• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 82

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Пятый элемент в колесной паре

Пятый элемент в колесной пареКак мы уже сообщали, в Хельсинки состоялось 54–е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. В нем приняли участие руководители железнодорожных администраций России, стран СНГ, а также администраций Болгарии и Латвии.

Пятый элемент в колесной пареКак мы уже сообщали, в Хельсинки состоялось 54–е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ. В нем приняли участие руководители железнодорожных администраций Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, а также ассоциированные члены совета – руководители железнодорожных администраций Болгарии и Латвии. На заседании присутствовали статс–секретарь министерства транспорта и связи Финляндской Республики Харри Пурсиайнен, президент акционерного общества «Железные дороги Финляндии» Микаэл Аро.

Эффект дробления

Сотрудничество в рамках Совета по железнодорожному транспорту подходит к 20–летнему рубежу. За прошедшие годы проведена большая и очень важная работа, заметно повлиявшая на развитие транспортно–экономических связей стран – участниц Содружества. Совет решает поставленные перед ним задачи по координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне, выработке согласованных условий и принципов работы в рамках единого технологического и информационного пространства. Взаимодействие железнодорожников играет весомую роль в региональной экономической интеграции.
Одна из самых актуальных тем, обсуждаемых уже на нескольких заседаниях совета, – управление парком грузовых вагонов различной формы собственности в новых условиях. Изменения в его структуре в сторону резкого сокращения инвентарного парка привели к стремлению использовать вагоны своей принадлежности в первую очередь внутри железнодорожной администрации и ускоренно возвращать их, скажем так, к месту приписки. Последовала ответная и не вполне законная реакция – нарушения режима срочного возврата вагонов.
Другим негативным фактором изменения структуры парка стало увеличение порожнего пробега и снижение производительности грузового вагона. По оценкам специалистов железнодорожных администраций, в результате дробления парка грузовых вагонов эффективность его использования снизилась примерно на 10–15%. Конкуренция в операторском бизнесе при этом остается ограниченной, поскольку грузовые вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям, используются для хозяйственного обеспечения государств, а владельцы приватного подвижного состава выбирают наиболее технологичные и доходные перевозки.
Участники 53–го заседания совета, состоявшегося в прошлом году в Вильнюсе, утвердили Концепцию единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности. Проект Соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов был принят за основу с поручением железнодорожным администрациям совместно с Комиссией по реформированию и структурным преобразованиям доработать документ для утверждения.
В концепции определены основные принципы использования единого парка грузовых вагонов, регламентированы порядок регистрации и условия их эксплуатации, а также проведение расчетов за пользование вагонами. Эксплуатация единого парка в концепции рассматривается в комплексе двух взаимосвязанных элементов: взаимодействия железнодорожных администраций – участниц соглашения и взаимодействия железнодорожной администрации с собственниками грузовых вагонов.
Проект соглашения содержит права и обязанности сторон, технические, технологические, правовые и финансовые условия использования вагонов единого парка, определяет принципы и особенности управления и использования вагонов, переданных собственником железнодорожным администрациям по договору, позволяющие обеспечить последним полномочия по владению и пользованию указанными вагонами.
К сожалению, констатировал председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Петр Кучеренко, на нынешнем заседании договориться и подписать документ не удалось, поэтому вопрос – как управлять парком, который сегодня на 68% состоит из приватных вагонов, остается открытым. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что дискуссию между железнодорожными администрациями относительно общего парка нельзя назвать разногласиями, а просто очень тщательным рассмотрением нескольких вопросов.
Первое – это ответственность за техническое состояние вагонов. Если вагон неисправен, то принимающая его администрация должна тратить деньги и время на то, чтобы этот вагон отцеплять и ремонтировать на своей территории. Поэтому нужно договориться, как производить расчеты за отцепочный ремонт. Второй вопрос – это стоимость, которая взимается с администрации, использующей чужой вагон. Поскольку теперь это вагон частный, необходимо прежде всего учитывать интересы его владельца. «Этот механизм не очень проработан, он и в России до конца не решен, – сказал Владимир Якунин, – а тем более в международном сообщении».

