75% акций в которых (минус одна) получит победитель конкурса, а остальные останутся у ОАО «РЖД».
– Мы привлекаем к сотрудничеству крупнейших сетевых операторов, – говорит начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов. – Это позволит обеспечить единые стандарты обслуживания и в мегаполисах, и в регионах. При этом мы оставляем за собой право контролировать качество и безопасность услуг.
Дирекция планирует отдать в аренду более 70 тыс. кв. метров площадей на крупных вокзалах, из них 45 тыс. будет разыграно на первом аукционе. Кусок очень лакомый для бизнеса, если учесть, что в год через эти вокзалы проходят свыше 1 млрд человек!
Открытые конкурсы будут проведены более чем по 13 типам услуг. Сегодня уже подведены итоги открытых аукционов в сегментах «аптеки», «вендинговые аппараты» и «платежные терминалы». Можно назвать и первых победителей. Это ОАО «Фармация», которая входит в холдинг «Феникс–групп», оно получило в аренду почти 3,3 тыс. кв. метров и разместит на них не менее 120 аптек. А компания «Ювенко» установит на вокзалах 856 вендинговых аппаратов и 616 платежных терминалов.
На привокзальных площадях столицы скоро появятся и «РЖД–такси». Аукцион среди таксомоторных компаний провели в начале ноября. Победителям выделят места для парковок на Киевском и Ярославском, а затем и на остальных вокзалах столицы. Услуги «РЖД–такси» будут оплачиваться по фиксированному тарифу в здании вокзала у стойки с вывеской «такси». И это позволит избавиться от осаждающих вокзалы «серых бомбил». Цены на их услуги порой просто фантастические, а гарантий безопасности – никаких.
Кстати, в начале лета пилотный проект «РЖД–такси» стартовал на Курском вокзале в Москве. За пять месяцев его услугами воспользовались более 2500 пассажиров. Так что спрос есть, и немалый. Проект поддержало и правительство Москвы, задумав изменить даже схему движения автотранспорта на Комсомольской площади и возле остальных вокзалов с целью сделать более удобным подъезд и выезд машин.
Словом, сервис на вокзалах обещает стать более цивилизованным. Да, еще не решены многие проблемы. Например, сегодня, как и двадцать лет назад, в железнодорожные справочные Москвы невозможно дозвониться. Но на помощь уже пришел Интернет, по сети сотовой связи можно получить информацию о расписании поездов, наличии мест, стоимости билетов и о том, придет ли поезд по графику.
Открыта и продажа билетов через Интернет. Есть, правда, неувязки, в частности, с обменом электронного билета в кассе на обычный проездной документ. Но уже предложена новая услуга – электронная регистрация электронных билетов. Появились на вокзалах и первые транзакционные терминалы, с помощью которых пассажир может сам оформить билет, заказанный и оплаченный через Интернет. И когда это станет явлением массовым – очередей у касс не будет.
Несмотря на кризис, развернулась и масштабная программа модернизации и реконструкции крупных вокзалов России. На их базе будут созданы высокотехнологичные транспортные узлы. Завершить программу планируется к 2013 году. Общий объем требуемых инвестиций – 28 млрд рублей, предполагается, что 70% из них удастся привлечь со стороны. Сегодня уже определены источники финансирования для 78 вокзалов в городах с населением свыше 200 тыс. человек. Причем 40 вокзалов будут модернизированы в течение ближайшего года. Это все вокзалы Московского узла, Финляндский и Выборгский в Санкт–Петербурге, вокзалы в Сочи и Адлере, а также в ряде региональных центров.
Общий эффект от реализации этой программы оценивается в 85 млрд рублей (за 2009–2015 гг.). При этом будет создано около 28 тыс. дополнительных рабочих мест в таких отраслях, как строительство, розничная торговля и сфера услуг. Пожалуй, это один из немногих проектов в нашей кризисной экономике, который обещает принести на каждый вложенный рубль почти два рубля прибыли. Вокзалы становятся привлекательной сферой для бизнеса.

