• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 81

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Песня про «зайцев»…

Песня про «зайцев»…Наступит ли время, когда она перестанет вызывать у железнодорожников неприятные ассоциации?

Песня про «зайцев»…Наступит ли время, когда она перестанет вызывать у железнодорожников неприятные ассоциации?

На этот и другие вопросы, имеющие отношение к пригородным железнодорожным перевозкам, попытались ответить участники видеомоста Москва – Томск на тему «Снижение цен в пригородных поездах: реальность или утопия?».

Видеомост прошел на площадке РИА «Новости». Москву представлял начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер. В Томске собеседников в прямом эфире представлял председатель областного комитета по транспорту Сергей Световец.
Максим Шнейдер рассказал о работе, которую компания провела совместно с органами власти разных уровней за последние два года, что позволило, по его мнению, создать основу для дальнейшего взаимодействия. Пригородные перевозки – актуальный вопрос во взаимоотношениях железнодорожников с региональными властями уже в силу того, что заказчиком перевозок является регион. ОАО «РЖД», как сообщил Максим Шнейдер, системно подошло к формированию нормативной базы, которая, прежде всего, направлена на повышение качества обслуживания пассажиров. Главными документами стали решения Правительства РФ о введении государственного регулирования тарифов и выделении из федерального бюджета 25 млрд рублей в качестве возмещения инфраструктурной составляющей пригородных компаний.
В настоящее время, по словам Максима Шнейдера, складывается следующая ситуация: на начало года при формировании совокупных бюджетов по всей стране затраты пригородного комплекса РФ составляли примерно 90 млрд рублей, а все доходы, собираемые пригородными перевозчиками – 41 млрд рублей. Выпадающая часть –
49 млрд рублей, и появляется она в связи с государственным регулированием тарифов. Иными словами, на один рубль, собираемый с пассажира, необходимо добрать, округленно, 1 рубль 25 копеек из всех видов бюджетов, и конечно, прежде всего, из региональных, в соответствии с законодательством.
Если посмотреть на европейский опыт, то, например, в Германии соотношение – один к шести. То есть на один евро, собираемый с пассажиров, государство выделяет в регионы в шесть раз больше.
Для полностью безубыточной работы пригородного комплекса потребуются дополнительные средства в региональных бюджетах, но тем не менее принятое Правительством РФ решение о выделении 25 млрд рублей – ключевой момент.
Что дало уже сегодня это решение Правительства РФ? Как сообщил Максим Шнейдер, 11 субъектов РФ, включая Томскую область, выходят на безубыточную деятельность с учетом тех средств, которые уже заложены в региональных бюджетах. Примерно 12 субъектов РФ находятся в диапазоне покрытия расходов от 40 до 90%, и остальные – в диапазоне до 40%. Конечно, работа должна быть продолжена, потому что выпадающая часть пригородных компаний предопределяет невозможность их развития.
Как все это отразится на пассажирах? Максим Шнейдер отметил, что благодаря взвешенной социальной политике компании сохранена в достаточном объеме маршрутная сеть. При этом стоимость проезда устанавливается регионами, и здесь одно из ключевых условий – гибкость тарифов.
Насколько готовы региональные бюджеты на компенсирование инфраструктурной составляющей пригородных перевозок на примере Томской области? Отвечая на этот вопрос, председатель областного комитета по транспорту Сергей Световец отметил, что ситуация в регионе имеет свою специфику. Область находится в стороне от Транссиба, и существует единственная ветка, соединяющая регион с Транссибирской магистралью. Чтобы сохранить этот маршрут и поддержать перевозчика – компанию «Кузбасспригород» – пришлось пойти на увеличение стоимости проезда на 10%. Мера непопулярная, но необходимая, поскольку средств на покрытие расходов компании в бюджете не хватает. Между тем в нынешнем году запланировано выделение из бюджета области 8,5 млн рублей, что улучшит ситуацию. Сергей Световец сообщил, что соглашения, в которых прорабатываются все принципиальные вопросы, заключаются с перевозчиком каждые три года, и в них предусмотрено возмещение инфраструктурных затрат.
Представители Томской области затронули вопрос о восстановлении движения электропоездов по маршруту Томск – Новосибирск, который был закрыт весной 2010 года из–за убыточности. В соответствии со стратегией развития области и программой развития железных дорог России маршрут планируется восстановить в 2016 году.
Не могли участники видеомоста обойти вниманием и «вечный» вопрос о борьбе с безбилетниками. «Вопрос, проходящий через столетия, – констатировал Максим Шнейдер. – Недавно читал газеты начала прошлого века. Такое впечатление, что написано вчера». Представитель РЖД сообщил, что сейчас решается вопрос о существенном повышении ответственности за безбилетный проезд. Необходимо, не жалея средств, проводить пропагандистские кампании, рекламные акции, чтобы изменить менталитет людей. Порой доходит до абсурда – пассажиры, оплатившие проезд, встают на защиту «зайцев». Среди молодежи сегодня это своего рода «спорт» – проехаться бесплатно на крыше вагона или каким–либо способом зацепившись за него. Необходимо добиваться того, чтобы все понимали: безбилетный проезд это не геройство, это – позор. У железнодорожников есть предложения по снижению цены разовых поездок, по скидкам для тех, кому приходится ездить ежедневно на работу, но, с другой стороны, нужен жесткий «кнут», а именно солидный штраф за безбилетный проезд.
Говоря о дальнейшем развитии пригородного комплекса, Максим Шнейдер назвал основные вехи. Одна из главных – железнодорожники внесли предложения по совершенствованию нормативно–правовой базы организации железнодорожного сообщения. К основным новациям необходимо отнести формирование федерального заказа на дальние перевозки, регионального – на пригородные. В законодательстве будут также четко прописаны условия контракта, правила взаимодействия перевозчиков и властных структур.
Помимо этого, поскольку с 2011 года все пригородные перевозки осуществляются пригородными пассажирскими компаниями, обновление подвижного состава со следующего года будет планироваться в бюджетах самих пригородных компаний. Впрочем, в настоящий момент в РЖД реализуется инвестиционная программа в объеме 12 млрд рублей, которая предусматривает приобретение подвижного состава для использования в пригородном сообщении. В качестве примера Максим Шнейдер назвал Томскую область, где с прошлого года действует новый комфортабельный поезд. Как признали собеседники из Томска, этот поезд пользуется большой популярностью.
Достижение безубыточности – только первый шаг в развитии пригородных перевозок. В РЖД убеждены, что когда в полной мере заработают продуманные, понятные правила игры на рынке пригородных перевозок, когда перевозчики и региональные власти смогут уверенно выстраивать стратегию развития, в пригородный комплекс придут частные инвестиции. Тем более что стабильный спрос на услуги пригородных перевозчиков гарантирован. Это ежегодно – миллиард пассажиров.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 246

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 247

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 287

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 236

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 246

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 208

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все