На выходе из кризиса

Участники совета подвели итоги эксплуатационной работы железных дорог Содружества. После периода снижения объемов перевозочной работы, связанного с влиянием мирового финансово–экономического кризиса, хоть и медленно, но устойчиво начали увеличиваться объемы погрузки. В целом по сети обязательства железных дорог на 2010 год выполнены на 102,2%. Перевезено более 2 млрд тонн грузов. Но, несмотря на прирост, эти объемы ниже уровня пикового 2005 года. Устойчивый рост объемов погрузки в 2010 году и к предыдущему году сохранили 9 железнодорожных администраций: Азербайджана, Армении, России, Таджикистана, Украины, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии.
В первом квартале 2011 года по сети железных дорог перевезено 494 млн тонн грузов, что выше уровня аналогичного периода 2010 года на 7,4%. Принятые обязательства по погрузке выполнены в первом квартале всеми железнодорожными администрациями, кроме Туркменистана и Эстонии.
В 2010 году не удалось существенно улучшить выполнение графика движения пассажирских поездов в международном сообщении. Тенденция к снижению уровня выполнения графика движения поездов наблюдается у большинства железнодорожных администраций. Основными причинами этого являются задержки поездов на погранпереходах при проведении пограничного и таможенного контроля, низкое качество подготовки подвижного состава к рейсу, недостатки диспетчерского регулирования и многое другое. Пассажирские поезда формирования Киргизской и Узбекской железных дорог в течение года поступали на дороги России с дорог Казахстана по–прежнему с опозданиями от 0,5 до 1,5 часа.
Вместе с тем необходимо отметить положительный опыт обслуживания международных пассажирских поездов на Таджикской железной дороге, что позволило выполнить график по отправлению поездов на 100%, а по проследованию и прибытию в конечные пункты улучшить по сравнению с 2009 годом на 4,5% и 20,8% соответственно.

Новые маршруты

Напомним, на прошедшем в Вильнюсе 53–м заседании совета была одобрена Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников Содружества до 2020 года. Она охватывает практически все сферы сотрудничества и отражает согласованную позицию по наиболее актуальным направлениям взаимодействия. В предстоящие годы реализация концепции позволит системно и последовательно осуществлять согласованное развитие железнодорожного транспорта государств – участников Содружества, будет способствовать органичной интеграции железных дорог в евроазиатскую транспортную систему.
Результаты совместной работы должны обеспечить повышение уровня и качества обслуживания, дальнейший рост объемов перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, рост доходов транспортных предприятий с последующим увеличением прибыли, улучшением условий труда, повышением безопасности, улучшением экологии. Все это, безусловно, повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта, усилит позиции наших железных дорог на мировом рынке транспортных услуг и обеспечит привлечение международного транзита. Реализация положений концепции должна осуществляться в соответствии с действующими международными правовыми актами и национальным законодательством государств – участников Содружества.
Примером такого сотрудничества можно назвать взаимодействие Российских железных дорог и Железных дорог Финляндии, которое обсуждалось в ходе двусторонних переговоров, прошедших в рамках 54–го заседания совета. Объемы пассажирских перевозок между Россией и Финляндией по итогам 1–го квартала 2011 года составили 100,6 тыс. пассажиров, что на 22% больше показателей аналогичного периода прошлого года. В декабре 2010 года в сообщении между Хельсинки и Санкт–Петербургом перевезено на 30% больше пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, что в значительной степени свидетельствует о проявленном интересе к скоростным поездам Allegro.
«Данный проект и отдельные его составляющие, включая идею проведения пограничного и таможенного контроля во время движения поезда, оказались успешными. За небольшой период перевозки между Хельсинки и Санкт–Петербургом возросли более чем на 20%, а наполненность поездов Allegro в отдельные дни достигала 99%», – сообщил Владимир Якунин.
Скоростное пассажирское сообщение между Санкт–Петербургом и Хельсинки поездами Allegro открылось 12 декабря 2010 года. В настоящее время на постоянной основе ежедневно курсируют 2 пары поездов Allegro. С 29 мая 2011 года начнут курсировать 4 пары, о чем сообщил Микаэл Аро. В 2011 году планируется перевезти в сообщении между Санкт–Петербургом и Хельсинки около 250 тыс. человек. Кроме того, ежедневно отправляется поезд «Лев Толстой» сообщением Москва – Хельсинки. По мере необходимости назначаются специальные и дополнительные составы.
На заседании совета был принят новый график движения пассажирских поездов на 2011–2012 годы на сети железных дорог стран СНГ и Балтии. В нем предусмотрено обращение 245 пар дальних пассажирских поездов международного сообщения, 63 пары поездов на моторвагонной тяге, 311 маршрутов прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов и 48 почтово–багажных вагонов. В процессе разработки графика уделялось особое внимание повышению маршрутной скорости следования поездов, улучшению использования составов и пропускной способности линий, а также удобному для пассажиров времени отправления с конечных пунктов формирования и оборота составов.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 247

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 248

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 288

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 237

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 247

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 209

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все