Какой кошелек – такой и сервис

Все, наверное, помнят фразу героя фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих»: «Железная дорога – это точность, это комфорт, это чистота!». Но сегодня ее чаще произносят с ироническим подтекстом. О какой точности можно говорить, если более 2 тыс. поездов по проследованию выбились из графика за первое полугодие? О комфорте тоже речи нет, так как ездить пассажирам нередко приходится в скрипящих от старости вагонах без кондиционеров.
В одной из радиопередач провели как–то опрос слушателей, задав им вопрос: любят ли они ездить поездом? Оказалось, что подавляющее большинство – 61,8% – любят! Но большинство политиков, представителей власти и бизнеса, за редким исключением, предпочитают летать на самолетах. Хотя тем, у кого в кармане есть хорошие деньги, железные дороги могут предоставить сегодня неслыханный комфорт. К примеру, поехать в Санкт–Петербург из Москвы и обратно в столицу на «Гранд–экспрессе». Это самый роскошный поезд в России! Купе в нем напоминают номера отеля высшего разряда. Они просторны, с широкими диванами, оборудованы современными душевыми кабинами и туалетами. Кондиционеры создают комфортный температурный режим в купе, во всех купе – телевизоры с плазменными панелями, DVD–проигрыватели, Интернет. Словом, отдыхай и наслаждайся жизнью! Цена билетов на этот поезд – от 4,5 тыс. до 18 тыс. рублей и выше в зависимости от сезона. Это не каждому по карману.
Но есть и более доступный сервис. Хотя тоже в основном для людей не бедных. С начала нынешнего лета ОАО «РЖД» запустило новые фирменные поезда класса премиум. В каждом составе 17 вагонов, в том числе 1 вагон люкс, 3 вагона СВ, 10 купе, 2 плацкартных и 1 вагон–ресторан. Первые 6 поездов отправились из Москвы в Казань, Горький, Свердловск, Адлер, Новороссийск и Ростов. Графиком предусмотрено использование каждого состава на нескольких маршрутах. Это сделано, чтобы сократить время простоя на станциях формирования и оборота.
Можно еще отметить, что поезда класса премиум отличают единое стилевое решение интерьера, высокий уровень комфорта и специальные тарифные планы. Кстати, в состав этих поездов включают только новые вагоны, оборудованные кондиционерами и экологически чистыми туалетами. В купе есть телевизоры, а закрываются двери, как в отеле, с помощью магнитных карточек. В служебном купе имеются холодильник, микроволновая печь и кулер. Так что горячий завтрак пассажирам обеспечен.
За 3 летних месяца эти поезда перевезли более 400 тыс. пассажиров. Это не так уж и много, если сравнить с общим объемом пассажиров, перевезенных в поездах дальнего следования, а он составил 92,8 млн человек за 9 месяцев текущего года. Железнодорожникам удалось приостановить резкое снижение пассажиропотока из–за кризиса благодаря проведению беспрецедентной акции – снижению цен на билеты в летний сезон. Скидки доходили до 40% при покупке билетов за 30–45 суток, до 20% – на дополнительные поезда и 15–18% – в вагоны без кондиционеров. Но это коснулось нерегулируемого сектора – купейных вагонов и СВ, цены на которые в 3–4 раза выше, чем в плацкартные и общие вагоны.
А основная масса пассажиров заполняет самый дешевый сегмент перевозок и вынуждена ездить в плацкартных и общих вагонах и в поездах отнюдь не класса премиум. Но это вовсе не потому, что ОАО «РЖД» так не любит бедных пассажиров (хотя о богатых оно заботится больше). Новых вагонов не хватает на всех! Когда принималось решение о создании Федеральной пассажирской компании, выяснилось, что износ пассажирских вагонов составляет 66%, а пассажирских локомотивов – более 75%. Какой тут комфорт обеспечишь?!
К сожалению, государство до недавнего времени обращало на это мало внимания и денег не вкладывало, видимо, полагая, что проблема как–нибудь рассосется. Само ОАО «РЖД» вложило в 2003–2007 годах в пассажирский комплекс дальнего следования более 30 млрд рублей – кстати, в несколько раз больше, чем за предыдущую пятилетку. Но эти деньги лишь сгладили остроту проблемы. Компания приобрела почти 3000 пассажирских вагонов и более 600 пассажирских локомотивов, добавив к ним в этом году еще 400 вагонов. Но если продолжать обновлять парк такими же темпами, на это уйдет лет 100–150. В парке ведь насчитывается более 23 тыс. пассажирских вагонов, и он изношен более чем наполовину. Так что, вполне возможно, и дети наши, и наши внуки будут ездить на устаревших морально и физически поездах.
В ОАО «РЖД» полагают, что пассажирский комплекс должен быть сферой ответственности не только бизнеса, но и государства. Во всем мире пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте дотируются. В странах Евросоюза уровень бюджетной поддержки пассажирских перевозок еще семь лет назад составлял не менее 2,5–6 центов на 1 пассажиро–километр (без учета субсидий на развитие инфраструктуры), а в США и Канаде – 12–13 центов (плюс субсидирование на инфраструктуру). Если учесть, что пассажирооборот на наших железных дорогах превышает 150 млрд пас.–км в год, то в Евросоюзе они бы получали поддержку от государства как минимум 3,5–4 млрд долларов в год! И на эти деньги можно было закупить новый подвижной состав, заодно сократив затраты на бесконечное «латание» старых вагонов и локомотивов.
Но три года назад было все же принято решение компенсировать из федерального бюджета потери в доходах ОАО «РЖД» из–за государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки (поддержание их на доступном для населения уровне). И в 2007 году впервые было выделено 10, 9 млрд рублей, которые покрыли 50% убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании по социально низким тарифам. К 2010 году планируется достигнуть 100% компенсации.
Но где деньги на развитие? Между тем разработанная ОАО «РЖД» программа развития пассажирского комплекса дальнего сообщения до 2015 года оценивается в 373 млрд рублей. Откуда возьмутся эти деньги, если о перекрестном субсидировании пассажирских перевозок за счет грузовых приказано забыть? С нового года пассажирским комплексом будет управлять Федеральная пассажирская компания – филиал ОАО «РЖД», как она будет сводить концы с концами?
Главный расчет – на новый Прейскурант тарифов 10–02–16 на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа. Его пытаются принять уже лет пять, все это время ведомства не могли договориться, как совместить несовместимые вещи – «экономически обоснованный уровень» тарифов с платежеспособным спросом населения и сохранением доходной базы ОАО «РЖД». В самой компании считают, что это вполне возможно при финансировании из федерального бюджета «государственного заказа» на социальные перевозки. Но как будут определять этот заказ – исходя из спроса на перевозки или из наличия денег в кармане у государства? Если из наличия денег, то заказ, естественно, будет минимальным. И поездами тогда смогут пользоваться в основном состоятельные граждане.
Впрочем, на них–то и рассчитаны многие проекты – в частности, развитие «премиум–маршутов» и туристических поездов класса люкс, а также запуск так называемой программы лояльности. Суть ее в том, что, купив билет на поезд РЖД, а еще лучше «туда и обратно», пассажир получает бонусные баллы на пластиковую карточку, которой сможет расплатиться за какую–то продукцию на вокзалах или получить дополнительные услуги в поездах. Кроме того, будет развиваться продажа сопутствующих товаров и услуг в пути следования. А то она совсем зачахла с началом кризиса. И совсем не из–за отсутствия энтузиазма у проводников…
Чтобы люди легко платили за «бизнес–ланч», за глянцевые журналы и прочие услуги на общественном транспорте, они должны достаточно зарабатывать. А у нас таких немного. Большинству населения не до жиру – быть бы живу. Сегодня, по официальным данным, каждый пятый россиянин имеет заработок ниже прожиточного минимума. А по неофициальным данным, за чертой бедности народу куда как больше. Зарплаты из–за кризиса упали, и многие стали безработными. Они даже с огромной скидкой билет в купейный вагон не купят. И «ланчик» в поезде своей ценой им поперек горла встанет. В стране бы специальную программу «лояльности к бедным» ввести. Но кому нужен нищий пассажир? От него никакой выгоды – одни убытки бизнесу.

Тамара АНДРЕЕВА,
обозреватель "ТР"

№ 17 (980) 24 – 30 апреля 2017 года

Транспортная политика 157

Северным территориям – комплексное развитие

Состоялся рабочий визит Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Мурманск. Глава правительства осмотрел инфраструктурные объекты, акваторию…
Железнодорожный транспорт 207

Время создавать межрегиональное метро

В верхней палате парламента прошли парламентские слушания, посвященные региональному аспекту партнерства государства и РЖД. В заседании приняли…
IT-технологии 178

Дорожникам поможет «Эталон»

Важно, чтобы в работу по внедрению ИТС активно включились регионы. Об интеллектуальных системах организации дорожного движения, развитии…
Транспортное машиностроение 175

Через инновации – к мировым стандартам

Транспортные машиностроители осваивают выпуск подвижного состава, который будет конкурентоспособным на мировом рынке.Осенью прошлого года мне…
Безопасность 170

Под увеличительным стеклом

транспортной прокуратуры находятся судовладельцы ЗСФО.Значительное внимание транспортных прокуроров при организации надзорной деятельности уделяется…
Спорт 163

Колесо фортуны

Кубок Минтранса России достался команде Совкомфлота.В манеже Академии «Спартак» по футболу имени Ф.Ф. Черенкова прошел седьмой по счету спортивный…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все